СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

АЛГОРИТМ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ,

ВОЛОНТЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ДОБРОВОЛЬЦЕВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ

И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РОЗЫСКА БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ ГРАЖДАН,

В ТОМ ЧИСЛЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

Настоящий алгоритм определяет общий порядок взаимодействия государственных органов и волонтерских организаций и добровольцев при организации и осуществлении розыска пропавших лиц, в том числе несовершеннолетних, начиная от приема сообщения и заканчивая организацией проведения поисковых мероприятий. Методические рекомендации основаны на действующих нормативно-правовых и ведомственных актах, межведомственных соглашениях и ведомственных методических рекомендациях, положительном опыте организации указанной деятельности в отдельных регионах Российской Федерации. <1>

--------------------------------

<1> Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Закон "О Следственном комитете Российской Федерации" от 28.12.2010 N 403-ФЗ, Закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ, Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ, Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ, Закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.1995 N 151-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 02.12.2017) "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации", приказ МВД России от 05.05.1993 N 213 "Об утверждении Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкции об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения", Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, утвержденная совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России и СК России от 16.01.2015 N 38/14/5, Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 N 736, приказ МЧС России от 02.10.2017 "Об организации работ по поиску и спасению людей, пропавших в природной среде", "Алгоритм поиска потерявшихся в природной среде", утвержденный 28.10.2015 Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Московской области при Губернаторе Московской области, а также иные ведомственные организационно-распорядительные документы.

Взаимодействие правоохранительных, иных государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан при осуществлении розыска пропавших граждан и особенно несовершеннолетних необходимо строить в соответствии с общей схемой, отраженной в приложении N 1, с учетом конкретных особенностей региона, обстоятельств исчезновения гражданина (ребенка), особенностей организации поисковых мероприятий.

Анализ практики свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев сообщения о без вести пропавших гражданах (несовершеннолетних) поступают в органы полиции либо в создаваемую во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 958 систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - систему-112), которая предназначена для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее - ЕДДС), находящихся в оперативном подчинении у вышестоящих органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) - центров управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ЦУКС).

В ряде регионов Российской Федерации разработаны Инструкции действий оператора "системы-112" и дежурного ЕДДС муниципального образования, определены их полномочия и порядок действий при поступлении сообщения о безвестном исчезновении гражданина, в том числе несовершеннолетнего.

С учетом положительно зарекомендовавшей себя практики организации этой работы в Московской области можно выделить следующие основные полномочия и действия сотрудников вышеуказанных служб.