Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов.

Бюджетная политика

Для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств и фирм, сохранения их платежеспособности и поддержки совокупного спроса в экономике правительства осуществили комплекс мер бюджетного стимулирования. Значимость стимулирующих бюджетных мер была особенно велика в этот кризис, так как из-за локдауна смягчение денежно-кредитной политики и регуляторных мер не транслировалось в экономику с обычной скоростью.

Помощь населению главным образом осуществлялась прямыми трансфертами из бюджета. Поддержка же бизнеса в свою очередь осуществлялась как бюджетными мерами - безвозвратными перечислениями из бюджета и снижением/отсрочкой налоговых выплат, так и внебюджетными мерами - кредитованием и правительственными гарантиями по кредитам. При этом все данные меры оказывают стимулирующее воздействие на спрос в экономике.

Размер государственной поддержки в кризис существенно разнится между странами в зависимости от ограниченности возможностей денежно-кредитной политики, пространства для смягчения бюджетной политики и степени жесткости ограничений, вводимых правительством для борьбы с коронавирусом. В странах с небольшим уровнем государственного долга, низкой стоимостью его обслуживания и высокими суверенными рейтингами больше возможностей для смягчения бюджетной политики без нарушения устойчивости государственных финансов.

В развитых странах в условиях ограниченного пространства для снижения ставки, низкой стоимости обслуживания долга и жестких ограничений социальных контактов правительства запланировали широкомасштабные программы бюджетного стимулирования. Объемы стимулирования составляют в среднем около 20% ВВП. В странах с формирующимися рынками эпидемиологическая ситуация была более благоприятной, в связи с чем потребность в наращивании государственных расходов была ниже. Кроме того, несмотря на относительно низкий уровень государственного долга, высокая стоимость его обслуживания ограничивает возможности бюджетного смягчения. Для стран - экспортеров сырья падение цен на нефть, снизившее доходы бюджета, стало дополнительным ограничением для наращивания государственных расходов и снижения налогов. Таким образом, в связи с имевшимися потребностями и ограничениями бюджетное стимулирование в странах с формирующимися рынками оказалось скромнее, чем в развитых странах, составив в среднем около 5%.