МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 октября 2020 г. N 03-05-04-01/91005

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений подпункта 6 пункта 2 статьи 358 и подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении федеральных учреждений, подведомственных ФСИН России и МВД России, и сообщает.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Кодекса не признаются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 374 Кодекса не признается объектом обложения налогом на имущество организаций имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

В силу указанных норм при применении налоговых преференций по налогу на имущество организаций и транспортному налогу должны одновременно выполняться условия, связанные с правовым статусом организации, прохождением военной и (или) приравненной к ней службы, штат организации должен состоять полностью или частично из военнослужащих.

При этом статус указанных федеральных органов и подведомственных им федеральных учреждений определяется федеральными законами о соответствующих федеральных органах и другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в этих органах и организациях и прохождением военной и (или) приравненной к ней службы.

Перечень органов, в которых предусмотрена военная служба и приравненная к ней служба, определен, в частности:

- статьей 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Военная служба предусмотрена в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях;

- пунктом 1.1 статьи 8 Федерального закона N 53-ФЗ (Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы на должностях рядового и начальствующего состава, а также проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, определяются Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 719);

- Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации);

- Федеральным законом от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

Как указывают судебные органы, обязательным условием непризнания имущества и транспортных средств объектами обложения указанными налогами в целях глав 28 и 30 Кодекса является наличие законодательно предусмотренной военной и (или) приравненной к ней службы. При этом указывается на то, что под действие данной нормы подпадает имущество, закрепленное на праве оперативного управления не только за федеральным органом, но и за подведомственным ему государственным учреждением, в котором в соответствии с законодательством предусмотрено прохождение военной службы, что подтверждается штатным расписанием, а также тем, что имущество учреждения согласно уставу используется для нужд обороны (Определение Верховного Суда РФ от 12.10.2017 N 304-КГ17-14320 по делу N А03-11588/2016, Постановление Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 N 6302/11 по делу N А11-4135/2010, пункт 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 148).

С учетом изложенного, по мнению Департамента, положения подпункта 6 пункта 2 статьи 358 и подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Кодекса распространяются на учреждения, подведомственные ФСИН России и МВД России, при условии, если в учреждениях предусмотрено прохождение военной службы (приравненной к ней службы) и штат учреждений полностью или частично состоит из военнослужащих.

При этом организации и учреждения уголовно-исполнительной системы вправе согласно пункту 1 статьи 381 Кодекса применять налоговую льготу по налогу на имущество организаций в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.

Директор Департамента

Д.В.ВОЛКОВ