практика Европейского Суда по правам человека

В Верховный Суд Российской Федерации поступил неофициальный перевод постановления Европейского Суда по жалобе N 37735/09 "А. против Российской Федерации" (вынесено 12 ноября 2019 г., вступило в силу 12 февраля 2020 г.), которым было установлено нарушение статьи 3 Конвенции в ее материальном аспекте, выразившееся в неспособности властей предотвратить применение жестокого обращения по отношению к заявительнице, а также нарушение указанной статьи Конвенции в ее процессуальном аспекте, поскольку эффективное расследование в отношении жалобы заявительницы не проводилось.

Заявительница жаловалась на необоснованное применение физической силы против ее отца во время его задержания в ее присутствии и обращение с ней сотрудниками правоохранительных органов нарушило ее права по статье 3 Конвенции. Она подала жалобу в соответствии со статьей 13 Конвенции, поскольку, по мнению заявительницы, по данному инциденту не было проведено тщательного и независимого расследования.

Суд напомнил, статья 3 Конвенции закрепляет одну из основных ценностей демократического общества. Она категорически запрещает пытки, или бесчеловечное, или унижающее достоинство обращение, или наказание, независимо от обстоятельств или поведения потерпевшего.

Европейский Суд обратил внимание: "[е]сли лицо выступает с достоверным утверждением о том, что оно подверглось обращению, нарушающему требования статьи 3 Конвенции, со стороны полиции или иных аналогичных представителей государства, то это положение в совокупности с вытекающей из статьи 1 Конвенции общей обязанностью государства "обеспечивать каждому, находящемуся под его юрисдикцией, права и свободы, определенные в... Конвенции", косвенно требует проведения эффективного официального расследования. Такое расследование должно быть способным привести к установлению и наказанию виновных... В противном случае общий правовой запрет в отношении пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания, несмотря на свою фундаментальную важность, был бы на практике неэффективен, и в некоторых случаях представители Государства могли бы практически безнаказанно нарушать права лиц, находящихся под их контролем" (пункт 53 постановления).

"Утверждения о жестоком обращении, совершаемом в нарушение статьи 3 Конвенции должны подкрепляться соответствующими доказательствами. При оценке доказательств Европейский Суд по правам человека, как правило, применяет критерий доказанности "вне разумного сомнения"... Однако такое доказательство может вытекать из совместного существования достаточно обоснованных, очевидных и согласующихся друг с другом предположений или аналогичных не опровергнутых фактических презумпций" (пункт 54 постановления).

Далее Суд подчеркнул, "[ч]то касается детей, которые являются особенно уязвимыми, [то] меры, применяемые Властями для их защиты от насильственных действий, подпадающие под действие [с]татей 3 и 8 [Конвенции], должны быть эффективными и включать разумные шаги, направленные на предотвращение жестокого обращения, о которых органы власти имели или должны были иметь представление, а также эффективные средства предупреждения таких серьезных нарушений неприкосновенности личности. Такие меры должны быть направлены на обеспечение уважения человеческого достоинства и защиту наилучших интересов ребенка" (пункт 55 постановления).

Ранее Европейский Суд по правам человека установил в деле "Гуцанови против Болгарии", что возможное присутствие детей, чей молодой возраст делает их психологически уязвимыми, на месте задержания является фактором, который необходимо учитывать при планировании и проведении таких операций. В этом деле Европейский Суд человека указал, что тот факт, что полицейская операция, которая была проведена рано утром и в которой участвовали специальные агенты в масках, увеличивал чувства страха и тревоги, испытываемого детьми, ставшими свидетелями задержания их отца, в той степени, в какой обращение, которому они подверглись, превысило порог строгости, прописанный в статье 3 Конвенции, что равносильно унижающему достоинство обращению (пункт 56 постановления).

Суд отметил, что версия фактов, представленная Властями, была основана на доследственной проверке, первом этапе процедуры рассмотрения уголовных жалоб. Суд напомнил - проведение доследственной проверки, за которой не следовало предварительное следствие, является недостаточным для того, чтобы государственные органы власти соблюдали стандарты проведения эффективного расследования по заслуживающим внимания предполагаемым обвинениям в жестоком обращении в соответствии со статьей 3 Конвенции. Европейский Суд не увидел никаких оснований для иного заключения по настоящему делу. Власти ответили на заслуживающие доверие утверждение заявительницы об обращении, запрещенном статьей 3 Конвенции, проведя доследственную проверку, и отказались возбудить уголовное дело и провести полноценное расследование. Это решение было одобрено национальными судами. Тем самым они отступили от их процессуального обязательства согласно статье 3 Конвенции. Доследственная проверка не предоставила Властям надлежащих оснований для выполнения своего бремени доказывания и предоставления доказательств, способных поставить под сомнение заслуживающие доверия утверждения заявительницы относительно того, что она была подвержена насильственному задержанию ее отца, которое Суд посчитал установленным (пункт 66 постановления).

Суд обратил внимание на то, что интересы заявительницы, которой в то время было девять лет, не учитывались ни на одном этапе планирования и проведения операции властей против ее отца. Сотрудники правоохранительных органов не обратили внимания на ее присутствие, о котором они хорошо знали, приступили к операции и сделали ее свидетельницей сцены насилия против ее отца в отсутствие какого-либо сопротивления с его стороны. Это оказало огромное влияние на заявительницу и, по мнению Европейского Суда, означало неспособность властей предотвратить жестокое обращение с ней (пункт 67 постановления).

С учетом изложенного, по мнению Европейского Суда, было допущено нарушение позитивного материального обязательства, предусмотренного статьей 3 Конвенции, а также нарушение этой статьи Конвенции в ее процессуальном аспекте, поскольку эффективное расследование в этом отношении не проводилось.

В Верховный Суд Российской Федерации поступил неофициальный перевод постановления Европейского Суда по жалобе N 35061/04 "Абдулкадыров и Дахтаев против Российской Федерации" (вынесено 10 июля 2018 г. и вступило в силу 3 декабря 2018 г.), которым установлено нарушение статьи 3 Конвенции в ее материально-правовом аспекте (выразившемся в том, что заявители подверглись пыткам), а также в ее процессуальном аспекте (из-за отсутствия эффективного расследования по их жалобам), нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции ввиду того, что постановленный приговор основывался на показаниях, полученных в результате пыток, а также нарушение статьи 8 Конвенции, обусловленное их направлением для отбывания наказания в отдаленные исправительные учреждения, что нарушило их право на уважение семейной жизни в связи с отсутствием практической возможности членов их семей посещать их в этих учреждениях.

Суд отметил, что, по утверждениям заявителей о жестоком обращении в период нахождения под контролем милиции, внутригосударственные органы власти провели доследственную проверку, которая является начальным этапом работы с заявлением о преступлении в соответствии с российским законодательством. При этом обычно в случае обнаружения признаков преступления в ходе проверки следственные органы возбуждают уголовное дело (пункт 63 постановления).

При этом Суд напомнил свой вывод о том, что "само по себе проведение доследственной проверки, в соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, является недостаточным в случае, если органы государственной власти не выполнили стандартов проведения эффективного расследования по [обоснованным] жалобам на жестокое обращение со стороны сотрудников милиции, установленных в соответствии со статьей 3 Конвенции. Органы власти обязаны возбудить уголовное дело и провести надлежащее расследование путем выполнения всего комплекса следственных действий" (пункт 64 постановления).

Суд не увидел причин для иного вывода в рамках настоящего дела, в котором имелись правдоподобные утверждения о жестоком обращении, своевременно доведенные до сведения органов государственной власти. Суд пришел к выводу о том, что органы власти не провели эффективного расследования по жалобам заявителей на жестокое обращение в период нахождения под контролем милиции, как того требует статья 3 Конвенции. Соответственно, по мнению Суда, имело место нарушение статьи 3 Конвенции в ее процессуальном аспекте.

Что касается правовой квалификации допущенного по отношению к заявителям обращения, Суд напомнил: "он рассматривал обращение с тем или иным лицом как "бесчеловечное" в случае преднамеренного характера такого обращения, если оно имело место на протяжении нескольких часов беспрерывно или если в результате этого обращения был нанесен реальный физический вред человеку, либо причинены сильные физические или моральные страдания. Обращение признавалось "унижающим достоинство", если оно вызвало у жертв чувство страха, тревоги и неполноценности, способное оскорбить и унизить их и, возможно, сломить их физическое или психологическое сопротивление, или если оно вынудило жертву действовать против ее воли и совести. При определении того, должна ли конкретная форма жестокого обращения быть классифицирована как пытка, необходимо учитывать различия, закрепленные в статье 3 Конвенции, между этим понятием и понятием бесчеловечного или унижающего достоинство обращения. Как отмечено в предыдущих делах, целью Конвенции было посредством разграничения [заклеймить умышленное бесчеловечное обращение, причиняющее крайне]... серьезные и [жестокие] страдания. В дополнение к жестокости обращения существует целенаправленный элемент пыток, признанный в Конвенции ООН против пыток, которая в статье 1 определяет пытку как умышленное причинение сильной боли или страдания, чтобы получить сведения с помощью применения наказания или запугивания" (пункт 69 постановления).

С учетом изложенного Суд пришел к выводу, что неоднократные насильственные действия <34>, которым заявители подвергались со стороны сотрудников правоохранительных органов, с учетом их тяжести и цели, состоявшей в получении признаний, являлись пыткой (пункт 70 постановления).

--------------------------------

<34> Заявители, по мнению Суда, подробно описали обстоятельства предполагаемого жестокого обращения. Они утверждали, в частности, что "сотрудники [правоохранительных органов] били и пинали их, били их дубинками, применяли электрошок, надевая им на головы противогазы или пластиковые пакеты, угрожали им изнасилованием и вымогательством. По словам второго заявителя, его также били по голове пластиковой бутылкой, наполненной водой, в то время как его голова была прижата к полу. Кроме того, лица, совершавшие эти действия, прыгали ему на голову всем весом, прижигали спину сигаретными окурками, били по пальцам лакированной палкой, пока его руки были прижаты к столу, угрожали продырявить ему руки скобками для степлера и застрелить его" (пункт 9 постановления).

Относительно предполагаемого нарушения пункта 1 статьи 6 Конвенции ввиду того, что постановленный в отношении заявителей приговор основывался на показаниях, полученных в результате пыток, Суд напомнил: "принятие признательных показаний, полученных в нарушение статьи 3 [Конвенции], автоматически делает уголовное судопроизводство в целом несправедливым, независимо от доказательной ценности признательных показаний, а также независимо от того, было ли их использование решающим в обеспечении вынесения приговора обвиняемому" (пункт 77 постановления).

Суд обратил внимание на то, что "[п]ри отказе в удовлетворении требований заявителей об объявлении неприемлемыми их признательных показаний на том основании, что они были получены под физическим принуждением, областной суд не провел надлежащей независимой оценки с целью установления, имелись ли основания для исключения этих показаний, предположительно данных "на фоне" жестокого обращения с заявителями, то есть с целью обеспечения справедливости судебного разбирательства. Вместо этого он сослался на решение следственных органов об отказе в возбуждении уголовного дела по предполагаемому жестокому обращению с заявителями, которое, как было установлено Судом, было основано на доследственной проверке, не удовлетворявшей требованиям статьи 3 [Конвенции]. Отсутствие тщательной оценки качества оспариваемого доказательства и обстоятельств, при которых оно было получено, не было исправлено внутригосударственными судами" (пункт 79 постановления).

В этих обстоятельствах Суд пришел к выводу о том, что, независимо от того, какую роль сыграли показания заявителей, полученные под физическим принуждением, в исходе разбирательства по уголовному делу в их отношении, такие доказательства сделали разбирательство в целом несправедливым. Следовательно, по мнению Суда, было допущено нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции.

Что касается предполагаемого нарушения статьи 8 Конвенции в связи с направлением заявителей в отдаленные исправительные учреждения для отбывания наказания в виде лишения свободы, выразившегося в ограничении их права на уважение семейной жизни ввиду отсутствия практической возможности посещения их в этих учреждениях членами их семей, то Суд признал, "что в обстоятельствах дела решения органов власти поместить заявителей в отдаленные исправительные учреждения для отбывания [наказания] являлись вмешательством в их право на уважение их семейной жизни" (пункт 91 постановления). Как следствие, Суд должен был определить, было ли это вмешательство оправдано в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Конвенции, то есть было ли оно осуществлено "в соответствии с законом", преследовало ли оно одну или более законных целей, указанных в этом пункте, и было ли оно "необходимым в демократическом обществе" для достижения этих целей.

"Формулировка "в соответствии с законом", согласно позиции Европейского Суда, требует, чтобы оспариваемая мера имела определенные основания в национальном законодательстве и отвечала принципу верховенства права, который прямо упоминается в Преамбуле к Конвенции и неразрывно связан с объектом и целью статьи 8 Конвенции. Таким образом, закон должен отвечать качественным требованиям, то есть он должен быть доступен соответствующему лицу, а последствия его применения должны быть предсказуемыми" (пункт 93 постановления).

Суд отметил, что "решения ФСИН <35> [направить] заявителей в исправительные учреждения и последующие отказы перевести их в другие исправительные учреждения на основании уважения их семейной жизни были основаны на частях 2 и 4 статьи 73 и статье 81 УИК РФ, соответственно" (пункт 94 постановления).

--------------------------------

<35> Федеральная служба исполнения наказаний.

В рассматриваемой связи Суд напомнил, что в деле "Полякова и другие против Российской Федерации" им "уже было установлено, что положения, содержащиеся в частях 2 и 4 статьи 73 и статье 81 УИК РФ, не удовлетворяли требованию "качества закона". Суд постановил, в частности, что части 2 и 4 статьи 73 не предоставляли возможности взвесить конкурирующие личные и общественные интересы и произвести оценку пропорциональности ограничения соответствующего статье 8 Конвенции права в контексте размещения заключенных с целью исключения из общего правила распределения, и что статья 81 УИК РФ не предоставляла заявителям никакой защиты от ее произвольного применения Федеральной службой исполнения наказания независимо от соображений, связанных с их правом на уважение семейной жизни" (пункт 95 постановления).

Из вышеуказанного вывода, который, по мнению Суда, полностью применим к настоящему делу, следовало, что вмешательство в право заявителей на уважение их семейной жизни не "соответствовало закону" по смыслу пункта 2 статьи 8 Конвенции. Следовательно, имело место нарушение статьи 8 Конвенции в отношении каждого заявителя (пункт 96 постановления).

См. также вышеприведенное постановление Европейского Суда по жалобе N 62798/09 "Артур Иванов против Российской Федерации" (вынесено 5 июня 2018 г., вступило в силу 5 сентября 2018 г.) <36>, которым установлено нарушение статьи 3 Конвенции в результате бесчеловечного и унижающего достоинство обращения с заявителем в милиции, а также, что отсутствовало нарушение статьи 13 Конвенции во взаимосвязи со статьей 3 Конвенции.

--------------------------------

<36> См.: подраздел "Вопросы присуждения компенсации (возмещения ущерба) за допущенные нарушения прав и свобод человека. Определение размера такой компенсации" раздела "В сфере гражданско-правовых отношений".

В Верховный Суд Российской Федерации поступили неофициальные переводы постановлений Европейского Суда по жалобам, в результате рассмотрения которых установлено нарушение статьи 3 Конвенции в ее материально-правовом аспекте, а также в ее процессуальной части в связи с отсутствием эффективного расследования по заявлениям о жестоком обращении:

N 13768/06 "Божков против Российской Федерации" (вынесено и вступило в силу 15 октября 2019 г.),

N 5859/07 "Бондаренко против Российской Федерации" (вынесено и вступило в силу 15 октября 2019 г.),

N 22463/07 "Ботов и другие против Российской Федерации" и 8 другим делам (вынесено и вступило в силу 4 февраля 2020 г.), N 33373/07 "Авдюков и другие против Российской Федерации" и по 9 другим жалобам (вынесено и вступило в силу 3 марта 2020 г.);

N 59465/12 "Ворошилов против Российской Федерации" (вынесено и вступило в силу 17 июля 2018 г.);

N 52673/07 "Григорьев против Российской Федерации" (вынесено и вступило в силу 15 октября 2019 г.);

N 39619/09 "Ишевский и другие против Российской Федерации" и по 9 другим жалобам (вынесено и вступило в силу 4 февраля 2020 г.);

N 731/07 "Конаков против Российской Федерации" (вынесено и вступило в силу 3 декабря 2019 г.);

N 17459/13 "Крютченко против Российской Федерации" (вынесено и вступило в силу 26 июня 2018 г.);

N 45044/06 "Ксенз и другие против Российской Федерации" и по 5 другим жалобам (вынесено 12 декабря 2017 г. и вступило в силу 12 марта 2018 г.);

N 46192/07 "Малышев против Российской Федерации" (вынесено и вступило в силу 3 марта 2020 г.);

N 68793/13 "Минибаев против Российской Федерации" (вынесено и вступило в силу 3 декабря 2019 г.);

N 42265/06 "Неуймин против Российской Федерации" (вынесено и вступило в силу 24 сентября 2019 г.);

N 47821/09 "Нигматуллин и другие против Российской Федерации" по 9 другим жалобам (вынесено и вступило в силу 4 февраля 2020 г.);

N 52796/08 "Овакимян против Российской Федерации" (вынесено 21 февраля 2017 г. и вступило в силу 21 мая 2017 г.);

N. 52550/08 "Панков против Российской Федерации" (вынесено 15 мая 2018 г., вступило в силу 15 августа 2018 г.);

N 57269/14 "Самесов против Российской Федерации" (вынесено 20 ноября 2018 г., вступило в силу 20 февраля 2019 г.);

N 14416/06 "Сергей Иванов против Российской Федерации" (вынесено 15 мая 2018 г., вступило в силу 15 августа 2018 г.);

N 2674/07 "Сергей Рябов против Российской Федерации" (вынесено 17 июля 2018 г., вступило в силу 17 октября 2018 г.);

N 3627/07 "Соковнин против Российской Федерации" (вынесено и вступило в силу 5 марта 2019 г.);

N 2120/10 "Тиллоев против Российской Федерации" (вынесено и вступило в силу 5 марта 2019 г.);

N 46248/07 "Шестопалов против Российской Федерации" (вынесен 28 марта 2017 г., вступило в силу 28 июня 2017 г.).