См. Обзор недостатков и нарушений, выявленных во 2 полугодии 2020 года.

5. Недостатки и нарушения при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд

5. Недостатки и нарушения при планировании и осуществлении

закупок товаров, работ, услуг для обеспечения

федеральных нужд

5.1. Нарушение требований к обоснованию начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

5.1.1. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона о контрактной системе, проводились закупки товаров (работ, услуг), в отношении которых отсутствовало обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); в план-график закупок включены закупки товаров с начальной (максимальной) ценой контракта, не соответствующей документам по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта на закупаемые товары (работы, услуги) (по закупкам, осуществленным до 2020 г.).

5.1.2. В нарушение требований, установленных положениями части 12 статьи 22 Закона о контрактной системе, отсутствовали обоснования применения иного метода определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (например, цена контракта на оказание услуг по поверке (калибровке) измерительных приборов, заключенного с единственным исполнителем, определена на основании прейскуранта данного исполнителя на дату заключения контракта без обоснования невозможности применения других методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе).

5.1.3. В нарушение требований, установленных Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 871н <1> (далее - Порядок), принятого в соответствии с положениями части 22 статьи 22 Закона о контрактной системе, заказчиками не соблюдался порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения (например, при расчете начальной (максимальной) цены контракта планируемых к закупке лекарственных препаратов за цены единиц планируемых к закупке лекарственных препаратов не приняты минимальные значения цен, рассчитанные ими в соответствии с пунктом 3 Порядка).

--------------------------------

<1> Приказ действовал для закупок до 2020 года. С 04.01.2020 вступил в силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.12.2019 N 1064н "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения".

5.1.4. В нарушение требований, установленных частями 3, 5, пунктом 2 части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с применением метода анализа рынка заказчиками использовались:

коммерческие предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контракты или иная общедоступная информация с техническими характеристиками товара, работы, услуги и (или) условиями по доставке, не соответствующими техническим характеристикам товара, работы, услуги и (или) условиям по доставке, указанным в запросе и (или) технической документации по закупке заказчика, а также содержащие коммерческие условия поставки, не сопоставимые с планируемой закупкой в части сроков исполнения обязательств по сделке;

информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупке (например, использование при обосновании начальной (максимальной) цены контракта для закупки услуг по уборке помещений ценовой информации от индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в соответствии с выпиской из ЕГРИП по коду 56.10 "Деятельность ресторанов и услуги по доставке питания");

информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров или в других предложениях, которые не признаются публичными офертами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (например, при проведении закупки видеокамер и комплектующих для них использовались источники информации, не являющиеся публичной офертой, то есть использованные источники информации не были обращены к неограниченному кругу лиц и не содержали все существенные условия контракта).

5.1.5. В нарушение требований, установленных пунктом 1 части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществлялось определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт с применением проектно-сметного метода на основании проектной документации, составленной с применением неверных значений методик и нормативов (государственных элементных сметных норм) строительных работ и специальных строительных работ (например, в сметной документации не учтен понижающий коэффициент на демонтаж (разборку) сетей инженерно-технического обеспечения в размере 0,6, предусмотренный п. 5 Таблицы 2 "Коэффициенты к единичным расценкам при определении сметных затрат на демонтаж (разборку) строительных конструкций, элементов систем и сетей инженерно-технического обеспечения" Методических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы, утвержденных приказом от 09.02.2017 N 81/пр).

5.2. Нарушения предусмотренных Законом о контрактной системе требований к исполнению, изменению контракта, а также условий контрактов, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контрактов.

5.2.1. В нарушение требований, установленных частью 2 статьи 34, частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменялись условия контрактов, когда возможность изменения условий данных контрактов не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (например, в части введения условия авансирования, а также увеличения размера аванса, изначально предусмотренного контрактом).

5.2.2. В нарушение требований, установленных частью 6 статьи 34, пунктом 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, не соблюдались требования об обязательности применения мер ответственности в случае нарушения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контракта (например, в случае нарушения сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, предусмотренных контрактом, меры ответственности к поставщику заказчиком не применялись).

5.2.3. В нарушение требований, установленных частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, заказчиками допущены нарушения при расчете неустойки (штрафа, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) обязательств, предусмотренных контрактами, а именно:

расчет пени выполнен по ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, не действующей на дату выставления требования (например, расчет пени выполнен 20 июня 2019 года по ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации 7,25 процента, тогда как на 20 июня 2019 года ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации составляла 7,5 процента);

при расчете пени допущены арифметические ошибки.

5.2.4. В нарушение требований, установленных пунктом 1 части 1, частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, осуществлялась приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта при несоответствии этих товаров, работ, услуг либо результатов выполненных работ условиям контракта, в том числе когда выявленные несоответствия не устранены поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которые:

привели к дополнительному расходованию средств федерального бюджета (например, приняты товары (работы, услуги), не предусмотренные контрактом);

привели к уменьшению количества поставленных товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения федеральных нужд (например, в результате проведенного выборочного сопоставления фактического наименования, видов и объемов работ, выполненных подрядчиком и принятых по актам формы N КС-2 с фактическим наименованием, видов и объемов работ по комплексной реконструкции и реставрации объекта культурного наследия выявлены фактически не выполненные объемы работ).

5.2.5. В нарушение требований, установленных частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, документы о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги не составлялись, при этом мотивированный отказ от подписания таких документов поставщику (подрядчику, исполнителю) не направлялся.

5.3. Нарушения в части использования поставленного товара, выполнение работы (ее результата) или оказанной услуги в соответствии с целями осуществления закупок.

5.3.1. В нарушение требований, установленных статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поставленные товары использовались в целях, не соответствующих целям осуществления закупок (например, закупленное оборудование фактически не смонтировано и не используется).