3.2.5. Программа коррекционной работы

Предметы (курсы) коррекционно-развивающей направленности (индивидуальные и групповые занятия по логопедии, по психологической коррекции, по двигательной коррекции, а также занятия, направленные на развитие осознания, ощущений, ориентировки в пространстве и на плоскости) являются основой для развития жизненных компетенций. Чем сложнее дефект развития, тем более необходимы данные коррекционно-развивающие занятия.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся с обучающимися по мере выявления педагогом, психологом, дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. При изучении индивидуальных особенностей школьника принимаются во внимание следующие показатели: психофизическое состояние и развитие ребенка, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.

При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося.

Групповые коррекционно-развивающие занятия могут быть включены в программы внеурочной деятельности. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (их место в режиме образовательной организации) определяется организацией самостоятельно, в соответствии с существующими нормативными документами и локальными актами образовательной организации.

Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с НОДА предусматривают: занятия ЛФК, логопедические занятия и индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию когнитивных функций.

Задачами коррекционно-развивающих занятий являются:

предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;

исправление нарушений психофизического развития медицинскими, психологическими, педагогическими средствами;

формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению;

формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся осваивать общеобразовательные предметы.

Комплексная абилитация учащихся с НОДА предусматривает медицинское воздействие, коррекцию физических недостатков с помощью массажа и лечебной физической культуры, логопедическую работу, психологическую коррекцию.

Коррекционно-развивающая область может быть представлена курсами, направленными на развитие ощущений, ориентировки в пространстве.

В связи с необходимостью развития коммуникативных навыков возможно введение коррекционно-развивающих занятий "Основы коммуникации".

С детьми, имеющими выраженные двигательные нарушения в сочетании с нарушениями пространственных представлений, могут быть введены коррекционно-развивающие курсы "Психомоторика", "Развитие мануальной деятельности", обеспечивающие коррекцию и компенсацию нарушений мелкой моторики.

У большинства учеников с НОДА наблюдается выраженная дисгармония в способностях усваивать разные циклы учебных дисциплин. При хороших (и даже высоких) показателях усвоения одних предметов они могут испытывать значительные затруднения при обучении другим учебным предметам. Это связано и с направленностью личности ребенка, но чаще - со спецификой познавательной деятельности, обусловленной поражением центральной нервной системы. Для данной категории детей характерно сочетание нескольких нарушений (ДЦП в сочетании с нейросенсорной тугоухостью, нейровизуальными нарушениями, различными неврологическими синдромами и др.). В связи с этим возможно введение коррекционно-развивающего курса "Коррекция аналитико-синтетической деятельности" с обучающимися, нуждающимися в особых условиях обучения в соответствии с темпом и уровнем усвоения образовательной программы для более эффективного обучения.

Коррекция и компенсация двигательных расстройств обучающихся реализуется под контролем руководителя физического воспитания, учителями АФК и инструкторами ЛФК. Индивидуальные занятия по АФК и ЛФК обеспечивают коррекцию индивидуального двигательного дефекта.