Учебный план начального общего образования умственно отсталых обучающихся с НОДА (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования умственно отсталых детей с НОДА может включать как один, так и несколько учебных планов.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования умственно отсталых детей с НОДА определяет образовательная организация.
Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования <20>, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
--------------------------------
<20> Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя: Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации", а также другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования (пункт 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации")
Примерный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть примерного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Образовательная организация самостоятельна в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии и т.д.).
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в подготовительном и 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей умственно отсталых детей с НОДА и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии;
- учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы умственно отсталых обучающихся с НОДА, в том числе этнокультурные (например: история и культура родного края, этика, музыкальные занятия и др.).
Коррекционно-развивающая область учебного плана реализуется через учебные предметы, включающие в себя систему фронтальных и индивидуальных занятий с обучающимися.
В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, адаптивно-спортивное).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Образовательные организации предоставляют родителям обучающихся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие их детей. Одно из направлений внеурочной деятельности - проведение коррекционно-развивающих занятий, которые являются обязательными для умственно отсталых обучающихся с НОДА.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования определяет образовательная организация. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Образовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). Для учащихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в подготовительных и 1 классах - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Для обучающихся в подготовительных и 1 классах устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность урока составляет: в подготовительных и 1 классах - 35 минут; во 2 - 4 классах - 35 - 45 минут (по решению образовательной организации).
Образовательную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся подготовительных и первых классов - не более 4 уроков, и один день в неделю - не более 5 уроков с учетом урока адаптивной физической культуры;
- для обучающихся вторых - четвертых классов - не более 5 уроков.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3-х классах - 1,5 ч., в 4-х - 2 ч.
Обучение в подготовительных и первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
При обучении по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования умственно отсталые школьники с НОДА обучаются в условиях специального малокомплектного класса для детей с двигательными нарушениями и сходными образовательными потребностями. Наполняемость специального класса не может превышать 7 детей; в классах для детей с множественными нарушениями развития - до 5 детей.
Предметы (курсы) коррекционно-развивающей направленности (индивидуальные и групповые занятия по логопедии, по психологической коррекции, по двигательной коррекции, а также занятия, направленные на развитие осознания, ощущений, ориентировки в пространстве и на плоскости) являются основой для развития жизненных компетенций. Чем сложнее дефект развития, тем более необходимы данные коррекционно-развивающие занятия.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Важно и создание условий, в максимальной степени способствующих развитию ребенка.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся с умственно отсталыми обучающимися с НОДА по мере выявления педагогом, психологом, дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. При изучении индивидуальных особенностей школьника принимаются во внимание следующие показатели: психофизическое состояние и развитие ребенка, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.
При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося.
Групповые коррекционно-развивающие занятия могут быть включены в программы внеурочной деятельности. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (их место в режиме образовательной организации) определяется организацией самостоятельно, в соответствии с существующими нормативными документами и локальными актами образовательной организации.
Коррекционно-развивающие занятия с умственно отсталыми обучающимися с НОДА предусматривают: занятия АФК, логопедические занятия и индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию когнитивных функций.
Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений. Наполняемость групп - 2 - 4 учащихся. Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 25 - 30 минут, занятий по ЛФК - до 45 минут.
Задачами коррекционно-развивающих занятий являются:
предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;
исправление нарушений психофизического развития медицинскими, психологическими, педагогическими средствами;
формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению;
формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся осваивать общеобразовательные предметы.
Комплексная абилитация умственно отсталых учащихся с НОДА предусматривает медицинское воздействие, коррекцию физических недостатков с помощью массажа и лечебной физической культуры, логопедическую работу, психологическую коррекцию.
Коррекционно-компенсаторный подход реализуется всеми участниками образовательного процесса. Ведущими специалистами при этом являются врачи, учителя АФК и инструкторы ЛФК, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, которые осуществляют диагностику, определяют программу коррекции развития ребенка и проводят коррекционные занятия. Кроме того, специалисты дают рекомендации по включению коррекционных компонентов во все формы образовательного процесса.
В коррекционно-развивающей области учитывается специфика контингента учащихся, ее содержание направлено на коррекцию психофизического развития личности, создание компенсаторных и социально-адаптационных способов деятельности. Коррекционно-развивающая область может быть представлена курсами, направленными на развитие ощущений, ориентировки в пространстве.
В связи с необходимостью развития коммуникативных навыков для умственно отсталых учащихся 1 - 3-х классов возможно введение коррекционно-развивающих занятий "Основы коммуникации".
С умственно отсталыми детьми, имеющими выраженные двигательные нарушения в сочетании с нарушениями пространственных представлений, могут быть введены коррекционно-развивающие курсы "Психомоторика", "Развитие мануальной деятельности", обеспечивающие коррекцию и компенсацию нарушений мелкой моторики. Количество часов определяется необходимостью дополнительных занятий с учащимися по классам.
Для данной категории умственно отсталых детей характерно сочетание нескольких нарушений (ДЦП в сочетании с нейросенсорной тугоухостью, нейровизуальными нарушениями, различными неврологическими синдромами и др.) затрудняющих формирование навыков самообслуживания. В связи с этим возможно введение коррекционно-развивающих курсов "Формирование самообслуживания", "Социально бытовая ориентировка" с обучающимися, нуждающимися в особых условиях обучения и воспитания для более эффективного обучения самостоятельности.
Коррекция и компенсация двигательных расстройств обучающихся реализуется под контролем руководителя физического воспитания, учителями АФК и инструкторами ЛФК. Ежедневно занятия АФК и ЛФК чередуются с общеобразовательными уроками. В расписании дополнительно предусмотрены 1 час/нед. АФК и 1 час/нед. ЛФК для индивидуальных занятий одновременно для всех учащихся класса. Это обусловлено необходимостью ежедневной организации динамических и/или релаксационных пауз между уроками в зависимости от структуры и степени тяжести индивидуального двигательного дефекта.
Индивидуальные занятия по АФК и ЛФК обеспечивают коррекцию индивидуального двигательного дефекта. Количество часов на каждого учащегося определяется медицинской службой в зависимости от тяжести двигательного нарушения (от 2 до 5 час/нед.).
Учебный план для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью разработан на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии".
Особенностью учебного плана для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью, обусловленной психофизическими особенностями обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и программами коррекционно-развивающей направленности, является реализация учебного предмета "Физическая культура" по программе "Адаптивная физическая культура".
|
АООП начального общего образования обучающихся с НОДА с интеллектуальными нарушениями (вариант 6.3) годовой |
|||||||
|
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-дневной неделе |
|||||||
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
|||||||
|
АООП начального общего образования обучающихся с НОДА с интеллектуальными нарушениями (вариант 6.3) недельный |
|||||||
|
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-дневной неделе |
|||||||
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
|||||||
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875