2. Развитие речи

Уточнение и обогащение словаря. Слова, выражающие поручения, приказания. Слова, обозначающие предметы, действие, местоположение, направление, временные отношения, качество предметов и действий окружающего мира. Слова, обозначающие детенышей животных, виды трудовой деятельности, профессиональные занятия и профессии, детенышей животных, характеризующие предмет по материалу, веществу, принадлежности лицу или животному, отношению к месту или группе лиц. Слова с общим корнем, обозначающие предмет и его качество, лицо и производимое им действие: действия, различающиеся по завершенности и незавершенности и др.

Слова, обозначающие сравнение признаков предметов, оттенки цветов, с эмоционально-экспрессивной окраской, выражающие морально-этическую оценку, нравственные понятия, с переносным значением, образные выражения.

Слова, выражающие отрицание и неопределенность (отрицательные и неопределенные местоимения и наречия). Слова и словосочетания, выражающие отношение говорящего к тому, о чем он говорит (вводные слова и словосочетания). Слова, придающие высказыванию различные смысловые и эмоциональные оттенки (междометия и частицы).

Развитие связной речи. Понимание и употребление в речи побудительных предложений, организующих учебный процесс; повествовательных предложений, организующих учебный процесс; повествовательных нераспространенных и распространенных предложений; предложений с отрицанием; предложений с обращением; предложений с однородными членами и обобщающими словами, с прямой речью; сложных предложений с придаточными причинами, цели, времени, места.

Овладение краткими и полными ответами на вопросы. Составление вопросов устно и письменно.

Составление диалогов в форме вопросов и ответов с использованием тематического словаря.

Составление и запись рассказов повествовательного характера о труде, играх, учебе, увлечениях детей и др. (по сюжетным картинкам, с помощью вопросов); составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных предложений). Составление плана сюжетного рассказа под руководством учителя в форме вопросов, повествовательных предложений.

Введение в рассказы элементов описания.

Понятие об изложении. Изложение под руководством учителя, по готовому и коллективно составленному плану.

Выражение связи между частями текста и предложениями с помощью слов "вдруг, потом, однажды, вокруг, неожиданно и т.п.".

Составление рассказов (сочинений) с элементами описания внешности, характера человека, с элементами рассуждения (с помощью учителя).

Подробный и сжатый рассказ (сочинение) по картинке и серии картинок.

Построение устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).

Речевой этикет. Устное и письменное составление текстов приглашения, поздравления. Выражение приветствия, благодарности, извинения, просьбы. Слова, используемые при знакомстве.

Текст. Определение темы и основной мысли текста. Выделение частей текста. Озаглавливание текста и его частей. Сочинения по картинке, серии картинок на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту, а также на основе наблюдений за природой, экскурсий и т.п. с предварительной коллективной подготовкой. Определение в тексте основной мысли, не сформулированной прямо.

Составление в определенной последовательности вопросов с целью выяснения причины, обстоятельств, времени, места событий (расспрашивание).

Работа над композицией составляемого рассказа (начало, середина, конец).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.