Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов.

Денежно-кредитная политика

Центральные банки большинства развитых стран в марте 2020 года отреагировали на ситуацию снижением ключевых ставок до нулевой границы (0 - 0,25% годовых). У ряда развитых стран ключевые ставки в начале 2020 года находились в диапазоне 0,75 - 1,75% годовых, что дало центральным банкам пространство для их снижения от 0,65 п.п. (Великобритания) до 1,5 п.п. (США, Канада, Норвегия). Ставки ЕЦБ, Банка Японии и национальных банков Швейцарии и Дании уже находились на нуле или в отрицательной зоне. В условиях ограниченного пространства для смягчения денежно-кредитной политики традиционными мерами центральные банки США, еврозоны, Великобритании, Японии и Швеции возобновили или расширили программы покупки активов. При этом объемы покупок значительно увеличились в сравнении с 2008 годом. Так, балансы четырех крупнейших центральных банков развитых стран <1> в марте - июне 2020 года выросли на 8 - 15% ВВП, достигнув 35 - 120% ВВП <2>. Впервые запустили программы покупки активов в Канаде, Новой Зеландии, Австралии, где ставки уже были снижены практически до нуля. Некоторые центральные банки для повышения эффективности количественного смягчения проводили или начали проводить покупки с установленным целевым значением по доходностям государственных облигаций.

--------------------------------

<1> ФРС, ЕЦБ, Банк Японии, Банк Англии.

<2> В 2008 году балансы в первые месяцы запуска программ выросли на 4 - 11% ВВП, составив 8 - 25% ВВП.

Центральные банки стран с формирующимися рынками, имея большее пространство для смягчения политики традиционным способом, снизили ставки сильнее, чем центральные банки развитых стран. Как и в случае развитых стран, центральные банки с изначально высокой ключевой ставкой (ЮАР, Бразилия, Аргентина, Мексика, Турция) снижали ставки на большую величину. С другой стороны, смягчение политики происходило плавно для недопущения чрезмерного оттока капитала и ослабления курса. Несмотря на большее пространство для снижения ставки и отсутствие рисков устойчивой дефляции, некоторые центральные банки стран с формирующимися рынками запустили ранее не применявшиеся программы покупки активов. В небольшой группе стран начата и продолжается по сей день покупка активов в связи с достижением ключевой ставкой нижней границы (Израиль, Польша, Чили и Южной Корея). В основном же покупки активов в странах с формирующимися рынками проводились в случае экстренной необходимости для поддержки функционирования финансового сектора. В связи с этим масштабы покупки активов стран с формирующимися рынками меньше, чем в развитых странах, - 0,2 - 2,8% ВВП. Кроме того, центральные банки стран с формирующимися рынками выкупали, как правило, только государственные облигации, в то время как в развитых странах выкупались как государственные, так и муниципальные и корпоративные облигации. В отношении покупки активов в странах с формирующимися рынками отдельного внимания заслуживает случай Банка Индонезии, который временно перешел к монетарному финансированию государственного бюджета.

Важной антикризисной мерой в условиях уменьшения активности на межбанковском рынке стало предоставление банковскому сектору дополнительных возможностей по привлечению ликвидности. В условиях снижения доверия на рынке, роста спроса на ликвидность, связанного с мотивом предосторожности, и опасений участников рынка относительно возможности привлечь средства в будущем, в том числе на длительные сроки, центральные банки стремились гарантировать доступ к ликвидности для всех финансово устойчивых контрагентов. Как в развитых странах, так и в странах с формирующимися рынками для поддержки ликвидности использовались ранее действовавшие инструменты денежно-кредитной политики - аукционы и операции постоянного действия. При этом ряд центральных банков, управляющих ликвидностью в режиме процентного коридора (Индия, Индонезия, Корея, Мексика, ЮАР), перешли к удовлетворению заявок на аукционах в полном объеме, что способствовало формированию текущего избытка ликвидности. Также многие центральные банки (в частности, Австралии, Канады, Израиля, Бразилии, Чили, Южной Кореи, Турции) расширили состав обеспечения по операциям рефинансирования. В ряде стран (Бразилия, Индонезия, Хорватия, Исландия) высвобождению дополнительной ликвидности способствовало снижение нормативов обязательных резервов. Кроме того, многие центральные банки ввели инструменты по предоставлению ликвидности на длительные сроки или увеличили сроки ранее действовавших инструментов. В частности, на сроки до 1 года <3> готовы предоставлять ликвидность центральные банки Индонезии, Новой Зеландии, на срок до 5 лет - центральные банки Венгрии, Хорватии.

--------------------------------

<3> За исключением механизмов поддержки кредитования.

В дополнение к операциям, проводимым в целях управления ликвидностью, центральные банки развитых стран и стран с формирующимися рынками запустили программы по предоставлению средств на длительные сроки для поддержки кредитования экономики, в том числе отдельных наиболее пострадавших секторов, а также программы поддержки занятости. Эти программы существенно различаются по параметрам (форма участия центрального банка, срок, разделение рисков, условия предоставления средств) в зависимости от целей программ и особенностей финансового рынка страны. Так, в развитых странах центральные банки в основном выкупают выпуски ценных бумаг нефинансовых компаний, соответствующих определенным параметрам (например, относящихся к субъектам МСП). В частности, такие программы есть у ФРС США, Банка Англии, ЕЦБ. Другой формой поддержки кредитования нефинансового сектора является предоставление кредитов центрального банка на длительные сроки по льготным ставкам, при этом от кредитных организаций - получателей средств требуется выполнение определенных условий. Этими условиями могут быть сохранение на текущем уровне или увеличение портфеля кредитов, предоставленных нефинансовому сектору или его отдельным сегментам (например, предприятиям МСП). Такие кредиты предоставляют центральные банки Великобритании, Чили, Израиля, Новой Зеландии. Нарушение условий предоставления средств, как правило, влечет за собой обязанность досрочного погашения кредита или увеличение ставки. Также у некоторых центральных банков (США, Бразилия) есть программы поддержки занятости, в соответствии с которыми предоставляются специальные льготные кредиты на выплаты заработных плат сотрудникам, которые в противном случае были бы уволены. Как правило, такие программы реализуются при участии правительств, которые частично или полностью берут на себя финансирование и риски по кредитам.

Многие центральные банки стран с формирующимися рынками (например, Бразилии, Чили, Турции и ЮАР) для стабилизации обменного курса проводили операции по продаже иностранной валюты на рынке. Также в некоторых странах (например, Бразилии, Корее, Мексике) начали предоставлять банкам ликвидность в иностранной валюте, в том числе за счет своп-линии ФРС США. Интервенции на валютном рынке и предоставление валютной ликвидности банкам позволили смягчить долговую нагрузку на домохозяйства, фирмы и банки с долгами в иностранной валюте, а также ограничить ускорение инфляции через валютный канал. Тем не менее объемы данных операций были относительно небольшими - как правило, сокращение резервов в течение 3 месяцев с начала кризиса не превышало 10%, за исключением Турции, где валютные резервы сократились более чем на 40% с марта по июль текущего года.