4.4.3. Правила игры

4.4.3.1. Во время серии бросков игрок в личных соревнованиях выполняет 4 броска, если соревнования проводятся только по городкам финским - кюккя. Если соревнования по городошному спорту проводятся не только в дисциплинах "городки финские - кюккя", игрок в личных соревнованиях выполняет в серии 2 броска. В командных или парных соревнованиях в серии выполняются два броска, один за другим.

4.4.3.2. Во время серии бросков одного игрока все его биты должны находиться в зоне бросков (кон или полукон). В случае поломки биты судья разрешает использовать исправную биту повторно.

4.4.3.3. Во время выполнения бросков на площадке должен находиться лишь один игрок. Спортсменам, не выполняющим броски, и прочим лицам запрещается находиться во время броска ближе 2 м от боковых линий "городов" и 5 м от задних линий "городов".

4.4.3.4. Игрок должен выполнить все броски своей очереди, не выходя из зоны бросков. Покидать кон или полукон после выполнения бросков игрок должен через боковые или заднюю линии. Пересечение лицевой линии "города" или "пригорода" запрещено. В случае нарушения игроку делается устное замечание, при повторном нарушении судья устанавливает выбитые либо переместившиеся в результате броска с нарушением Правил городки на прежнее место. Бросок считается "потерянным". Это решение не должно быть в пользу игрока и команды, нарушивших Правила.

4.4.3.5. Если бита после броска осталась в пределах "города", ее запрещается убирать до окончания серии бросков. Во избежание поломки биту разрешается развернуть ручкой назад. В командных и парных играх биты разрешается убирать только по завершении серии бросков команды (пары).

4.4.3.6. В соревнованиях женщин, юношей 11 - 12 лет и 13 - 14 лет, юношей 11 - 14 лет, девушек, мальчиков и девочек полукон ограничивается передней линией полукона, боковыми линиями "города" и "пригорода" и задней линией "города".

4.4.3.7. При выполнении броска игроку запрещается наступать на линию кона или полукона и боковые линии "города" и "пригорода" или переступать через них. Выполнение броска начинается с момента взятия игроком биты в руку в зоне бросков. Завершается бросок в момент достижения игроком равновесия после выполнения броска. В случае нарушения Правил во время броска, судья определяет выполненный бросок как "потерянный", восстанавливает выбитые и другие, изменившие свое место на площадке, городки в прежнем положении. Это решение не должно быть в пользу игрока или команды, нарушивших Правила.

4.4.3.8. Если во время замаха игрок задел битой или ногой городки противника и выполнил бросок (бита была выпущена из руки), то городки, которые были сдвинуты с места вследствие броска, ставятся на место, а результат броска засчитывается. При этом судья объявляет игроку замечание. Если бита не была выпущена из руки, то после замечания судьи, бросок повторяется. В случае повторного нарушения судья обязывает игрока выполнять все оставшиеся броски из-за линии кона.

4.4.3.9. Во время игры участники обязаны заравнивать следы от обуви на площадке, остающиеся после бросков. Выравнивать и укатывать поверхность площадки специальными приспособлениями разрешается после окончания игры.

4.4.3.10. Невыбитые городки, оказавшиеся в ямках, участник с разрешения судьи имеет право поднять и вновь установить на выровненную поверхность, не изменяя положения.

4.4.3.11. Городок, отскочивший в "пригород", должен быть выбит за боковую или заднюю линию "города" либо за боковую линию "пригорода".

4.4.3.12. Если после удара городок одновременно касается и боковой, и задней линии "города", он ставится вертикально на угол "города" и считается "попом".

4.4.3.13. Если 00000019.wmz часть городка при расщеплении его от удара остается в пределах "города", судья меняет сломанный городок на целый. Если в "городе" остаются одинаковые по величине части, то решение, на место которой части будет установлен целый городок, принимает игрок. Если из одинаковых по величине частей одна выбита, а другая остается на площадке, городок считается выбитым.

4.4.3.14. Если судья определяет со стороны одного из спортсменов действия по затягиванию игры, он объявляет игроку замечание. При повторном нарушении судья назначает игроку или команде общее время, в течение которого должны быть выполнены все оставшиеся броски. Общее время получается путем умножения числа еще неиспользованных бросков на 30 секунд.

4.4.3.15. Судья-секретарь заносит в протокол игры количество городков, выбитых каждым броском. Нерезультативный бросок обозначается цифрой "0".

4.4.3.16. По окончании серии бросков судья осматривает "город" и "пригород" и заносит в протокол количество городков, оставшихся в "городе" и "пригороде". Биты, находящиеся в "городе", убираются под контролем судьи. После уборки бит и внесения записи о количестве оставшихся городков в протокол, к выполнению бросков переходит соперник.

4.4.3.17. После окончания каждой партии количество "бабок" и "попов" фиксируется в протоколе. В случае сомнения, считается ли городок "попом", судья проверяет положение городка, проводя по границе измерительным щупом, держа его вертикально. В случае касания измерительным щупом городка, последний считается "попом" по завершении серии бросков. Если измерительный щуп не касается городка, то городок, находящийся за пределами "города" считается выбитым, а оставшийся в "городе" считается "бабкой". Проверка может проводиться также в течение игры. Находящийся на боковой линии "города" или "пригорода" городок не считается "попом", если расстояние от лицевой линии до него составляет менее 10 см.

4.4.3.18. При выбивании участником, командой или парой всех городков из "города" соперник, команда или пара имеет право выполнить такое же количество бросков по своим городкам. Если потребуется меньшее количество бросков, то оставшиеся броски засчитывают команде как положительные очки. Судья фиксирует в протоколе результаты первой партии. Участники (команды или пары) меняются сторонами, и право первого броска переходит к другому участнику, команде или паре. Игру продолжают, как указано выше. По завершении второй партии судья фиксирует результат в протоколе, суммируя положительные очки со знаком "+" и вычитая из них очки со знаком "-". Победителем становится тот, у кого больше сумма очков в двух партиях.

4.4.3.19. После окончания игры спортсмены обязаны установить городки в исходное положение.