III. Типовые перечни вопросов, подлежащих проверке по направлениям учета и контроля ЯМ

III. Типовые перечни вопросов, подлежащих проверке

по направлениям учета и контроля ЯМ

10. По направлению "Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации" проверке подлежат:

10.1 Лицензии Ростехнадзора на осуществляемые организацией виды деятельности в области использования атомной энергии.

10.2 Распорядительные документы руководителя организации или уполномоченного им лица (далее - руководитель организации) о назначении: ответственных (ответственного) за организацию учета и контроля ЯМ в организации, за обеспечение учета и контроля ЯМ в организации, за организацию измерений ЯМ в целях их учета и контроля, за организацию работ по применению пломб в организации, за организацию учета и контроля ЯМ в ЗБМ, за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ, материально ответственных лиц за ЯМ в ЗБМ, а также распорядительный документ руководителя организации о создании службы учета и контроля ЯМ (назначении структурного подразделения) и определении ее состава.

10.3 Наличие и содержание Положения по учету и контролю ЯМ в организации.

10.4 Наличие и содержание документа "Структура и описание зон баланса материалов" (либо соответствующего раздела в Положении по учету и контролю ЯМ в организации).

10.5 Наличие и содержание программы применения пломб в организации.

10.6 Наличие и содержание программ измерений ЯМ для каждой ЗБМ.

10.7 Наличие и содержание программы контроля качества измерений ЯМ.

10.8 Наличие и содержание инструкций по учету и контролю ЯМ в ЗБМ.

Перечисленные в настоящем пункте организационно-распорядительные документы проверяются на предмет их наличия, правильности оформления (подписания, согласования, утверждения), соответствия изложенных в них требований положениям законодательных, иных нормативных правовых актов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. При этом в отношении каждого из вышеуказанных организационно-распорядительных документов должна быть проведена проверка выполнения изложенных в них требований на практике.

11. По направлению "Организация ЗБМ" проверке подлежат:

11.1 Соответствие количества и границ ЗБМ требованиям обеспечения учета и контроля ядерных материалов в каждой ЗБМ.

11.2 Соответствие реальных границ ЗБМ определенным в документации организации.

11.3 Порядок создания, регистрации в Госкорпорации "Росатом", ликвидации или внесения изменений в границы ЗБМ, соблюдение сроков предоставления указанной информации в Ростехнадзор.

11.4 Наличие сформированных и зарегистрированных в Госкорпорации "Росатом" зон отчетности.

11.5 Определение ключевых точек измерений (далее - КТИ) в ЗБМ и соответствие реальных КТИ указанным в документах организации.

11.6 Выполнение процедур оценки потерь ЯМ в ЗБМ.

11.7 Наличие утвержденного руководителем организации обоснования одновременного нахождения в ЗБМ ЯМ мирного и оборонного назначения (в случае технологической невозможности обеспечения разделения таких ЯМ).

12. По направлению "Постановка на учет и снятие с учета ЯМ в организации" проверке подлежат:

12.1 Своевременность постановки ЯМ на государственный учет.

12.2 Своевременность и обоснованность снятия ЯМ с государственного учета.

12.3 Порядок постановки на учет ЯМ, образовавшихся в продуктах, облученных в ядерных реакторах, а также порядок снятия с учета ЯМ, выгоревших в ядерных реакторах (в случае наличия таких ЯМ).

12.4 Наличие в организации расчетных методик или аттестованных программ для электронно-вычислительных машин, используемых для расчета массы ЯМ (в случае их использования).

13. По направлению "Меры контроля доступа к ЯМ" проверке подлежат:

13.1 Соответствие используемых организацией пломб в учете и контроле ЯМ требованиям действующих национальных стандартов.

13.2 Соответствие порядка применения пломб к ЯМ требованиям Основных правил и действующих национальных стандартов.

13.3 Соответствие порядка применения систем наблюдения в целях контроля доступа к ЯМ требованиям Основных правил.

13.4 Документы, отражающие результаты проверки работоспособности и состояния пломб в период между физическими инвентаризациями ЯМ.

13.5 Порядок документальной регистрации учета, установки, снятия и утилизации пломб в ЗБМ.

13.6 Перечни лиц, имеющих право обращения с пломбами (получение, хранение, применение, утилизация).

13.7 Выборочно - наличие и правильность установки пломб на объекты пломбирования в ЗБМ.

14. По направлению "Система измерений и контроль качества измерений ЯМ" проверке подлежат:

14.1 Соответствие порядка проведения учетных, подтверждающих измерений ЯМ в ЗБМ требованиям Основных правил.

14.2 Перечень средств измерений и стандартных образцов, используемых в системе измерений ЯМ.

14.3 Наличие в КТИ ЗБМ средств измерений и стандартных образцов в соответствии с Перечнем средств измерений и стандартных образцов.

14.4 Наличие и содержание аттестованных методик измерений ЯМ.

14.5 Свидетельства о метрологической аттестации стандартных образцов, используемых в системе измерений ЯМ.

14.6 Работоспособность и поверка средств измерений, используемых в системе измерений ЯМ.

14.7 Документальное оформление результатов измерений ЯМ.

15. По направлению "Перевод ЯМ в радиоактивные вещества (радиоактивные отходы)" проверке подлежат:

15.1 Наличие в организации согласованного с Госкорпорацией "Росатом" регламента (методики) перевода ЯМ в радиоактивные отходы (далее - РАО).

15.2 Наличие в организации распорядительного документа о назначении комиссии по переводу ЯМ в РАО.

15.3 Соответствие порядка перевода ЯМ в РАО требованиям Основных правил и НП-072-13.

15.4 Наличие решения Госкорпорации "Росатом" на использование ЯМ при изготовлении радиоактивных веществ (далее - РВ) (для ЯМ федеральной собственности).

15.5 Наличие решения руководителя организации на использование ЯМ при изготовлении РВ (для ЯМ, находящихся в собственности юридического лица).

15.6 Наличие расчета потребностей количества ЯМ для изготовления РВ с учетом потерь ЯМ.

15.7 Наличие в организации документа, являющегося основанием для перевода ЯМ в РВ.

15.8 Наличие актов выполнения работ по изготовлению РВ из ЯМ.

15.9 Соответствие порядка перевода ЯМ в РВ (РВ в ЯМ) требованиям Основных правил и НП-072-13.

16. По направлению "Передача ЯМ" проверке подлежат:

16.1 Своевременность отправки предварительных уведомлений при передаче ЯМ между организациями.

16.2 Порядок оформления и содержание сопроводительной документации, а также паспортов на ЯМ при передачах между организацией-отправителем и организацией-получателем.

16.3 Соблюдение порядка передачи проб продуктов с ЯМ.

16.4 Документы, регистрирующие передачу ЯМ между ответственными лицами, с одной технологической операции на другую, а также между сменами и ЗБМ.

16.5 Наличие в приемо-сдаточных документах необходимой информации в соответствии с Основными правилами.

16.6 Своевременность проведения и порядок оформления входного контроля и постановки на учет (снятия с учета) ЯМ при выполнении процедур передачи ЯМ между организациями и между ЗБМ.

16.7 Выполнение установленного порядка проведения подтверждающих измерений получаемых ЯМ.

16.8 Соблюдение сроков предварительной и окончательной приемки и постановки ЯМ на учет.

16.9 Порядок действий при обнаружении статистически значимого расхождения в количестве ЯМ между данными организации-отправителя и организации-получателя.

16.10 Документы о расследовании причин расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя о количестве ЯМ (при наличии).

16.11 Соблюдение порядка проведения арбитражных измерений (при наличии).

17. По направлению "Физическая инвентаризация ЯМ" проверке подлежат:

17.1 Документ, определяющий порядок проведения физической инвентаризации ЯМ в организации.

17.2 Распорядительные документы руководителя организации о проведении физической инвентаризации ЯМ, о назначении инвентаризационных комиссий.

17.3 Методика определения объема выборочных подтверждающих измерений при проведении физической инвентаризации ЯМ.

17.4 Соблюдение сроков и установленного порядка проведения плановых физических инвентаризаций ЯМ.

17.5 Акты инвентаризационных комиссий о проведении предыдущих плановых (внеплановых) физических инвентаризаций ЯМ.

17.6 Списки наличного количества ЯМ, списки фактически наличного количества ЯМ, акты физической инвентаризации ЯМ по ЗБМ, материально-балансовый отчет.

17.7 Результаты подтверждающих измерений характеристик ЯМ при проведении физической инвентаризации.

17.8 Результаты применения средств контроля доступа, подтверждающие отсутствие несанкционированного доступа к ЯМ в межбалансовый период.

17.9 Правильность определения инвентаризационной разницы и ее погрешности.

17.10 Правильность применения критериев для определения наличия (отсутствия) аномалии в учете и контроле ЯМ.

18. По направлению "Учетные и отчетные документы" проверке подлежат:

18.1 Своевременность регистрации всех учетных данных, определенных Основными правилами, в учетных документах по ЯМ.

18.2 Полнота и правильность заполнения учетных документов по ЯМ.

18.3 Сроки, полнота и правильность предоставления организацией отчетных документов по ЯМ.

18.4 Порядок исправления учетных (отчетных) данных, его соответствие требованиям Основных правил.

19. По направлению "Действия персонала при обнаружении аномалий и нарушений в учете и контроле ЯМ" проверке подлежат:

19.1 Соблюдение установленного порядка проведения расследования при выявлении нарушения, признака аномалии в учете и контроле ЯМ.

19.2 Документальное оформление результатов расследования нарушения, признака аномалии в учете и контроле ЯМ.

20. По направлению "Административный контроль состояния учета и контроля ЯМ" проверке подлежат:

20.1 Наличие и содержание документа о порядке проведения административного контроля состояния учета и контроля ЯМ.

20.2 Соответствие порядка проведения административного контроля состояния учета и контроля ЯМ требованиям Основных правил.

20.3 Документальное оформление результатов административного контроля состояния учета и контроля ЯМ.

21. По направлению "Подготовка и допуск персонала, осуществляющего учет и контроль ЯМ" проверке подлежат:

21.1 Наличие и содержание документов, устанавливающих в организации порядок обучения и периодичность проверки знаний персонала, ответственного за учет и контроль ЯМ.

21.2 Наличие документов, в которых зарегистрированы результаты обучения, проверки знаний процедур учета и контроля ЯМ для различных категорий работников (персонала) организации и допуска их к выполнению должностных обязанностей.

21.3 Наличие у должностных лиц, ответственных за организацию учета и контроля ЯМ, документов о прохождении ими переподготовки или повышения квалификации в установленные сроки.

21.4 Наличие у руководящего персонала организации, ответственного за учет и контроль ЯМ, разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии.

22. По направлению "Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Ростехнадзора" проверке подлежат:

22.1 Наличие, содержание и выполнение планов мероприятий по устранению выявленных нарушений.

22.2 Представление надзорным (контрольным) органам уведомлений об устранении выявленных нарушений в установленные сроки.

23. По направлению "Установление наличия ЯМ, в том числе с применением технических средств" проверке подлежат:

23.1 Соответствие количества и местонахождения учетных единиц (контейнеров с ЯМ) данным (записям) в учетных документах.

23.2 Атрибутивные признаки и состояние учетных единиц, их соответствие данным (записям) в учетных документах.

23.3 Целостность, правильность установки и соответствие установленных на контейнеры (хранилища) пломб (в том числе пломб Ростехнадзора) сведениям, зарегистрированным в учетных документах.

При установлении наличия ЯМ предусматривается проведение инспекционных измерений ЯМ и, при необходимости, установка пломб Ростехнадзора на контейнеры (хранилища) с ЯМ с целью реализации требований, предусмотренных пунктами 38 - 43 Административного регламента.