10. Базовый набор внутренних компетенций сотрудников МФО

10. Базовый набор внутренних компетенций сотрудников МФО.

10.1. В качестве минимального количества сотрудников МФО рекомендуется 6 (шесть) человек. При этом один человек может совмещать не более двух функциональных ролей в деятельности организации.

10.2. Максимальную штатную численность МФО рекомендуется ограничивать исходя из необходимости поддержки процессов выдачи микрозаймов и возврата просроченной задолженности:

- численность специалистов по корпоративному и потребительскому кредитованию (финансовому консультированию) из расчета выдачи и (или) обслуживания 50 - 70 микрозаймов в год на одного специалиста в зависимости от размера МФО;

- численность специалистов по работе с залогом рекомендуется ограничить из расчета выдачи и (или) обслуживания 70 - 100 микрозаймов в год на одного специалиста в зависимости от размера МФО;

- численность специалистов по работе с просроченной задолженностью рекомендуется ограничить из расчета возврата 16 млн рублей в год на одного специалиста для неэффективных МФО.

10.3. Базовые функциональные роли в деятельности МФО:

- руководитель;

- бухгалтер;

- специалист по работе с залогом;

- специалист по работе с просроченной задолженностью;

- специалист по управлению рисками (риск-менеджер);

- специалист по финансовому мониторингу (в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ);

- специалист по корпоративному и потребительскому кредитованию (финансовому консультированию);

- специалист по экономической безопасности;

- юрист.

10.4. В основу для должностных инструкций сотрудников МФО целесообразно заложить базовый набор внутренних компетенций (требований) в соответствии с функциональными ролями в деятельности МФО:

в части выполнения руководящих функций:

- управление портфелем микрозаймов;

- управление процентной политикой МФО;

- управление продуктовой линейкой МФО;

- стратегическое управление рисками МФО;

- согласование или утверждение документов, регламентирующих деятельность МФО (в зависимости от формы управления МФО);

- управление процессом финансового консультирования в МФО;

- стратегическое взаимодействие с партнерами, клиентами и контрагентами при проведении финансовых сделок;

- взаимодействие с органами государственной власти по вопросам функционирования и развития МФО;

- управление персоналом, в том числе организация обучения и повышения квалификации работников;

- ведение управленческой отчетности МФО;

- внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

в части работы с бухгалтерским учетом:

- работа с первичными учетными документами (оформление первичных документов, прием и проверка первичной документации, проверка соблюдения графика документооборота, подготовка первичной документации для инвентаризации и передачи в архив)

- денежное измерение объектов бухучета, группировка фактов хозяйственной жизни (денежное измерение и регистрация данных первичной документации, составление калькуляций, начисление амортизации, составление результатов инвентаризации);

- формирование и отображение резервов;

- итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни (подсчет итогов в регистрах, составление оборотно-сальдовых ведомостей и главной книги, передача регистров проверяющим или в архив);

- составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций, налоговое планирование;

- проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками;

в части работы с залогом:

- сбор документов, необходимых для проведения залоговой экспертизы и заключения договора залога;

- оценка и залоговая экспертиза имущества;

- заключение и регистрация договоров залога;

- планирование и организация сделок купли-продажи имущества, находящегося на внесудебной реализации;

- контроль исполнения условий залогового договора;

в части работы с просроченной задолженностью:

- анализ информации (досье) о заемщике, имеющем просроченную задолженность;

- подготовка плана мероприятий по обеспечению производства платежей по просроченным задолженностям заемщика;

- проведение переговоров с заемщиком, имеющим просроченную задолженность, и поручителями;

- инициация процедур реструктуризации задолженности;

- оптимизация портфеля долгов;

в части работы по управлению рисками:

- идентификация рисков в деятельности МФО;

- выработка мероприятий по воздействию на риск в разрезе отдельных видов и их экономическая оценка;

- формирование политики МФО в области управления рисками;

- документирование процесса управления рисками и корректировка реестров рисков в рамках отдельных бизнес-процессов и функциональных направлений;

- сбор и обработка релевантной аналитической информации для анализа и оценки рисков;

- анализ рисков, в том числе в зависимости от целей МФО, вероятности и объема экономических потерь, вероятности стабилизации доходной части МФО, роста стоимости активов, уровня экономической безопасности в разрезе отдельных видов риска;

- оценка уровня (пороговых значений, условных зон) рисков в разрезе отдельных видов;

- управление рисками портфеля микрозаймов МФО;

- оценка комплексного (интегрального) уровня рисков организации;

- контроль эффективности работы сотрудников и подразделений в сфере управления рисками;

- обучение сотрудников в области управления рисками;

- консультирование по вопросам управления рисками в МФО;

в части финансового мониторинга в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ:

- разработка политики МФО в области ПОД/ФТ/ФРОМУ;

- адаптация методик проведения анализа информации в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в МФО (с отражением положений в документах, регламентирующих деятельность МФО);

- разработка правил внутреннего контроля в МФО в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;

- контроль реализации в подразделениях МФО правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;

- реализация программы управления рисками в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;

- выявление в МФО операций (сделок), подлежащих контролю в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;

- проведение обучения работников организации в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;

- анализ финансовых операций (сделок) клиентов организации в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;

- анализ материалов финансовых расследований, схем отмывания преступных доходов в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;

- анализ целевого расходования микрозайма и недопущение перечисления заемщиком полученных средств организациям, которые создаются исключительно с целью уклонения от уплаты налогов и (или) мошеннических операций;

- подготовка аналитических материалов для принятия мер по линии ПОД/ФТ/ФРОМУ в МФО;

в части работы по корпоративному и потребительскому кредитованию (финансовому консультированию):

- подготовка сделок предоставления микрозаймов заемщикам;

- оценка платежеспособности и кредитоспособности потенциальных заемщиков из числа субъектов МСП, самозанятых граждан;

- подготовка и заключение кредитного договора с корпоративным клиентом;

- контроль исполнения условий договора о предоставлении микрозайма;

- работа с заемщиками на начальном этапе возникновения просроченной задолженности;

- первичная оценка эффективности каналов продвижения, продаж финансовых продуктов для субъектов МСП, в том числе из числа приоритетных групп, самозанятых граждан;

- консультирование клиентов при предоставлении микрозаймов субъектам МСП;

- подготовка предложений по совершенствованию бизнес-процессов по предоставлению микрозаймов;

в части работы в области обеспечения экономической безопасности:

- проверка достоверности сведений, предоставленных потенциальными заемщиками и поручителями в рамках рассмотрения заявки на получение микрозайма;

- разработка локальной документации, необходимой для функционирования системы управления экономической безопасности МФО;

- анализ (идентификация и классификация) риска и оценивание величины риска в целях экономической безопасности при реализации установленных целей МФО;

- обеспечение условий защиты ресурсов МФО от внешних и внутренних угроз экономической безопасности;

- участие в проведении контрольной и ревизионной работы и служебной проверки по выявлению нарушений экономической деятельности;

- осуществление мониторинга административно-хозяйственной деятельности по соблюдению требований экономической безопасности;

- планирование и проведение контрольных мероприятий по выявлению нарушений требований экономической безопасности;

в части работы в области юриспруденции:

- ведение документооборота при оказании юридических услуг;

- правовое обеспечение деятельности МФО;

- анализ законодательства и судебной практики с целью выработки правовой позиции по вопросам, связанным с деятельностью МФО;

- разработка и правовая экспертиза документов для МФО;

- представительство интересов МФО и сопровождение юридических процедур;

- ведение дел в рамках гражданского, арбитражного, административного судопроизводства и по делам об административных правонарушениях;

- участие в разработке стратегии управления юридическими рисками МФО.

10.5. Руководителям МФО рекомендуется соответствовать следующим квалификационным требованиям:

- по критерию уровня образования: высшее экономическое или юридическое образование и наличие документа, подтверждающего повышение квалификации по специализации "Финансы и кредит";

- по критерию опыта работы: опыт работы на руководящих должностях в кредитных организациях или в сфере микрофинансовой деятельности, или в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации не менее 3 (трех) лет.

10.6. Сотрудникам МФО рекомендуется соответствовать следующим квалификационным требованиям:

- высшее образование в сфере менеджмента, и (или) экономики, и (или) юриспруденции;

- опыт работы в кредитных организациях, или на государственной службе, связанной с осуществлением принудительного исполнения судебных актов, или в налоговых органах не менее одного года или опыт работы в сфере микрофинансовой деятельности не менее одного года или стажировка в МФО не менее двух месяцев.