10. Базовый набор внутренних компетенций сотрудников МФО
10.1. В качестве минимального количества сотрудников МФО рекомендуется 6 (шесть) человек. При этом один человек может совмещать не более двух функциональных ролей в деятельности организации.
10.2. Максимальную штатную численность МФО рекомендуется ограничивать исходя из необходимости поддержки процессов выдачи микрозаймов и возврата просроченной задолженности:
- численность специалистов по корпоративному и потребительскому кредитованию (финансовому консультированию) из расчета выдачи и (или) обслуживания 50 - 70 микрозаймов в год на одного специалиста в зависимости от размера МФО;
- численность специалистов по работе с залогом рекомендуется ограничить из расчета выдачи и (или) обслуживания 70 - 100 микрозаймов в год на одного специалиста в зависимости от размера МФО;
- численность специалистов по работе с просроченной задолженностью рекомендуется ограничить из расчета возврата 16 млн рублей в год на одного специалиста для неэффективных МФО.
10.3. Базовые функциональные роли в деятельности МФО:
- специалист по работе с залогом;
- специалист по работе с просроченной задолженностью;
- специалист по управлению рисками (риск-менеджер);
- специалист по финансовому мониторингу (в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ);
- специалист по корпоративному и потребительскому кредитованию (финансовому консультированию);
- специалист по экономической безопасности;
10.4. В основу для должностных инструкций сотрудников МФО целесообразно заложить базовый набор внутренних компетенций (требований) в соответствии с функциональными ролями в деятельности МФО:
в части выполнения руководящих функций:
- управление портфелем микрозаймов;
- управление процентной политикой МФО;
- управление продуктовой линейкой МФО;
- стратегическое управление рисками МФО;
- согласование или утверждение документов, регламентирующих деятельность МФО (в зависимости от формы управления МФО);
- управление процессом финансового консультирования в МФО;
- стратегическое взаимодействие с партнерами, клиентами и контрагентами при проведении финансовых сделок;
- взаимодействие с органами государственной власти по вопросам функционирования и развития МФО;
- управление персоналом, в том числе организация обучения и повышения квалификации работников;
- ведение управленческой отчетности МФО;
- внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
в части работы с бухгалтерским учетом:
- работа с первичными учетными документами (оформление первичных документов, прием и проверка первичной документации, проверка соблюдения графика документооборота, подготовка первичной документации для инвентаризации и передачи в архив)
- денежное измерение объектов бухучета, группировка фактов хозяйственной жизни (денежное измерение и регистрация данных первичной документации, составление калькуляций, начисление амортизации, составление результатов инвентаризации);
- формирование и отображение резервов;
- итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни (подсчет итогов в регистрах, составление оборотно-сальдовых ведомостей и главной книги, передача регистров проверяющим или в архив);
- составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций, налоговое планирование;
- проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками;
- сбор документов, необходимых для проведения залоговой экспертизы и заключения договора залога;
- оценка и залоговая экспертиза имущества;
- заключение и регистрация договоров залога;
- планирование и организация сделок купли-продажи имущества, находящегося на внесудебной реализации;
- контроль исполнения условий залогового договора;
в части работы с просроченной задолженностью:
- анализ информации (досье) о заемщике, имеющем просроченную задолженность;
- подготовка плана мероприятий по обеспечению производства платежей по просроченным задолженностям заемщика;
- проведение переговоров с заемщиком, имеющим просроченную задолженность, и поручителями;
- инициация процедур реструктуризации задолженности;
- оптимизация портфеля долгов;
в части работы по управлению рисками:
- идентификация рисков в деятельности МФО;
- выработка мероприятий по воздействию на риск в разрезе отдельных видов и их экономическая оценка;
- формирование политики МФО в области управления рисками;
- документирование процесса управления рисками и корректировка реестров рисков в рамках отдельных бизнес-процессов и функциональных направлений;
- сбор и обработка релевантной аналитической информации для анализа и оценки рисков;
- анализ рисков, в том числе в зависимости от целей МФО, вероятности и объема экономических потерь, вероятности стабилизации доходной части МФО, роста стоимости активов, уровня экономической безопасности в разрезе отдельных видов риска;
- оценка уровня (пороговых значений, условных зон) рисков в разрезе отдельных видов;
- управление рисками портфеля микрозаймов МФО;
- оценка комплексного (интегрального) уровня рисков организации;
- контроль эффективности работы сотрудников и подразделений в сфере управления рисками;
- обучение сотрудников в области управления рисками;
- консультирование по вопросам управления рисками в МФО;
в части финансового мониторинга в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ:
- разработка политики МФО в области ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- адаптация методик проведения анализа информации в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в МФО (с отражением положений в документах, регламентирующих деятельность МФО);
- разработка правил внутреннего контроля в МФО в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- контроль реализации в подразделениях МФО правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- реализация программы управления рисками в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- выявление в МФО операций (сделок), подлежащих контролю в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- проведение обучения работников организации в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- анализ финансовых операций (сделок) клиентов организации в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- анализ материалов финансовых расследований, схем отмывания преступных доходов в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- анализ целевого расходования микрозайма и недопущение перечисления заемщиком полученных средств организациям, которые создаются исключительно с целью уклонения от уплаты налогов и (или) мошеннических операций;
- подготовка аналитических материалов для принятия мер по линии ПОД/ФТ/ФРОМУ в МФО;
в части работы по корпоративному и потребительскому кредитованию (финансовому консультированию):
- подготовка сделок предоставления микрозаймов заемщикам;
- оценка платежеспособности и кредитоспособности потенциальных заемщиков из числа субъектов МСП, самозанятых граждан;
- подготовка и заключение кредитного договора с корпоративным клиентом;
- контроль исполнения условий договора о предоставлении микрозайма;
- работа с заемщиками на начальном этапе возникновения просроченной задолженности;
- первичная оценка эффективности каналов продвижения, продаж финансовых продуктов для субъектов МСП, в том числе из числа приоритетных групп, самозанятых граждан;
- консультирование клиентов при предоставлении микрозаймов субъектам МСП;
- подготовка предложений по совершенствованию бизнес-процессов по предоставлению микрозаймов;
в части работы в области обеспечения экономической безопасности:
- проверка достоверности сведений, предоставленных потенциальными заемщиками и поручителями в рамках рассмотрения заявки на получение микрозайма;
- разработка локальной документации, необходимой для функционирования системы управления экономической безопасности МФО;
- анализ (идентификация и классификация) риска и оценивание величины риска в целях экономической безопасности при реализации установленных целей МФО;
- обеспечение условий защиты ресурсов МФО от внешних и внутренних угроз экономической безопасности;
- участие в проведении контрольной и ревизионной работы и служебной проверки по выявлению нарушений экономической деятельности;
- осуществление мониторинга административно-хозяйственной деятельности по соблюдению требований экономической безопасности;
- планирование и проведение контрольных мероприятий по выявлению нарушений требований экономической безопасности;
в части работы в области юриспруденции:
- ведение документооборота при оказании юридических услуг;
- правовое обеспечение деятельности МФО;
- анализ законодательства и судебной практики с целью выработки правовой позиции по вопросам, связанным с деятельностью МФО;
- разработка и правовая экспертиза документов для МФО;
- представительство интересов МФО и сопровождение юридических процедур;
- ведение дел в рамках гражданского, арбитражного, административного судопроизводства и по делам об административных правонарушениях;
- участие в разработке стратегии управления юридическими рисками МФО.
10.5. Руководителям МФО рекомендуется соответствовать следующим квалификационным требованиям:
- по критерию уровня образования: высшее экономическое или юридическое образование и наличие документа, подтверждающего повышение квалификации по специализации "Финансы и кредит";
- по критерию опыта работы: опыт работы на руководящих должностях в кредитных организациях или в сфере микрофинансовой деятельности, или в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации не менее 3 (трех) лет.
10.6. Сотрудникам МФО рекомендуется соответствовать следующим квалификационным требованиям:
- высшее образование в сфере менеджмента, и (или) экономики, и (или) юриспруденции;
- опыт работы в кредитных организациях, или на государственной службе, связанной с осуществлением принудительного исполнения судебных актов, или в налоговых органах не менее одного года или опыт работы в сфере микрофинансовой деятельности не менее одного года или стажировка в МФО не менее двух месяцев.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей