Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов.

ВРЕЗКА 8. НОВЫЙ ПОДХОД К ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ РЕЗЕРВАМ

В рамках совершенствования механизма обязательного резервирования и снижения регуляторной нагрузки на кредитные организации Банк России в 2021 году упростит порядок расчета размера обязательных резервов и выполнения кредитными организациями обязательных резервных требований.

Новый порядок предполагает отмену составления и представления кредитными организациями специальных отчетов по обязательным резервам. Банк России будет самостоятельно рассчитывать величину обязательных резервов на основании данных уже существующих форм отчетности <1>.

--------------------------------

<1> Предусмотрены Указанием Банка России от 08.10.2018 N 4927-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации".

Банк России откажется от излишней детализации в распределении резервируемых обязательств между категориями, по которым установлены разные нормативы обязательных резервов. Резервируемые обязательства будут относиться к категориям на основании остатка на балансовом счете в целом; включение или исключение отдельных обязательств в размере части балансового счета будет отменено.

Развитие трехсторонних биржевых сделок с участием центрального контрагента привело к переносу регуляторной нагрузки по формированию обязательных резервов с кредитных организаций - участников сделок на биржевого финансового посредника - кредитную организацию, выполняющую функции центрального контрагента. Для устранения этой диспропорции Банк России намерен включить средства, привлеченные кредитными организациями - участниками в рамках биржевых сделок, в состав резервируемых обязательств кредитных организаций - участников и, соответственно, исключить их из состава резервируемых обязательств кредитной организации - центрального контрагента.

Банк России ранее отменил возможность исключения долгосрочных обязательств из состава резервируемых, столкнувшись на практике с большим количеством ошибок кредитных организаций и нестабильностью условий договоров на привлечение долгосрочных средств. С учетом этого в новой схеме долгосрочные резервируемые обязательства в отдельную категорию также выделяться не будут.

Важным элементом перехода на новый порядок станет расширение использования механизма усреднения обязательных резервов. Усреднение обязательных резервов позволяет кредитным организациям повысить возможности по оперативному регулированию своей ликвидности, то есть оперативно изменять величину средств на корреспондентских счетах в Банке России.

В текущей схеме при формировании банками обязательных резервов часть средств ежемесячно блокируется на счетах для хранения обязательных резервов в Банке России. При сравнительно небольшой доле таких средств (20% от общей суммы обязательных резервов банка) технические ошибки банка при переводах этих средств на счет в Банке России могут привести к штрафам и запрету на участие в операциях рефинансирования Банка России.

Кроме того, сейчас отдельные кредитные организации не используют максимально установленный коэффициент усреднения обязательных резервов, другие лишены права на усреднение в связи со своим финансовым положением. Это усложняет как процедуру формирования обязательных резервов для кредитных организаций, так и контроль за их формированием со стороны Банка России.

В новой схеме при ежемесячном расчете размера обязательных резервов будет изменяться только их усредненная величина, тогда как изменение остатков средств на счетах для хранения обязательных резервов будет осуществляться один раз в год <2>. При этом кредитные организации, допустившие недовзнос на счета для хранения обязательных резервов, смогут пользоваться операциями рефинансирования, но применение штрафов за такие нарушения сохранится.

--------------------------------

<2> Сроки соответствующего периода регулирования будут публиковаться на официальном сайте Банка России.

Для большего вовлечения кредитных организаций в использование механизма усреднения в новой схеме обязательно применение единых коэффициентов усреднения, установленных Банком России отдельно для банков и для небанковских кредитных организаций.

Значительные изменения затронут также порядок расчета и применения штрафов за нарушение кредитными организациями обязательных резервных требований. Так, штраф будет применяться за нарушения, допущенные кредитной организацией не более чем в 12 последних отчетных периодах (периодах усреднения). При выявлении недовзноса в связи с заменой кредитной организацией отчетности после окончания периода регулирования сумма штрафа будет рассчитываться с учетом длительности допущенного нарушения.

Реализация предлагаемых подходов позволит упростить порядок определения величины обязательных резервов кредитных организаций, повысить прозрачность расчета, сократить количество ошибок и, соответственно, случаев применения штрафов за нарушение кредитными организациями обязательных резервных требований, снизить издержки кредитных организаций и Банка России, связанные с регулированием размера обязательных резервов, а также проведением инспекционных проверок.

В октябре 2020 года Банком России запущено пилотирование целевого процесса регулирования размера обязательных резервов в соответствии с проектом нового положения Банка России "Об обязательных резервах кредитных организаций". В рамках участия в пилотировании кредитные организации смогут оценить объем изменения обязательных резервов в связи с их расчетом по новому порядку, в том числе в целях улучшения качества прогноза собственной ликвидности.