III. Цель реализации настоящей Стратегии и меры, направленные на выполнение основных задач развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности

III. Цель реализации настоящей Стратегии

и меры, направленные на выполнение основных задач развития

Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности

9. Целью реализации настоящей Стратегии является обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Арктической зоне, а также достижение целей, определенных в Основах государственной политики в Арктике.

10. Основные направления и задачи развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности соответствуют основным направлениям реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике и основным задачам развития Арктической зоны, перечисленным в Основах государственной политики в Арктике.

11. Выполнение основных задач в сфере социального развития Арктической зоны обеспечивается путем реализации следующих мер:

а) модернизация первичного звена здравоохранения, включая приведение материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослым и детям, их обособленных структурных подразделений, центральных районных и районных больниц в соответствие с порядками оказания медицинской помощи, дооснащение и переоснащение этих организаций, подразделений, больниц оборудованием, необходимым для оказания медицинской помощи;

б) оснащение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, автомобильным и авиационным транспортом для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для доставки лекарственных препаратов в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, в том числе в местах традиционного проживания малочисленных народов;

в) совершенствование механизмов государственного финансирования оказания медицинской помощи с учетом низкой плотности населения в населенных пунктах и их транспортной удаленности;

г) первоочередное обеспечение доступа медицинских организаций к сети "Интернет", обеспечение возможности оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, а также развитие выездных форм оказания медицинской помощи, в том числе на маршрутах кочевий малочисленных народов;

д) обеспечение утверждения стандартов оказания гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера, медицинской помощи по отдельным заболеваниям, а также установления для медицинских организаций, их филиалов или подразделений, осуществляющих свою деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отдельных нормативов численности медицинских работников и стандартов оснащения исходя из статистики заболеваемости и числа случаев медицинской эвакуации;

е) организация медицинского обеспечения плавания судов в акватории Северного морского пути, работы стационарных и плавучих морских платформ в акватории Северного Ледовитого океана;

ж) развитие высокотехнологичной медицинской помощи;

з) разработка мер профилактики заболеваний, в том числе инфекционных, и реализация комплекса мероприятий, направленных на формирование у граждан приверженности здоровому образу жизни, включая их мотивацию к переходу на здоровое питание и сокращение потребления алкогольной и табачной продукции;

и) обеспечение социальной поддержки медицинских работников в целях устранения дефицита кадров;

к) разработка схем оптимального размещения объектов социальной инфраструктуры, в том числе медицинских организаций, не относящихся к первичному звену здравоохранения, образовательных организаций, организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, физической культуры и спорта, в целях обеспечения доступности соответствующих услуг для населения с учетом демографических и кадровых прогнозов, транспортной доступности населенных пунктов и особенностей проживания малочисленных народов, а также модернизация объектов социальной инфраструктуры;

л) повышение доступности качественного общего образования и обеспечение условий для организации дополнительного образования детей, в том числе в населенных пунктах, расположенных в удаленных местностях, и сельских населенных пунктах, развитие дистанционных образовательных технологий;

м) совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере образования и создание условий для получения образования лицами, относящимися к малочисленным народам;

н) развитие совместно с крупными и средними предприятиями сети профессиональных образовательных организаций, включая создание центров опережающей профессиональной подготовки и оснащение мастерских современной техникой в соответствии со стандартами "Ворлдскиллс";

о) поддержка программ развития федеральных университетов и иных образовательных организаций высшего образования, их интеграция с научными организациями и предприятиями;

п) установление для Арктической зоны особенностей законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

р) устранение негативных последствий для окружающей среды хозяйственной и иной деятельности человека, рисков причинения вреда здоровью населения, обусловленных изменениями климата, изучение и оценка воздействия таких изменений на источники возникновения и пути распространения зависимых от них инфекционных и паразитарных заболеваний;

с) обеспечение сохранения и популяризации культурного наследия, развития традиционной культуры, сохранения и развития языков малочисленных народов;

т) оказание мер государственной поддержки, направленных на стимулирование посещения организаций культуры детьми, проживающими в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях (в том числе в части, касающейся оплаты проезда детей), на организацию и проведение гастролей творческих коллективов и выездных выставок, обеспечение участия местных спортивных команд в межрегиональных и всероссийских спортивных мероприятиях, проведение в Арктической зоне общероссийских фестивалей и творческих проектов, а также крупных спортивных мероприятий;

у) создание условий для увеличения доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, увеличение единовременной пропускной способности таких сооружений;

ф) совершенствование механизмов субсидирования магистральных, межрегиональных и местных (внутрирегиональных) авиаперевозок;

х) формирование в населенных пунктах современной городской среды, в том числе посредством благоустройства общественных и дворовых пространств с учетом природно-климатических особенностей Арктики и внедрения передовых цифровых и инженерных решений;

ц) государственная поддержка жилищного строительства, в том числе деревянного домостроения, строительства объектов инженерной и социальной инфраструктуры в местах традиционного проживания малочисленных народов и в населенных пунктах, в которых расположены органы и организации, выполняющие функции в области обеспечения национальной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктике;

ч) обеспечение финансирования расходов, связанных с предоставлением жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

ш) стимулирование участия государственных корпораций, компаний с государственным участием и частных инвесторов в создании и модернизации объектов социальной, жилищной, коммунальной, информационно-телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры, а также в развитии инфраструктуры в местах традиционного проживания малочисленных народов и их традиционной хозяйственной деятельности;

(в ред. Указа Президента РФ от 27.02.2023 N 126)

(см. текст в предыдущей редакции)

щ) определение системы социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, которые работают и проживают в Арктической зоне;

э) создание системы государственной поддержки завоза в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров.

12. Выполнение основных задач в сфере экономического развития Арктической зоны обеспечивается путем реализации следующих мер:

а) внедрение в Арктической зоне специального экономического режима, способствующего переходу к экономике замкнутого цикла, осуществлению частных инвестиций в проведение геолого-разведочных работ, созданию новых и модернизации действующих промышленных производств, развитию наукоемких и высокотехнологичных производств, разработке новых нефтегазовых провинций, месторождений твердых полезных ископаемых и трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья, наращиванию объемов глубокой переработки нефти, производства сжиженного природного газа и газохимической продукции, полезного использования попутного нефтяного газа;

(в ред. Указа Президента РФ от 27.02.2023 N 126)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) предоставление инвесторам государственной поддержки при осуществлении ими капитальных вложений в объекты транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной и инженерной инфраструктуры, включая инфраструктуру систем газоснабжения, водоснабжения, трубопроводного транспорта и связи, необходимые для реализации новых инвестиционных проектов, отобранных или определенных в соответствии с порядками или критериями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

(в ред. Указа Президента РФ от 27.02.2023 N 126)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) разработка и реализация программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

г) упрощение порядка предоставления гражданам земельных участков в целях осуществления экономической и иной не запрещенной законом деятельности;

д) развитие цифровых сервисов для лиц, которым предоставляются в пользование лесные и рыбоводные участки;

е) разработка и реализация программы геологического изучения Арктической зоны;

ж) продолжение работы по подготовке материалов, необходимых для обоснования внешней границы континентального шельфа;

з) создание и развитие новой модели реализации экономических проектов на континентальном шельфе, предусматривающей расширение участия частных инвесторов в таких проектах при сохранении со стороны государства контроля за их реализацией;

и) оказание мер государственной поддержки, направленных на создание и развитие технологий освоения нефтяных и газовых месторождений (в том числе технологий, применяемых на континентальном шельфе), производства сжиженного природного газа, а также на обеспечение производства соответствующей промышленной продукции;

к) стимулирование использования промышленной продукции российского производства при реализации новых экономических проектов;

л) оказание государственной поддержки проектам по созданию и (или) модернизации рыбоперерабатывающих комплексов, предприятий рыбоводных и тепличных хозяйств, животноводческих комплексов;

м) разработка и осуществление правовых и организационных мер по предотвращению незаконной добычи и реализации морских биологических ресурсов, а также по стимулированию реализации легально добытых морских биологических ресурсов;

н) разработка механизма государственной поддержки интенсификации лесовосстановления, развития лесной инфраструктуры и глубокой переработки лесных ресурсов, развитие системы авиационной охраны лесов от пожаров;

о) государственная поддержка строительства на территории Российской Федерации круизных судов арктического ледового класса и развития туристской инфраструктуры;

п) приведение системы основных профессиональных образовательных программ и контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов в образовательные организации, расположенные в Арктической зоне, в соответствие с прогнозной потребностью в квалифицированных и высококвалифицированных кадрах;

р) систематическое оказание мер государственной поддержки экономически активному населению России, готовому к переезду (переселению) в Арктическую зону в целях осуществления трудовой деятельности.

13. Выполнение основных задач в сфере развития инфраструктуры Арктической зоны обеспечивается путем реализации следующих мер:

а) комплексное развитие инфраструктуры морских портов и морских судоходных путей в акваториях Северного морского пути, Баренцева, Белого и Печорского морей;

б) создание штаба морских операций по управлению судоходством на протяжении всей акватории Северного морского пути;

в) объединение транспортно-логистических услуг, оказываемых в акватории Северного морского пути, на основе цифровой платформы, предназначенной для безбумажного оформления мультимодальных перевозок пассажиров и грузов;

г) строительство на российских судостроительных верфях для работы в акватории Северного морского пути не менее семи универсальных атомных ледоколов проекта 22220, головного атомного ледокола проекта "Лидер" и дополнительно четырех неатомных ледоколов, 16 аварийно-спасательных судов различной мощности до 2024 года, 30 аварийно-спасательных судов различной мощности до 2030 года, трех гидрографических и двух лоцмейстерских судов;

(пп. "г" в ред. Указа Президента РФ от 27.02.2023 N 126)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) развитие системы профессионального образования и дополнительного образования с учетом необходимости развития Северного морского пути;

е) разработка и утверждение программы строительства грузовых судов, используемых в целях торгового мореплавания, для реализации экономических проектов и строительства грузопассажирских судов для осуществления перевозок между морскими и речными портами в Арктической зоне;

ж) строительство портов-хабов и создание российского контейнерного оператора в целях обеспечения международных и каботажных перевозок в акватории Северного морского пути;

з) расширение возможностей судоходства по Беломоро-Балтийскому каналу, бассейнам рек Онега, Северная Двина, Мезень, Печора, Обь, Енисей, Лена, Колыма и других рек Арктической зоны, включая проведение дноуглубительных работ, обустройство портов и портопунктов;

и) расширение использования сжиженного природного газа и сжатого природного газа на морском и речном транспорте в акватории Северного морского пути, а также отечественных атомных станций малой мощности для снабжения потребителей электроэнергией (мощностью) в определенном количестве и определенного качества;

(пп. "и" в ред. Указа Президента РФ от 27.02.2023 N 126)

(см. текст в предыдущей редакции)

к) разработка схемы развития, строительство (реконструкция) аэропортовых комплексов и пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации одновременно с развитием инфраструктуры Северного морского пути и реализацией экономических проектов;

л) разработка и внедрение инженерно-технических решений, обеспечивающих устойчивое функционирование инфраструктуры в условиях климатических изменений;

м) строительство и реконструкция автомобильных дорог местного значения, в том числе в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях;

н) развертывание высокоэллиптической космической системы, обеспечивающей получение гидрометеорологических данных высокого временного разрешения по полярному региону Земли;

о) утратил силу с 27 февраля 2023 года. - Указ Президента РФ от 27.02.2023 N 126;

(см. текст в предыдущей редакции)

п) создание трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи с выходом локальных линий связи в крупнейшие порты и населенные пункты Арктической зоны, а также развитие инфраструктуры связи в Арктической зоне;

(в ред. Указа Президента РФ от 27.02.2023 N 126)

(см. текст в предыдущей редакции)

р) обеспечение радиационной безопасности морских портов при заходе и стоянке в них надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, судов атомного технологического обслуживания и плавучих энергоблоков атомных теплоэлектростанций;

с) разработка и реализация механизма государственной поддержки проектов по повышению эффективности генерации электроэнергии, осуществляемых на изолированных и труднодоступных территориях;

(пп. "с" в ред. Указа Президента РФ от 27.02.2023 N 126)

(см. текст в предыдущей редакции)

т) обеспечение малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности мобильными источниками энергоснабжения и средствами связи;

у) комплексное и взаимосвязанное развитие инфраструктуры морского, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта Арктической зоны;

(пп. "у" введен Указом Президента РФ от 27.02.2023 N 126)

ф) развитие автоматической идентификационной системы и системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии;

(пп. "ф" введен Указом Президента РФ от 27.02.2023 N 126)

х) обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации заинтересованных заказчиков данными дистанционного зондирования Земли.

(пп. "х" введен Указом Президента РФ от 27.02.2023 N 126)

14. Выполнение основных задач в сфере развития науки и технологий в интересах освоения Арктики обеспечивается путем реализации следующих мер:

а) выделение приоритетных направлений научно-технологического развития и наращивание деятельности по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований в интересах освоения Арктики;

б) разработка и внедрение технологий, имеющих критически важное значение для освоения Арктики, в том числе обеспечение создания новых функциональных и конструкционных материалов, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности в арктических условиях, разработка наземных транспортных средств и авиационной техники для работы в природно-климатических условиях Арктики, разработка технологий сбережения здоровья и увеличения продолжительности жизни населения Арктической зоны;

в) проведение комплексных экспедиционных исследований в Северном Ледовитом океане (включая батиметрические и гравиметрические работы, акустическое профилирование), выполнение гидрографических исследований для обеспечения безопасности мореплавания, а также долгосрочных гидрографических исследований, включая глубоководные, в целях изучения подводной среды;

г) разработка комплексного плана международных научных исследований (в том числе экспедиционных) состояния арктических экосистем, глобальных климатических изменений и изучения Арктики;

д) развитие научно-исследовательского флота Российской Федерации, в том числе строительство дрейфующей ледостойкой самодвижущейся платформы и научно-исследовательских судов в целях изучения Арктики;

е) создание научно-образовательных центров по приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных научных исследований, осуществляемых в интересах освоения Арктики;

ж) проведение мониторинга, оценки и прогнозирования развития науки и технологий в Арктической зоне.

15. Выполнение основных задач в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности осуществляется путем реализации следующих мер:

а) создание особо охраняемых природных территорий, обеспечение соблюдения режима их особой охраны, включая внесение сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости;

б) адаптация экономики и инфраструктуры Арктической зоны к изменениям климата;

в) выявление, оценка и учет объектов накопленного вреда окружающей среде и организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;

г) развитие единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с применением современных информационно-коммуникационных технологий и систем связи;

д) проведение работ в области гидрометеорологии, в том числе повышение плотности наблюдательной сети и технической оснащенности систем наблюдения за состоянием окружающей среды на основании рекомендаций Всемирной метеорологической организации;

е) минимизация выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты загрязняющих веществ при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в Арктической зоне, а также установление мер государственной поддержки, направленных на внедрение при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в Арктической зоне наилучших доступных технологий;

ж) предотвращение негативных экологических последствий при освоении природных ресурсов;

з) развитие единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в том числе в акваториях Северного морского пути и иных морских транспортных коридоров;

и) предупреждение попадания в Арктическую зону из-за рубежа высокотоксичных и радиоактивных веществ, а также опасных микроорганизмов;

к) проведение регулярной оценки экологических и социально-экономических последствий антропогенного воздействия на окружающую среду Арктической зоны, в том числе обусловленного переносом загрязняющих веществ из государств Северной Америки, Европы и Азии;

л) проведение регулярной оценки влияния объектов использования атомной энергии, расположенных в Арктической зоне, на окружающую среду и население;

м) обеспечение рационального использования попутного нефтяного газа в целях минимизации его сжигания;

н) государственная поддержка деятельности в сфере обращения с отходами в Арктической зоне, совершенствование системы обращения с опасными отходами в Арктической зоне;

о) информирование органов государственной власти и населения о возникновении или увеличении рисков негативного воздействия наиболее опасных загрязняющих веществ, в том числе микроорганизмов, на окружающую среду и здоровье граждан в связи с чрезвычайными ситуациями, обусловленными изменениями климата.

(пп. "о" в ред. Указа Президента РФ от 27.02.2023 N 126)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Выполнение основных задач в сфере развития международного сотрудничества обеспечивается путем реализации следующих мер:

а) осуществление многовекторной внешнеполитической деятельности, направленной на сохранение Арктики как территории мира, стабильности и взаимовыгодного сотрудничества;

б) обеспечение взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, в том числе на основе международных договоров, соглашений и конвенций, участницей которых она является;

в) международно-правовое оформление внешней границы континентального шельфа и сохранение взаимодействия с арктическими государствами в целях защиты национальных интересов и реализации предусмотренных международными актами прав прибрежного государства в Арктике, в том числе касающихся разведки и разработки ресурсов континентального шельфа и установления его внешних границ;

г) обеспечение российского присутствия на архипелаге Шпицберген на условиях равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Норвегией и другими государствами - участниками Договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г.;

д) содействие наращиванию усилий арктических государств по созданию единой региональной системы поиска и спасания, предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, координация деятельности спасательных сил, обеспечение взаимодействия арктических государств в рамках Арктического форума береговых охран;

е) разработка и реализация программ экономического и гуманитарного сотрудничества субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к сухопутным территориям Арктической зоны, с регионами арктических государств;

ж) активное участие российских государственных и общественных организаций в работе Арктического совета и других международных форумов, посвященных арктической проблематике;

з) обеспечение эффективной работы Арктического совета под председательством Российской Федерации в 2021 - 2023 годах, включая продвижение совместных проектов, в том числе направленных на обеспечение устойчивого развития Арктики и сохранение культурного наследия малочисленных народов;

и) содействие укреплению связей между коренными народами, проживающими на территории Арктической зоны, и коренными народами, проживающими на арктических территориях зарубежных государств, проведение соответствующих международных форумов;

к) содействие всестороннему развитию молодого поколения малочисленных народов путем осуществления образовательных, гуманитарных и культурных обменов с молодежью других арктических государств;

л) разработка общих принципов реализации в Арктической зоне инвестиционных проектов с участием иностранного капитала;

м) организация мероприятий, направленных на привлечение иностранных инвесторов к участию в реализации в Арктической зоне экономических (инвестиционных) проектов;

н) содействие укреплению значения Арктического экономического совета в качестве одного из центральных форумов по вопросам устойчивого развития Арктики;

о) разработка и реализация российскими организациями совместно с зарубежными партнерами основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, касающихся развития и освоения Арктики;

п) обеспечение реализации Соглашения по укреплению международного арктического научного сотрудничества;

р) создание и продвижение в сети "Интернет" многоязычного информационного ресурса, посвященного развитию Арктической зоны и деятельности России в Арктике.

17. Выполнение основных задач в сфере обеспечения защиты населения и территорий Арктической зоны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется путем реализации следующих мер:

а) выявление и анализ рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выработка способов предупреждения таких ситуаций;

б) разработка технологий, создание технических средств и экипировки для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров, модернизация парка воздушных судов, развитие авиационной инфраструктуры и авиационно-спасательных технологий в целях обеспечения защиты населения и территорий, сокращения сроков реагирования на чрезвычайные ситуации с учетом решаемых задач и природно-климатических условий Арктической зоны;

в) совершенствование способов защиты населения и территорий, методов тушения пожаров, в том числе с использованием авиации, и порядка временного размещения в арктических условиях населения и профессионального контингента при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

г) повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, обеспечение устойчивости их функционирования при чрезвычайных ситуациях в арктических условиях;

д) совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области защиты населения, территорий, критически важных и потенциально опасных объектов от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области пожарной безопасности с учетом специфики объектов, строительство которых планируется осуществить в Арктической зоне;

е) развитие систем мониторинга обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне, в том числе на основе обработки данных дистанционного зондирования Земли из космоса;

ж) развитие системы антикризисного управления в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) развитие (с учетом решаемых задач и природно-климатических условий) арктических комплексных аварийно-спасательных центров, в том числе расширение их технических и тактических возможностей, связанных с предупреждением чрезвычайных ситуаций и реагированием на такие ситуации, совершенствование их структуры, состава и материально-технического обеспечения, расширение инфраструктуры базирования;

и) организация учений и тренировок по проверке готовности сил и средств арктических государств к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе возникающих при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов, а также участие в таких учениях и тренировках;

к) установление требований к аварийно-спасательному оборудованию и средствам оказания помощи, сохранения жизни и здоровья в случае возникновения радиационных аварий и инцидентов в Арктической зоне;

л) обеспечение эвакуации (переселения) граждан из населенных пунктов из-за последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

18. Выполнение основных задач в сфере обеспечения общественной безопасности в Арктической зоне осуществляется путем реализации следующих мер:

а) совершенствование структуры и штатного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации;

б) оснащение подразделений органов внутренних дел Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, дислоцированных в Арктической зоне, современными видами оружия и боеприпасами к нему, специальными и другими материально-техническими средствами и техникой, адаптированными к арктическим условиям;

в) предупреждение экстремистской и террористической деятельности;

г) повышение эффективности мер по профилактике безнадзорности, оказанию социальной помощи несовершеннолетним с различными формами и степенью дезадаптации, а также по их реабилитации;

д) создание условий для организации народных дружин и иных объединений правоохранительной направленности, антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций, формирование региональных сегментов системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ;

е) предупреждение преступлений на предприятиях топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, а также преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий;

ж) внедрение, развитие и поддержание работоспособности систем правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса "Безопасный город";

з) расширение (создание) сети центров реабилитации и адаптации в целях оказания комплексной социальной помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы.

19. Выполнение основных задач в сфере обеспечения военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в Арктической зоне осуществляется путем реализации следующих мер:

а) совершенствование состава и структуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в Арктической зоне;

б) обеспечение благоприятного оперативного режима в Арктической зоне, включая поддержание уровня боевой готовности группировок войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в соответствии с актуальным и прогнозируемым характером военных опасностей и военных угроз Российской Федерации в Арктике;

в) оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных в Арктической зоне, современными образцами вооружения, военной и специальной техники, адаптированными к арктическим условиям;

г) развитие инфраструктуры базирования, проведение мероприятий по оперативному оборудованию территорий, совершенствование системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в целях обеспечения выполнения задач в Арктической зоне;

д) использование технологий и объектов инфраструктуры двойного назначения в интересах комплексного решения в Арктической зоне задач в области обороны.