I. Общее описание плана мероприятий

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие реализацию Плана мероприятий ("дорожной карты") развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года (далее - план мероприятий), в части национальной системы стандартизации - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в части стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) - Министерство обороны Российской Федерации.

Цели плана мероприятий:

совершенствование государственного регулирования в сфере стандартизации, а также методологии стандартизации;

совершенствование инфраструктуры национальной системы стандартизации, создание национального института стандартизации;

сокращение сроков разработки и принятия документов по стандартизации, а также расширение их видов;

внедрение и развитие информационных технологий разработки (актуализации) документов по стандартизации и их информационного обеспечения;

перевод отдельных видов документов национальной системы стандартизации в "машиночитаемый формат", обеспечивающий их преобразование и обработку для применения машинами (производственными системами и комплексами);

совершенствование информационного обеспечения заинтересованных лиц документами по стандартизации на основе лучших международных практик и обеспечение доступа к документам по стандартизации;

актуализация Федерального информационного фонда стандартов;

мониторинг результативности и эффективности применения документов по стандартизации производителями (потребителями) продукции, включая степень их реализации в достижении запланированных результатов;

совершенствование ресурсного обеспечения работ по стандартизации, включая кадровое и научное.

Целевые показатели плана мероприятий:

снижение до 7 лет среднего возраста документа по стандартизации в Федеральном информационном фонде стандартов;

сокращение до 7 месяцев среднего срока разработки национального стандарта;

увеличение до 57 процентов доли межгосударственных (региональных) документов по стандартизации в Федеральном информационном фонде стандартов;

увеличение до 75 процентов доли утверждаемых в течение года стандартов, разработка которых финансируется за счет внебюджетных источников и собственных средств, предприятий малого и среднего бизнеса;

перевод не менее 80 процентов документов Федерального информационного фонда стандартов в машиночитаемый формат (с учетом стандартов, представленных в машиночитаемом формате);

достижение полноправного участия Российской Федерации в технических органах Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), что потребует вхождения в группу "1" и в группу "А" указанных международных организаций по стандартизации соответственно.

Значимые результаты реализации плана мероприятий по направлениям.

По первому направлению "Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере стандартизации и методологии стандартизации" достичь следующих результатов:

подготовка необходимых изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные документы, которые направлены на:

совершенствование государственного регулирования в сфере стандартизации, в том числе применение стандартов для установления обязательных функциональных и потребительских свойств продукции (работ, услуг);

распространение на организации - разработчиков государственных военных стандартов мер стимулирующего и компенсационного характера, которые установлены статьей 264 Налогового кодекса Российской Федерации для разработчиков международных стандартов, межгосударственных стандартов и национальных стандартов Российской Федерации;

повышение результативности и эффективности функционирования технических комитетов (проектных технических комитетов) по стандартизации;

актуализацию основополагающих документов по стандартизации, отраслевых стандартов (используемых для установления требований к оборонной продукции (работам, услугам) путем перевода в иные документы по стандартизации), положения которых не отвечают современным научно-технологическим вызовам и приоритетам научно-технологического развития и сдерживают вывод на рынок новых товаров и услуг;

совершенствование методологии стандартизации.

По второму направлению "Совершенствование функционирования национальной системы стандартизации" достичь следующих результатов:

сформировать эффективные механизмы реализации согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в области национальной стандартизации;

обеспечить: опережающими темпами разработку стандартов для выпуска инновационной и высокотехнологичной продукции; ежегодную актуализацию Федерального информационного фонда стандартов и проведение оценки эффективности деятельности национальных технических комитетов по стандартизации;

обеспечить выполнение пунктов 4, 6, 9 и 10 значений целевых показателей и индикаторов реализации плана мероприятий, в части сокращения среднего возраста стандарта, увеличения доли межгосударственных документов по стандартизации, входящих в состав Федерального информационного фонда стандартов, увеличения количества технических органов Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), в которых Российская Федерация ведет секретариаты.

По третьему направлению "Совершенствование функционирования системы стандартизации оборонной продукции (работ, услуг)" достичь следующих результатов:

обеспечить: переход на информационное обеспечение организаций оборонно-промышленного комплекса документами по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) с использованием автоматизированной информационно-аналитической системы стандартизации; ежегодную актуализацию Фонда документов по стандартизации оборонной продукции с учетом приоритетных направлений развития стандартизации; координацию работы федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, являющихся участниками деятельности по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) по реализации годового плана стандартизации военной продукции, программ стандартизации на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды;

обеспечение привлечения генеральных конструкторов по созданию вооружения, военной и специальной техники и руководителей приоритетных технологических направлений к оценке научно-технического уровня документов по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг);

определить головные организации по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) по незакрепленным группам изделий вооружения, военной и специальной техники.

По четвертому направлению "Международное сотрудничество в сфере стандартизации" достичь следующих результатов:

обеспечить проведение (ежегодно) оценки эффективности деятельности межгосударственных технических комитетов по стандартизации, которые ведет Российская Федерация;

реализовать мероприятия, направленные на повышение роли Российской Федерации в области международной и межгосударственной стандартизации;

провести 43-ю Генеральную ассамблею Азиатско-Тихоокеанского совета по стандартизации (PASC);

обеспечить выполнение пунктов 9 и 10 значений целевых показателей и индикаторов реализации плана мероприятий.

По пятому направлению "Совершенствование инфраструктуры стандартизации" достичь следующих результатов:

разработать "матрицу компетенций" подведомственного Росстандарту объединенного института по стандартизации;

внедрить возможности "цифровой среды" в деятельность по стандартизации.

По шестому направлению "Подготовка кадров и их переподготовка" предполагается достичь следующих результатов:

актуализировать профессиональные стандарты по востребованным специальностям в области стандартизации;

провести профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ в области стандартизации;

сформировать и обеспечить реализацию единой методологии стандартизации;

обеспечить подготовку научных кадров в области стандартизации.

По седьмому направлению "Государственно-частное партнерство, сотрудничество с бизнесом в сфере стандартизации" достичь следующих результатов:

сократить сроки разработки (актуализации, пересмотра, отмены) документов по стандартизации в целях обеспечения ввода в обращение инновационной продукции;

обеспечить выполнение пунктов 1 и 5 значений целевых показателей и индикаторов реализации плана мероприятий, в части увеличения количества утверждаемых (ежегодно) стандартов, разработка которых финансируется за счет бизнеса и сокращения среднего срока разработки стандарта;

внести изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, в части включения в состав государственных программ Российской Федерации разделов (критериев) по стандартизации.

По восьмому направлению "Популяризация стандартизации" достичь следующих результатов:

обеспечить: регулярный обзор материалов российских и зарубежных средств массовой информации о достижениях в области стандартизации; свободный доступ для руководителей организаций, специалистов в области стандартизации, студентов образовательных учреждений высшего образования к материалам о достижениях в области стандартизации и об актуальных аспектах стандартизации;

обеспечить проведение региональных и отраслевых конференций (семинаров) по актуальным аспектам стандартизации, а также конкурсов и олимпиад для молодых специалистов и ученых по тематикам стандартизации.

По девятому направлению "Ресурсное обеспечение работ по стандартизации" достичь следующих результатов:

определить критерии оценки экономической эффективности стандартов для определения приоритетов в их разработке с учетом потребностей рынка в конкретной продукции (работах, услугах), а также критерии весомости отбора предложений технических комитетов и иных участников работ по стандартизации по разработке документов национальной системы стандартизации за счет средств федерального бюджета;

обеспечить предоставление (ежегодно) юридическим лицам субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с разработкой международных, региональных стандартов (включая межгосударственные стандарты, в разработке которых участвует Российская Федерация) и национальных документов в области стандартизации, обеспечивающих применение и исполнение требований технических регламентов, международных соглашений и нормативных правовых актов Российской Федерации.

По десятому направлению "Мониторинг реализации плана мероприятий" - обеспечить проведение мониторинга результатов реализации плана мероприятий и подготовку (при необходимости) его изменений и дополнений к нему.