Приложение N 1

к информации

по безопасности полетов N 11

АВИАЦИОННЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ АВИАЦИОННЫХ РАБОТ

И ПОЛЕТОВ В ЦЕЛЯХ АОН, КОТОРЫМ СПОСОБСТВОВАЛО НАРУШЕНИЕ

РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ИЛИ УТОМЛЕНИЕ ПИЛОТА

15.03.2015 в Ставропольском крае произошла катастрофа самолета Ан-2 RA-31403 ООО Авиакомпания "Аннушка" (имело сертификат только на выполнение авиационных работ).

Авиационно-химические работы выполнялись командиром воздушного судна (второй пилот на борту воздушного судна (далее - ВС) отсутствовал) без необходимого отдыха между полетами.

В девятом полете самолет столкнулся с проводами ЛЭП. Командир ВС погиб.

Комиссией по расследованию был сделан вывод, что позднему переводу самолета в набор высоты могло способствовать снижение работоспособности КВС (выполнялся последний гон в последнем полете, после которого КВС должен был отдыхать 1,5 часа).

Полный текст окончательного отчета размещен на официальном сайте МАК по адресу: https://www.mak-iac.org/upload/iblock/5f5/report_ra-31403.pdf.

13.09.2015 в Рязанской области произошла катастрофа ЕЭВС самолета С-2 "Сингал" RA-0660G, принадлежавшего ОАО "Тяжнрессмаш" (сертификата эксплуатанта не имело).

Пилот заключил с организацией договор подряда на выполнение авиационнохимических работ. Так как в организации-заказчике авиационных работ не было воздушного судна, на котором можно было бы проводить авиационно-химические работы, пилот заключил договор аренды воздушного судна с другой организацией.

В полете, закончившемся катастрофой, общее полетное время пилота составляло 6 часов, что превышало максимально допустимое полетное время (не более 4 часов) при выполнении авиационно-химических работ с применением высокоопасных веществ.

Комиссия по расследованию пришла к выводу, что подобная мотивация пилота на выполнение большего объема АХР в короткие сроки могла привести к повышению физических нагрузок, утомлению, снижению нервно-эмоциональной устойчивости и объема внимания пилота. Как следствие, это могло отрицательно сказаться на качестве выполнения полетов и безопасности в целом.

При выходе из гона с разворотом и набором высоты произошла потеря скорости с выходом самолета на большие углы атаки и режим сваливания с последующим столкновением с землей. Пилот погиб.

Авиационному происшествию могло способствовать невыполнение пилотом требований Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139, в части допустимой продолжительности полетного времени при выполнении АХР с применением высокотоксичных и ядовитых веществ.

Полный текст окончательного отчета размещен на официальном сайте МАК по адресу: https://mak-iac.org/upload/iblock/980/report_ra-0660g.pdf.

11.06.2016 в Республике Алтай произошла катастрофа ЕЭВС самолета А-33-011 RA-0818G, принадлежащего частному лицу. Выполнялся полет в целях АОН. На борту самолета находились пилот и пассажир.

При расследовании было установлено, что 11.06.2016 пилот выполнил 7 полетов с общим налетом более 4 часов, и к моменту начала последнего полета, закончившегося авиационным происшествием, общее время от первого взлета составляло более 13 часов. Такая рабочая нагрузка на пилота в течение дня могла привести к развитию утомления и снижению объема внимания пилота, что могло отрицательно сказаться на качестве выполнения полетов и безопасности в целом.

Наиболее вероятно, катастрофа произошла из-за выхода ВС на режим сваливания с последующим переходом в штопор. Пилот и пассажир погибли.

Катастрофе способствовало развитие утомления и снижение объема внимания после выполнения длительного перелета и дальнейшего выполнения полетов. Полный текст окончательного отчета размещен на официальном сайте МАК по адресу: https://mak-iac.org/upload/iblock/acc/report_ra-0818g.pdf.

21.08.2017 в Краснодарском крае произошла катастрофа вертолета R-66 RA-05750. Владельцем вертолета являлось юридическое лицо, не имеющее сертификата эксплуатанта. Пилот вертолета выполнял полет на основании договора оказания возмездных услуг с оформленной доверенностью на право управления вертолетом.

В ходе расследования не удалось установить условия и продолжительность отдыха пилота. Однако из показаний персонала, обслуживавшего вертолет перед вылетом из Анапы, было установлено, что пилот перед этим "ездил в Ростов на машине, после чего сел на вертолет без отдыха, сутки не отдыхал, при разговоре у пилота были красные глаза, вел себя рассеяно, неоднократно переспрашивал куда идти". Другой свидетель также отметил, что "пилот находился в уставшем состоянии".

При выполнении очередного полета (ночью) по участку маршрута: Анапа - Абрау-Дюрсо пилот потерял пространственную ориентировку, что привело к столкновению вертолета с землей. Пилот вертолета погиб.

Способствующим фактором катастрофы, вероятно, явилось выполнение полета в состоянии усталости. Полный текст окончательного отчета размещен на официальном сайте МАК по адресу: https://mak-iac.org/upload/iblock/66d/report_ra-05750.pdf

28.02.2020 в Астраханской области произошла катастрофа вертолета R-44 RA-04246, принадлежащего частному лицу.

В ходе расследования было установлено, что отдых пилота перед полетами в день авиационного происшествия составил не более 3 часов. Общее время трех полетов (до аварийного полета), выполненных пилотом 28.02.2020, составило около 9 ч 30 мин., что могло привести к утомлению пилота.

Полет, закончившийся авиационным происшествием, выполнялся по правилам визуального полета, в темное время суток, при отсутствии видимости линии естественного горизонта, преимущественно над местностью, не имевшей наземных световых ориентиров.

Комиссия по расследованию пришла к выводу, что указанные факторы, а также утомление пилота, могли с большой степенью вероятности привести к потере пилотом пространственной ориентировки с последующим столкновением вертолета с земной поверхностью. В результате авиационного происшествия пилот погиб.

Полный текст окончательного отчета размещен на официальном сайте МАК по адресу: https://mak-iac.org/upload/iblock/7f5/report_ra-04246.pdf.