Тренинг навыков самоконтроля

Многокомпонентная поведенческая интервенция, формирующая навыки контролируемого потребления ПАВ, изначально разработанная для лиц с пагубным употреблением алкоголя, а также применяющаяся для достижения полного воздержания от ПАВ [344]. Согласно модели ТНС, злоупотребляющие ПАВ способны достигать цели умеренного (контролируемого) употребления с помощью развития соответствующих навыков и изменения среды.

Основные компоненты и техники:

- Самостоятельный мониторинг употребления ПАВ и побуждений употребить его;

- Постановка специфических целей; дифференцированный контроль употребления ПАВ и отказа от выпивки;

- Заключение поведенческих контрактов, в которых указываются вознаграждения и последствия достижения цели;

- Выявление и управление триггерами избыточной выпивки; функциональный анализ ПАВ-связанного поведения;

- Тренинг профилактики рецидивов;

- Формирование мотивации;

- Обратная связь.

ТНС позволяет снизить объем употребляемых ПАВ (в основном, алкоголя), частоту проблем, связанных с употреблением ПАВ; эффекты сохраняются долгое время (до 2 лет) и столь же устойчивы, как полученные в ходе лечения, ориентированного на полную трезвость, и не зависят от метода тренинга [290; 291]. Тем не менее следует учитывать, что применение тренинга, ориентированного на контролируемое употребление, противопоказано для пациентов с синдромом зависимости [123].

Рекомендуемая литература:

1. Агибалова Т.В., Голощапов И.В., Рычкова О.В. Комплаенс-психотерапия больных с алкогольной зависимостью. Наркология. 2010. N 3. С. 58 - 64.

2. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.

3. Бек А.Т., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб.: Питер, Практикум по психотерапии, 2002. 544 с.

4. Бек Дж. С. Когнитивная терапия: полное руководство. М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2006. 400 с.

5. Валентик Ю.В. Мишени психотерапии в наркологии. В кн. Лекции по наркологии. Ред. Н.Н. Иванец. М.: Медпрактика, 2001. С. 233 - 243.

6. Валентик Ю.В. Континуальная психотерапия больных с зависимостью от психоактивных веществ. В кн. Лекции по наркологии под ред. проф. Н.Н. Иванца. М.: Нолидж, 2000. С. 341 - 364.

7. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2002. 672 с.

8. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии/пер. с англ. Т. Саушкиной. СПб.: Речь, 2001. 560 с.

9. Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск по когнитивной психотерапии, М., 1996 N 3. http://psyjournals.ru/mpj/1996/n3/.

10. Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск по когнитивной психотерапии, М., 2001 N 4. http://psyjournals.ru/mpj/2001/n4/.

11. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004. 657 с.

12. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. В кн. Основные направления современной психотерапии: учебное пособие/ред. Боковиков А.М. М.: Когито-Центр, 2000. С. 224 - 267.

13. Шустов Д.И., Тучина О.Д. Психотерапия алкогольной зависимости. С.-Пб.: СпецЛит, 2016. 416 с.

14. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд./Пер. с англ. Т. Саушкиной. СПб.: Издательство "Речь", 2002. 352 с.