Развитие системы здравоохранения

Состояние сферы здравоохранения на Дальнем Востоке характеризуется следующими показателями:

ожидаемая продолжительность жизни при рождении на Дальнем Востоке (70,2 года) ниже среднероссийского показателя (73,3 года);

смертность населения в трудоспособном возрасте на Дальнем Востоке (589,7 случая на 100 тыс. человек) выше среднероссийского уровня (482,2 случая на 100 тыс. населения);

младенческая смертность на Дальнем Востоке (5,4 случая на 1 тыс. детей, родившихся живыми) выше среднероссийского уровня (5,1 случая на 1 тыс. детей, родившихся живыми);

уровень охвата населения профилактическими медицинскими осмотрами и диспансеризацией ниже среднероссийского показателя;

доля медицинских организаций, инфраструктура которых находится в неудовлетворительном состоянии, выше среднероссийского показателя;

уровень износа медицинского оборудования выше среднероссийского уровня;

имеется дефицит медицинских кадров.

Одной из ключевых проблем системы здравоохранения на Дальнем Востоке остается низкий уровень доступности первичной медицинской помощи в удаленных населенных пунктах и специализированной медицинской помощи.

Для развития системы здравоохранения на Дальнем Востоке будет обеспечена доступность для населения первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, диагностических (лабораторных) исследований.

Доступность первичной медико-санитарной помощи планируется обеспечить:

в населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек посредством организации предоставления:

первичной медико-санитарной помощи - мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием передвижных медицинских комплексов не реже 2 раз в год;

первой помощи - домовыми хозяйствами (из расчета не менее одного домохозяйства на каждый населенный пункт);

в населенных пунктах с числом жителей 100 - 300 человек посредством организации:

фельдшерско-акушерских пунктов или фельдшерских здравпунктов - в случае, если расстояние до ближайшей медицинской организации превышает 6 километров;

домовых хозяйств, оказывающих первую помощь, и (или) выездных форм работы - в случае, если расстояние до ближайшей медицинской организации не превышает 6 километров;

в населенных пунктах с числом жителей 301 - 1000 человек посредством организации фельдшерско-акушерских пунктов или фельдшерских здравпунктов в случае отсутствия других медицинских организаций;

в населенных пунктах с числом жителей 1001 - 2000 человек посредством организации:

фельдшерско-акушерских пунктов или фельдшерских здравпунктов - в случае, если расстояние до ближайшей медицинской организации не превышает 6 километров;

центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины) или врачебных амбулаторий - в случае, если расстояние до ближайшей медицинской организации превышает 6 километров;

в населенных пунктах с числом жителей более 2000 человек посредством организации врачебных амбулаторий вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации либо структурного подразделения (отделения) медицинской организации, оказывающей первичную врачебную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу.

Доступность специализированной медико-санитарной помощи планируется обеспечить посредством:

сокращения сроков проведения консультаций врачей-специалистов до 14 рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию, а в случае подозрения на онкологическое заболевание - до 3 рабочих дней;

сокращения сроков проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи до 14 рабочих дней со дня назначения исследований, а в случае подозрения на онкологическое заболевание - до 7 рабочих дней со дня назначения исследований;

сокращения сроков проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи до 14 рабочих дней со дня назначения;

сокращения сроков ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи до 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями - до 7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или со дня установления диагноза заболевания (состояния);

сокращения времени доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медициной помощи в экстренной форме до 20 минут с момента ее вызова, которое может быть скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов;

снижения доли объектов здравоохранения, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта, не менее чем в 2 раза.

В рамках Программы планируется реализация следующих мероприятий:

до 2024 года включительно:

строительство (реконструкция), приобретение 445 объектов недвижимого имущества, некапитальных строений для размещения медицинских организаций, получивших лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе 50 из них в рамках планов социального развития центров экономического роста;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

строительство (реконструкция) 11 вертолетных (посадочных) площадок;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

капитальный ремонт 461 объекта недвижимого имущества, в том числе 23 из них за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и 27 в рамках планов социального развития центров экономического роста;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

приобретение 194 единиц медицинского оборудования;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

оснащение медицинских организаций 156 передвижными медицинскими комплексами;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение закупки авиационных работ в объеме 10594 единиц в целях оказания медицинской помощи;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

разработка особого порядка оплаты медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями (их структурными подразделениями), расположенными в населенных пунктах с малой численностью и (или) отдаленных населенных пунктах, с учетом социально-экономических факторов и природно-климатических условий конкретного региона;

реализация мероприятия по предоставлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. N 1569 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения", увеличены в 2 раза;

начиная с 2025 года:

строительство (реконструкция) 570 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, расположенных в приспособленных помещениях;

строительство (реконструкция) 67 посадочных площадок для санитарной авиации;

капитальный ремонт 188 медицинских организаций;

приобретение 9095 единиц медицинского оборудования и 218 цифровых флюорографов;

обновление парка автомобилей скорой медицинской помощи в количестве 1214 единиц техники.