IV. Рекомендуемый порядок расследования и порядок оформления результатов расследования для определения причин нарушений и аномалий в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

IV. Рекомендуемый порядок расследования и порядок

оформления результатов расследования для определения причин

нарушений и аномалий в учете и контроле радиоактивных

веществ и радиоактивных отходов

25. Руководителю организации рекомендуется в срок не более 24 часов после установления факта аномалии или обнаружения нарушения издать распорядительный документ о расследовании для определения причин нарушения или аномалии. В указанном документе рекомендуется определить:

сроки проведения расследования нарушения или аномалии и документального оформления результатов расследования;

персональный состав комиссии по расследованию нарушения или аномалии;

сроки подготовки и проведения внеплановой инвентаризации РВ и РАО, персональный состав инвентаризационных комиссий (при необходимости);

сроки представления акта о расследовании аномалии (нарушения).

26. В состав комиссии по расследованию нарушения или аномалии рекомендуется включать не менее трех человек.

27. Председателем комиссии по расследованию нарушения или аномалии рекомендуется назначать лицо, ответственное за организацию учета и контроля РВ и РАО в организации, его заместителем - руководителя ЦС УК РВ и РАО, членами комиссии - руководителя подразделения, где было обнаружено нарушение или аномалия, представителей ЦС УК РВ и РАО, специалистов по проведению измерений и других специалистов.

28. При проведении расследования нарушения или аномалии комиссии рекомендуется:

получить и ознакомиться с необходимой для проведения расследования документацией (должностные инструкции, инструкции по учету и контролю РВ и РАО, методики измерений);

провести проверку ведения учетных документов;

провести проверку сопроводительных и приходно-расходных документов;

провести обследование места, где выявлены нарушения или аномалия;

провести проверки состояния средств контроля доступа и порядка их применения, организационных мер по физической защите, инженерно-технических средств физической защиты и подразделений охраны, наличия и достаточности мер административного контроля;

выявить ошибки в действиях персонала, приведших к нарушению или аномалии, и их причины (при наличии);

провести проверку результатов предыдущих инвентаризаций РВ и РАО;

провести проверку процедур приемки и передачи РВ и РАО;

провести проверку соблюдения процедур снятия с государственного учета РВ и РАО, переводимых в систему государственного учета ядерных материалов, а также потерь РВ и РАО в процессе технологической деятельности;

провести проверку документации об изменениях в технологических процессах или конструкционных изменениях, которые могли повлиять на организацию и ведение учета, контроля РВ и РАО;

проверить наличие и выполнение плана корректирующих мероприятий по предупреждению возникновения нарушений или аномалий, выявленных ранее;

установить причины нарушения или аномалии;

провести внеплановую инвентаризацию РВ и РАО (в случае установления факта аномалии);

выработать предложения по корректирующим мерам, по устранению нарушения или аномалии и предотвращению их возникновения в будущем.

29. При установлении причин возникновения нарушения или аномалии рекомендуется:

проанализировать обстоятельства, предшествовавшие нарушению или аномалии, в том числе действия (бездействие) лиц, повлекшие возникновение нарушения или аномалии, включая соблюдение должностными лицами требований действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, эксплуатационных документов, относящихся к обеспечению учета и контроля РВ и РАО;

оценить влияние ранее выявленных нарушений и аномалий на причины и условия, способствовавшие возникновению данных нарушения или аномалии, а также достаточность мер, предпринятых организацией, осуществляющей обращение с РВ и РАО, по устранению нарушений и аномалий и причин их возникновения.

30. Продолжительность расследования нарушения или аномалии рекомендуется ограничивать 15 рабочими днями от момента установления факта аномалии (нарушения). Решение о продлении срока расследования нарушения или аномалии может приниматься должностным лицом, утвердившим распорядительный документ о проведении расследования и назначении комиссии. Предельный срок продления расследования рекомендуется ограничивать 15 рабочими днями.

31. По результатам расследования комиссии рекомендуется составить акт, рекомендуемый образец которого приведен в приложении к настоящему Руководству по безопасности.

32. Акт о расследовании нарушения или аномалии рекомендуется подписывать всем членам комиссии по расследованию нарушения или аномалии и утверждать у руководителя организации. При возникновении разногласий между членами комиссии окончательное решение принимается председателем комиссии. В случаях, если член комиссии не согласен с принятым решением, свое особое мнение излагается им в письменной форме и прикладывается к акту о расследовании аномалии.

33. Акт о расследовании нарушения или аномалии рекомендуется хранить в организации на протяжении всего срока осуществления деятельности с РВ и РАО.

34. После окончания работы комиссии по расследованию аномалии организации рекомендуется в течение 3 рабочих дней направить копии акта о расследовании аномалии в центральный аппарат Ростехнадзора и в структурное подразделение Ростехнадзора, осуществляющее федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии в организации. В случаях обнаружения аномалии при передачах РВ и РАО рекомендуется составить совместный акт организацией-отправителем, организацией-получателем и организацией-перевозчиком (при необходимости).

35. Если после подписания комиссией по расследованию нарушения или аномалии акта стала известной дополнительная информация об обстоятельствах, причинах нарушения или аномалии организации рекомендуется подготовить дополнительный акт (дополнение к акту).

36. Рекомендации по составлению дополнительного акта (дополнения к акту) аналогичны рекомендациям, предъявляемым к акту о расследовании нарушения или аномалии. Кроме того, в дополнительном акте указывается какой акт он дополняет, перечисляется и описывается новая информация.