I. Общие положения

Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (далее - Концепция) содержит цели, факторы и направления деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приграничного сотрудничества.

Концепция учитывает накопленный опыт приграничного сотрудничества и исходит из единства и целостности территории и внутреннего рынка Российской Федерации и согласования общегосударственных интересов и интересов населения приграничной территории Российской Федерации.

Приграничное сотрудничество в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об основах приграничного сотрудничества", "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", Концепцией внешней политики Российской Федерации, Основами государственной пограничной политики Российской Федерации, Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соглашениями между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей.

Приграничная территория Российской Федерации включает в себя территории приграничных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации, а также определенные международными договорами Российской Федерации иные территории Российской Федерации.

Приграничное сотрудничество является важной составляющей международных отношений Российской Федерации и направлено на установление и развитие конструктивного диалога субъектов приграничного сотрудничества Российской Федерации с субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств.

В условиях укрепления межгосударственных связей и усилившихся процессов интеграции приграничное сотрудничество приобретает особое значение как формат общения, в рамках которого государства, регионы и муниципальные образования осуществляют взаимодействие в экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сферах. При осуществлении такого взаимодействия Российская Федерация исходит из следующих принципов:

взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности других государств;

мирное разрешение приграничных споров;

взаимное уважение законодательства государств, осуществляющих приграничное сотрудничество, а также соответствующих международных договоров;

обеспечение интересов Российской Федерации в приграничном сотрудничестве;

ненанесение ущерба экономическим и иным интересам государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;

учет особенностей приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, в том числе их разнородности, характера межгосударственных отношений и исторически сложившихся связей с сопредельными государствами, природно-ресурсных, социально-экономических, градостроительных, транспортных условий развития приграничной территории, а также характера угрозы национальной безопасности Российской Федерации на приграничной территории.

Приграничное сотрудничество, направленное на создание атмосферы доброжелательности и взаимной заинтересованности в повседневном общении субъектов приграничного сотрудничества Российской Федерации с субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств, отвечает долгосрочным национальным интересам Российской Федерации. Это способствует формированию благоприятного климата в отношениях с сопредельными государствами и укреплению безопасности в приграничных районах страны.

Приграничное сотрудничество стимулирует комплексное и устойчивое развитие приграничных субъектов Российской Федерации и расположенных на них муниципальных образований, способствует повышению благосостояния населения приграничной территории Российской Федерации, созданию местных точек роста, ориентированных на активное развитие международных экономических связей.

Приграничное сотрудничество осуществляется с учетом имеющихся перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, определенных Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.

Целями приграничного сотрудничества в Российской Федерации являются:

развитие и укрепление хозяйственных, транспортных, культурных и гуманитарных связей между субъектами приграничного сотрудничества Российской Федерации и субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств;

содействие взаимопониманию и дружбе между народами, населяющими приграничные субъекты Российской Федерации и сопредельные государства;

упрощение взаимного общения заинтересованных органов государственной власти, деловых кругов и групп населения, в том числе этнических общностей, разделенных государственными границами, поддержка соотечественников, проживающих за рубежом и на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;

совместное создание и эффективное развитие экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;

укрепление экономических, социальных, культурных, административных и иных связей Российской Федерации, приграничных субъектов Российской Федерации и расположенных в них муниципальных образований с сопредельными государствами;

совместное решение экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических, миграционных, гуманитарных и других проблем на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;

создание условий, способствующих прохождению экспортных, импортных и транзитных товаров через приграничную территорию Российской Федерации, включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную границу, транспортной инфраструктуры, таможенных складов, терминалов и т.д.;

повышение эффективности использования производственной и социальной базы приграничной территории Российской Федерации;

создание условий для оперативного взаимодействия с сопредельными государствами в целях своевременного предотвращения чрезвычайных ситуаций на приграничных территориях и эффективного реагирования на бедствия трансграничного характера;

создание условий, способствующих прекращению оттока населения с приграничной территории Российской Федерации и развитию человеческого капитала на данной территории;

содействие социальному и экономическому развитию приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, а также укреплению приграничного сотрудничества таких территорий с сопредельными государствами;

создание условий, направленных на противодействие в установленном законодательством Российской Федерации порядке проявлениям национализма, шовинизма, этнического и религиозного экстремизма и сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничной территории Российской Федерации;

содействие реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации, обеспечению национальных интересов и национальной безопасности на государственной границе Российской Федерации, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и другими правонарушениями.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при осуществлении приграничного сотрудничества принимают во внимание следующие основные факторы, определяющие особенности приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств:

общий характер межгосударственных, в том числе военно-политических, отношений Российской Федерации с сопредельными государствами;

исторически сложившиеся связи с сопредельными государствами, традиции и обычаи населения, проживающего на приграничной территории Российской Федерации и сопредельных государств;

природно-ресурсные, социально-экономические и градостроительные условия развития приграничной территории Российской Федерации;

характер влияния приграничного сотрудничества на развитие межрегиональной экономической кооперации с сопредельными государствами;

особенности режима государственной границы Российской Федерации;

влияние миграционного фактора на социальные процессы на приграничной территории Российской Федерации, связанное с внешней, в том числе незаконной, миграцией;

этнополитические факторы;

состояние охраны общественного порядка на приграничной территории Российской Федерации и особенности его поддержания;

особенности осуществления государственного контроля за ресурсами приграничной территории Российской Федерации;

риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;

состояние и перспективы развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей приграничные торгово-экономические, туристические и транзитные транспортные связи через приграничную территорию Российской Федерации;

особенности обеспечения национальной безопасности на приграничной территории Российской Федерации.

Учет этих специфических факторов приграничного сотрудничества осуществляется при выборе видов и направлений приграничного сотрудничества, а также способов его регулирования и поддержки.