II. Рекомендуемый порядок действий при обнаружении признаков аномалий или нарушений в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

II. Рекомендуемый порядок действий при обнаружении

признаков аномалий или нарушений в учете и контроле

радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

6. Аномалия имеет следующие признаки:

обнаружение отсутствия учетной единицы РВ или РАО в подразделении, в котором эта учетная единица подлежит учету;

обнаружение присутствия учетной единицы РВ или РАО в подразделении, в котором эта учетная единица не подлежит учету;

обнаружение превышения пределов допустимых статистически значимых расхождений данных организации-отправителя и организации-получателя о количестве РВ или РАО;

обнаружение несоответствия значений фактически наличного количества РВ или РАО с данными учетных документов, выявленные в ходе инвентаризации или при проведении подтверждающих измерений;

получение информации после передачи РВ и РАО об отсутствии у организации-получателя соответствующей действующей лицензии (разрешения) на обращение с РВ и РАО либо наличие информации об окончании срока действия данной лицензии на дату передачи РВ и РАО.

7. Лицу, обнаружившему нарушение или признак аномалии, рекомендуется проинформировать непосредственного руководителя, централизованную службу учета и контроля РВ и РАО или лицо, ответственное за учет и контроль РВ и РАО в организации (далее - ЦС УК РВ и РАО), лицо, ответственное за учет и контроль РВ и РАО в подразделении, в котором было обнаружено нарушение или признак аномалии. Непосредственному руководителю после получения информации об обнаружении признака аномалии рекомендуется немедленно доложить данную информацию руководителю организации или лицу, им уполномоченному (далее - руководитель организации).

8. Рекомендуется документально зарегистрировать факт обнаружения нарушения или признака аномалии в соответствии с установленным в организации порядком с указанием времени обнаружения, подразделения, где было обнаружено нарушение или признак аномалии, краткого описания нарушения или признака аномалии.

9. При обнаружении нарушения или признаков аномалии в результате инвентаризации РВ и РАО лицу, обнаружившему нарушение или признак аномалии, рекомендуется проинформировать председателя инвентаризационной комиссии, ЦС УК РВ и РАО, лицо, ответственное за учет и контроль РВ и РАО в подразделении, в котором было обнаружено нарушение или признак аномалии.

10. В целях подтверждения факта аномалии рекомендуется в срок не более 24 часов провести изучение обстоятельств и расследование признаков аномалии.

11. Расследование рекомендуется проводить представителям ЦС УК РВ и РАО совместно с представителями подразделения организации, где обнаружены признаки аномалии.

12. В ходе расследования признаков аномалии рекомендуется: провести обследование места, где обнаружены признаки аномалии; провести проверку состояния средств контроля доступа и порядка их применения;

провести проверку правильности ведения учетных документов;

провести проверку работоспособности средств измерений, при помощи которых были выявлены признаки аномалии (при необходимости);

провести дополнительные измерения с использованием заведомо исправных и поверенных средств измерений (при необходимости);

выявить ошибки в действиях персонала, приведших к аномалии, и их причины (при наличии);

провести проверку актов инвентаризационной комиссии с результатами предыдущих инвентаризаций РВ или РАО (при необходимости).

13. При обнаружении признаков аномалии при передаче РВ и РАО организацией-получателем направляется соответствующее уведомление организации-отправителю. Организацией-отправителем и организацией-получателем совместно принимаются меры для расследования признаков возможной аномалии.

Организации-получателю кроме действий, указанных в пункте 12 настоящего Руководства по безопасности, рекомендуется:

провести анализ процедур и документального оформления входного контроля (проверки) РВ и РАО при приемке;

проверить отсутствие ошибок, в том числе в учетных и сопроводительных документах на РВ и РАО при постановке на учет принятых РВ и РАО;

опросить персонал, участвовавший в приемке и входном контроле РВ и РАО, о наличии внештатных ситуаций, ошибок, нарушения процедур входного контроля и постановки на учет.

Организации-отправителю рекомендуется:

провести анализ подготовки РВ и РАО к отправке;

проверить отсутствие ошибок, в том числе в учетных и сопроводительных документах на РВ и РАО при подготовке к отправке;

опросить персонал, участвовавший в подготовке к отправке РВ и РАО, о наличии внештатных ситуаций, ошибок, нарушения процедур подготовки к отправке;

провести анализ примененных к отправляемым РВ и РАО средств контроля доступа;

запросить у Ростехнадзора сведения о наличии лицензии (разрешения) на обращение с РВ и/или РАО у организации-получателя (при необходимости).

В случае принятия решения о необходимости проведения повторных измерений для решения спорных вопросов (арбитражных измерений) они выполняются независимой лабораторией, аккредитованной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Для анализа расхождения данных по РВ или РАО организации-отправителя и организации-получателя рекомендуется определить допустимые границы такого расхождения:

00000001.wmz

где 00000002.wmz - СКО результатов измерений удельной активности РВ или РАО с помощью измерительных приборов отправителя и получателя.

В общем случае:

00000003.wmz

где 00000004.wmz и 00000005.wmz - значения случайных составляющих погрешностей измерительных приборов отправителя и получателя соответственно, а 00000006.wmz и 00000007.wmz - значения систематических составляющих погрешностей измерительных приборов отправителя и получателя соответственно.

На практике в паспортах измерительных приборов, как правило, указана полная погрешность, приведенная к доверительному интервалу 0,99, уже включающая в себя как систематическую, так и случайную составляющие погрешности (например: в абсолютных единицах 00000008.wmz или в относительных 00000009.wmz). В этом случае расчет ведется по формуле:

00000010.wmz

или

00000011.wmz

Если расхождение данных по удельной активности РВ или РАО организации-отправителя и организации-получателя 00000012.wmz, (здесь 00000013.wmz удельная активность РВ или РАО по данным организации-отправителя, а 00000014.wmz - удельная активность РВ или РАО по данным организации-получателя), то РВ или РАО рекомендуется ставить на учет в организации-получателе по данным организации-отправителя.

14. При выявлении признака аномалии вне территории организации (при транспортировке РВ и РАО) лицу, ответственному за сопровождение РВ и РАО, рекомендуется немедленно уведомить об этом организацию-отправителя, организацию-перевозчика и организацию-получателя РВ и РАО. Руководителям указанных организаций рекомендуется немедленно уведомить о произошедшем ЦС УК РВ и РАО своих организаций.

15. При получении информации после передачи РВ и РАО об отсутствии у организации-получателя соответствующей действующей лицензии (разрешения) на обращение с РВ и РАО либо об окончании срока действия данной лицензии на дату передачи РВ и РАО рекомендуется запросить у Ростехнадзора сведения о наличии лицензии (разрешения) на обращение с РВ и/или РАО. Факт подтверждения отсутствия соответствующей действующей лицензии (разрешения) на обращение с РВ и РАО сведения о наличии лицензии (разрешения) на обращение с РВ и/или РАО у организации-получателя либо окончания срока действия данной лицензии будет считаться установлением факта аномалии.

16. Результатом расследования является установление факта наличия или отсутствия аномалии. При установлении факта аномалии рекомендуется немедленно доложить руководителю организации.

17. При отсутствии аномалии по итогам расследования признаков аномалии (например, при расследовании было установлено, что не были внесены своевременные изменения в учетные документы, в результате чего фактическое количество РВ не соответствует документально зарегистрированному) фиксируется нарушение.

18. При возможности устранения нарушения в течение одного рабочего дня рекомендуется произвести его немедленное устранение.

19. При отсутствии возможности немедленного устранения нарушения рекомендуется разработать и утвердить у руководителя организации план мероприятий по устранению нарушения и его причин, с конкретными сроками выполнения.