Таблица П5. Мишени психотерапии

Уровни мишеней

Специфические мишени психотерапевтического воздействия

Уровень целостной личности

1. Личностная организация на континууме от акцентуаций характера до расстройств личности согласно МКБ 10

2. Нарушения самооценки и низкая самоэффективность

3. Дисфункциональное использование механизмов психологической защиты (отрицание, рационализация, проекция, регрессия и т.д.)

4. Нарушения идентичности и способности к ментализации - психического отражения и переработки опыта

5. Аутоагрессия

Психобиологический уровень

1. Использование ПАВ в качестве средства "самолечения" [296]

Психологический уровень

1. Искажения мышления:

- Нарушения нозогнозии, искаженное осознание болезни, экстернализация причин заболевания

- Пессимистические установки и паттерны "выученной беспомощности", разрушающие и искажающие "образ будущего" пациента

- Убеждения, связанные с употреблением ПАВ (ожидание позитивных эффектов ПАВ, рационализация употребления)

2. Слабые рефлексивные способности, невозможность оценки своего актуального состояния

Когнитивная сфера

Эмоциональная сфера

1. Низкая аффективная (фрустрационная) толерантность

2. Тревожный/депрессивный аффект, приводящий к потребности употребления ПАВ

3. Дефицит навыков управления и контроля эмоций (использование поведенческих отыгрываний)

4. Алекситимия

Поведенческая сфера

1. Использование дефицитарных стратегий совладания (со стрессом, влечением);

2. Недостаток навыков здорового образа жизни;

3. Агрессивное и аутоагрессивное поведение;

4. Пассивность (в том числе, эмоциональный "уход" из лечебного процесса).

Мотивационная сфера

1. Эгоцентризм

2. Искаженные представления (и/или опасения) по поводу лечения

3. Нарушения терапевтических установок: на лечение, трезвость и достижение позитивных социально значимых целей в жизни

Духовная сфера

1. Кризис эмоционально-духовных ценностей

Социальный уровень

1. Нарушения эмпатии

2. Нарушения привязанности (родительско-детских отношений) как основа будущих дисфункциональных межличностных отношений

3. Нарушения способности установления глубокого контакта (в рамках терапевтического альянса), в том числе способности к получению эмоциональной поддержки от специалиста

4. Дефицит коммуникативных навыков

5. Дисфункциональные модели общения.

Примечания:

ПАВ - психоактивные вещества