См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Минфином России.

Фискальные меры по борьбе с последствиями Covid-19, % ВВП

00000012.png

В результате во всех ключевых странах бюджет в 2020 году прогнозируется с существенным дефицитом, в том числе в странах, стремившихся в 2019 году к положительному фискальному балансу.

Результатом синхронного роста дефицита бюджетов в 2020 - 2021 гг. станет резкое повышение уровня задолженности к ВВП - как в развивающихся, так и в развитых странах. По прогнозам МВФ, государственный долг в мире в целом после роста в 2019 году на 1,6 п. п., в 2020 году вырастет на 18,7 п. п. и достигнет 101,5% глобального ВВП - самого высокого уровня за всю историю.

00000013.png

Результатом смягчения фискальной политики и роста долга по всему миру стало снижение суверенных рейтингов ведущими рейтинговыми агентствами. По данным Fitch Ratings количество понижений рейтингов за четыре месяца 2020 года достигло рекорда: рейтинги были понижены для долговых обязательств 29 стран.

Дополнительные опасения рейтинговых агентств вызывает растущий на протяжении нескольких лет и находящийся на историческом максимуме корпоративный долг. Экономический спад и ухудшение условий для заимствований на финансовых рынках уже привели в 2020 году к самым высоким темпам дефолтов по корпоративным облигациям со времен мирового финансового кризиса 2008 - 2009 гг., а количество дефолтов в развитых странах (кроме США) превзошло уровень прошлого кризиса.

Чрезвычайно высокий долг может стать опасным для развития мировой экономики вследствие повышения уязвимости к риску рефинансирования и ужесточения финансовых условий, приводящего к росту расходов на обслуживание долга и дестабилизации и без того слабых государственных финансов, а также способствующего росту стоимости заимствований для частных заемщиков.

В этой связи по мере восстановления экономической активности для всех стран критически важно вернуться к соблюдению сбалансированных принципов бюджетной политики, обеспечивающих экономическую и финансовую стабильность.

Мировые монетарные власти в ответ на ухудшение экономической ситуации также пошли на беспрецедентное смягчение ДКП: как по каналу процентных ставок, так и посредством кратного расширения программ предоставления ликвидности и выкупа активов. Антикризисные пакеты также включали макропруденциальные меры для снижения давления на капитал банковской системы, вызванного ухудшением положения заемщиков и предоставлением отсрочек выплат кредитов.