1. ПРАВИЛА ИГРЫ

1.1. Го является интеллектуальной логической игрой, в которой участвуют два игрока. Цель игры - набрать больше очков, чем соперник. Очки начисляются за территориальные приобретения сторон.

1.2. В игровой комплект входят доска и фишки двух контрастных цветов (далее - "белые" и "черные"), которые принято называть камнями.

1.3. Фиксированное расположение камней на игровом поле с указанной очередью хода (ход черных или белых) называется позицией. Позиция в го может быть начальной, игровой, конечной и заключительной.

1.4. Позиция перед игрой называется начальной. При игре на равных или с минимальной "форой 1" начальная позиция есть просто пустая доска при ходе черных. При игре с "форой 2" и т.д. начальной является позиция с ходом белых и с указанным числом (номер форы) выставленных на доску черных камней. Форовые камни выставляются в порядке, предусмотренном регламентом партии. Возможны и другие начальные позиции.

1.5. Начальная позиция всегда является игровой. Ходом называется смена игровой позиции на другую позицию путем выставления камня на один из свободных пунктов доски. Игрок может отказаться от выставления камня, произнеся слово "пас", и это также считается ходом. Новая позиция, полученная в результате совершения хода, может оставаться также игровой до тех пор, пока обе стороны не совершили пасов и не достигли согласия по процедуре перехода к заключительной позиции, в которой игровые действия прекращаются.

1.6. Камни одного цвета, стоящие на соседних вдоль линий сетки пунктах, считаются соединенными. Отдельный камень соединен сам с собой, и все соединенные между собой камни образуют цепь или группу. Под дыхательным пунктом группы (далее - дамэ) понимается любой свободный пункт, соседний хотя бы для одного камня из группы. Если выставленный камень отнимает последнее дамэ у группы соперника, то она считается плененной (уничтоженной) и немедленно снимается с доски. Если без дамэ оказывается своя группа (не снимаются какие-либо чужие камни), то такой ход запрещен.

1.7. Запрещается выставлять камень на такой пункт (со взятием одного или нескольких камней соперника), где только что были сняты камни игрока, если это приводит к повторению позиции (ситуация "ко"). Если оба игрока делают ходы, после которых взятие уже не приводит к повторению позиции, то локальные попеременные взятия камней ("ко-борьба") могут продолжаться.

(п. 1.7 в ред. Приказа Минспорта России от 31.05.2022 N 451)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.8. Ход завершается передачей очереди хода сопернику, когда при выполнении хода игрок полностью закончил действия, предусмотренные п. п. 1.5, 1.6.

1.9. Игроки признают позицию конечной, если можно корректно вычислить разницу очков, набранных сторонами, и при оптимальном продолжении партии ее нельзя изменить. Фиксация этого происходит в тот момент, когда одна из сторон при своем ходе делает пас (см. п. 1.5), а другая сторона подтверждает ответным пасом конечность позиции.

1.10. Переходя от конечной позиции к заключительной, в которой происходит подсчет очков и определение результата партии, стороны решают, какие камни на доске считать "мертвыми" и поэтому подлежащими снятию. При отсутствии разногласий все мертвые камни снимаются и добавляются к пленникам того же цвета и полученная позиция объявляется заключительной.

1.11. В заключительной позиции происходит подсчет очков, набранных игроками в процессе игры. При этом для обеих сторон определяются территории, т.е. такие пустые участки доски, в том числе освободившиеся из-под мертвых камней, где у каждого свободного пункта соседними являются только пустые пункты или камни данной стороны. За каждый пункт территорий начисляется по одному очку.

1.12. При японской традиции подсчета добавляется по одному очку за каждый камень соперника, полученный в ходе партии в качестве пленника (п. 1.6) или снятый как мертвый в заключительной позиции (п. 1.10).

1.13. При китайской традиции подсчета добавляется по одному очку за каждый оставшийся на доске камень.

1.14. При определении окончательного счета очков учитываются также очки коми, отнимаемые от счета очков черных в качестве компенсации за право первого хода, или как элемент корректировки форы (в этом случае коми может быть и отрицательным, т.е. отниматься у белых), различные поправки, зависящие от базового варианта правил, очки штрафов за нарушения, начисленные судьями в соответствии с регламентом партии и отнимаемые от счета очков оштрафованной стороны.

1.15. Результат партии определяется по разнице набранных сторонами очков с учетом всех перечисленных источников: итоговые величины сравниваются и побеждает сторона, у которой оказалось больше очков.