Категория 7. Навигация и авиационная электроника

│ │ Категория 7. Навигация и авиационная │ │

│ │ электроника │ │

│ │ │ │

│7.1. │Системы, оборудование и компоненты │ │

│ │ │ │

│ │ Примечание. Для автопилотов│ │

│ │подводных аппаратов смотрите Категорию│ │

│ │8, для РЛС смотрите Категорию 6. │ │

│ │ │ │

│7.1.1. │Акселерометры, предназначенные для│9014 20 900 0;│

│ │использования в инерциальных│9032 89 │

│ │системах навигации или наведения и│ │

│ │имеющие любую из следующих│ │

│ │характеристик, и специально│ │

│ │разработанные для них компоненты: │ │

│ │а) стабильность смещения менее (лучше)│ │

│ │130 микро g относительно фиксированной│ │

│ │калиброванной величины на протяжении│ │

│ │периода в 1 год; │ │

│ │б) стабильность масштабного│ │

│ │коэффициента менее (лучше) 130 долей на│ │

│ │миллион относительно фиксированной│ │

│ │калиброванной величины на протяжении│ │

│ │периода в 1 год; или │ │

│ │в) специфицируемые для функционирования│ │

│ │при уровнях линейных ускорений,│ │

│ │превышающих 100 g │ │

│ │ │ │

│7.1.2. │Гироскопы, имеющие любую из│9014 20 130 0;│

│ │следующих характеристик, и специально│9032 89 │

│ │разработанные для них компоненты: │ │

│ │а) стабильность скорости дрейфа,│ │

│ │измеренную в условиях воздействия 1 g│ │

│ │на протяжении периода в 3 месяца│ │

│ │относительно фиксированной│ │

│ │калиброванной величины: │ │

│ │1) менее (лучше) 0,1 град. в час, когда│ │

│ │паспортные (номинальные) данные│ │

│ │приведены для функционирования при│ │

│ │уровнях линейных ускорений ниже 10 g;│ │

│ │или │ │

│ │2) менее (лучше) 0,5 град. в час, когда│ │

│ │приведены паспортные (номинальные)│ │

│ │данные для функционирования при уровнях│ │

│ │линейных ускорений от 10 до 100 g│ │

│ │включительно; или │ │

│ │б) специфицируемые для функционирования│ │

│ │при линейных ускорениях с уровнем,│ │

│ │превышающем 100 g │ │

│ │ │ │

│7.1.3. │Инерциальные навигационные системы│9014 10 900 0;│

│ │(платформенные карданные и│9014 20 900 0 │

│ │бесплатформенные бескарданные) и│ │

│ │инерциальное оборудование,│ │

│ │разработанное для летательных│ │

│ │аппаратов, наземных средств│ │

│ │передвижения или космических аппаратов│ │

│ │для определения местоположения,│ │

│ │наведения или управления, имеющие любую│ │

│ │из следующих характеристик, и│ │

│ │специально разработанные для них│ │

│ │компоненты: │ │

│ │а) навигационную ошибку (чисто│ │

│ │инерциальную) после нормальной выставки│ │

│ │от 0,8 морской мили в час│ │

│ │(50-процентная круговая вероятная│ │

│ │ошибка - КВО) или менее (лучше); или │ │

│ │б) специфицируемые для функционирования│ │

│ │при уровнях линейных ускорений свыше│ │

│ │10 g │ │

│ │ │ │

│ │ Примечания. 1. Параметры, указанные│ │

│ │в подпункте "а" пункта 7.1.3, применимы│ │

│ │для любого из следующих условий среды: │ │

│ │а) входная случайная вибрация на│ │

│ │предельном уровне величиной корень│ │

│ │квадратный из 7,7 g в первые полчаса и│ │

│ │общие испытания в течение полутора│ │

│ │часов вдоль каждой из осей по трем│ │

│ │перпендикулярным направлениям, когда│ │

│ │может иметь место следующая случайная│ │

│ │вибрация: │ │

│ │1) постоянная спектральная плотность│ │

│ │мощности от 0,04 g2/Гц в частотном│ │

│ │интервале от 15 до 1000 Гц; и │ │

│ │2) спектральная плотность мощности│ │

│ │спадает в зависимости от частоты от│ │

│ │0,04 g2/Гц до 0,01 g2/Гц в частотном│ │

│ │интервале от 1000 до 2000 Гц; или │ │

│ │б) вращение и рыскание равны или более│ │

│ │+2,62 рад/с (150 град/с); или │ │

│ │в) условий, указанных в национальных│ │

│ │стандартах, положения которых│ │

│ │эквивалентны пунктам "а" и "б"│ │

│ │настоящего примечания. │ │

│ │2. По пункту 7.1.3 не контролируются│ │

│ │инерциальные навигационные системы,│ │

│ │сертифицированные для применения на│ │

│ │гражданских летательных аппаратах│ │

│ │гражданской администрацией│ │

│ │государства-участника соглашений. │ │

│ │ │ │

│7.1.4. │Гироастрокомпасы и другие устройства,│9014 20 900 0;│

│ │которые обеспечивают определение│9014 80 000 0 │

│ │местоположения или ориентацию│ │

│ │посредством автоматического слежения│ │

│ │небесных тел или спутников с точностью│ │

│ │по азимуту, равной или менее (лучше)│ │

│ │5 угловых секунд │ │

│ │ │ │

│7.1.5. │Приемная аппаратура глобальных│9014 20 900 0;│

│ │навигационных спутниковых систем (GPS│9014 80 000 0 │

│ │или ГЛОНАСС), имеющая одну из следующих│ │

│ │характеристик, и специально│ │

│ │разработанные для нее компоненты: │ │

│ │а) использующая дешифровку; или │ │

│ │б) использующая антенны с управляемой│ │

│ │диаграммой направленности ("провал" в│ │

│ │диаграмме направленности) │ │

│ │ │ │

│7.1.6. │Бортовые альтиметры, действующие на│8526 10 900 0;│

│ │частотах, отличных от 4,2 до 4,4 ГГц│8526 91 900 0 │

│ │включительно, имеющие одну из следующих│ │

│ │характеристик: │ │

│ │а) управление мощностью; или │ │

│ │б) использующие амплитудную модуляцию с│ │

│ │переменной фазой │ │

│ │ │ │

│7.1.7. │Радиопеленгаторное оборудование,│8526 91 900 0 │

│ │действующее на частотах свыше 30 МГц и│ │

│ │имеющее все следующие характеристики, и│ │

│ │специально разработанные для него│ │

│ │компоненты: │ │

│ │а) мгновенное значение ширины полосы│ │

│ │пропускания 1 МГц или более; │ │

│ │б) параллельную работу на более чем 100│ │

│ │частотных каналах; и │ │

│ │в) производительность более 1000│ │

│ │пеленгований в секунду на частотный│ │

│ │канал │ │

│ │ │ │

│7.2. │Испытательное, контрольное и│ │

│ │производственное оборудование │ │

│ │ │ │

│7.2.1. │Оборудование для испытаний, калибровки,│9031 10 000 0;│

│ │выставки, специально разработанное для│9031 20 000 0;│

│ │оборудования, контролируемого по│9031 80 │

│ │пункту 7.1 │ │

│ │ │ │

│ │ Примечание. По пункту 7.2.1 не│ │

│ │контролируется оборудование для│ │

│ │испытаний, калибровки, выставки для│ │

│ │технического обслуживания по первому и│ │

│ │второму уровням. │ │

│ │ │ │

│ │ Технические примечания.│ │

│ │1. Техническое обслуживание по первому│ │

│ │уровню │ │

│ │Повреждение инерциального│ │

│ │навигационного устройства на│ │

│ │летательном аппарате обнаруживается по│ │

│ │показаниям устройств контроля и│ │

│ │отображения информации или по сообщению│ │

│ │сигнализации от соответствующей│ │

│ │подсистемы. Впоследствии вызванное│ │

│ │повреждение может быть устранено│ │

│ │фирмой-изготовителем путем замены│ │

│ │неисправного устройства. Оператор│ │

│ │удаляет это устройство и заменяет его│ │

│ │запасным. │ │

│ │2. Техническое обслуживание по второму│ │

│ │уровню │ │

│ │Неисправное устройство посылается для│ │

│ │ремонта в производственный цех фирмы│ │

│ │или оператору, ответственному за│ │

│ │техническое обслуживание по второму│ │

│ │уровню. В производственном цехе│ │

│ │неисправное устройство испытывается│ │

│ │различными соответствующими средствами,│ │

│ │чтобы проверить и локализовать│ │

│ │неисправный модуль устройства,│ │

│ │подлежащий замене в цехе. Этот│ │

│ │поврежденный модуль устройства│ │

│ │удаляется и заменяется действующим│ │

│ │запасным. Поврежденный модуль│ │

│ │устройства (или по возможности│ │

│ │устройство) затем возвращается│ │

│ │изготовителю. │ │

│ │ │ │

│ │Особое примечание. │ │

│ │ Техническое обслуживание по второму│ │

│ │уровню не включает извлечение│ │

│ │подпадающих под контроль акселерометров│ │

│ │и гироскопических датчиков из│ │

│ │заменяемого в заводских условиях модуля│ │

│ │устройства. │ │

│ │ │ │

│7.2.2. │Оборудование, специально разработанное│ │

│ │для оценки характеристик зеркал│ │

│ │кольцевых лазерных гироскопов, такое,│ │

│ │как: │ │

│ │ │ │

│7.2.2.1. │Рефлектометры, имеющие точность│9031 80 │

│ │измерений в 10 миллионных долей или│ │

│ │менее (лучше) │ │

│ │ │ │

│7.2.2.2. │Профилометры, имеющие точность│9031 80 │

│ │измерений в 0,5 нм (5 ангстрем) или│ │

│ │менее (лучше) │ │

│ │ │ │

│7.2.3. │Оборудование, специально разработанное│8413; │

│ │для производства оборудования,│8421 19 910; │

│ │контролируемого по пункту 7.1 │8421 19 990; │

│ │ │9031 10 000 0;│

│ │ │9031 20 000 0;│

│ │ │9031 80 │

│ │ │ │

│ │ Примечание. Пункт 7.2.3 включает: │ │

│ │а) испытательные установки для│ │

│ │регулирования гироскопов; │ │

│ │б) установки для динамической│ │

│ │балансировки гироскопов; │ │

│ │в) установки для испытания гиромотора; │ │

│ │г) установки для наполнения и откачки│ │

│ │рабочего вещества гироскопа; │ │

│ │д) центрифуги для гироподшипников; │ │

│ │е) установки для выравнивания осей│ │

│ │акселерометра │ │

│ │ │ │

│7.3. │Материалы - нет │ │

│ │ │ │

│7.4. │Программное обеспечение │ │

│ │ │ │

│7.4.1. │Программное обеспечение, специально│ │

│ │созданное или модифицированное для│ │

│ │разработки или производства│ │

│ │оборудования, контролируемого по пункту│ │

│ │7.1 или 7.2 │ │

│ │ │ │

│7.4.2. │Текст программы для использования в│ │

│ │любом инерциальном навигационном│ │

│ │оборудовании, включая инерциальное│ │

│ │оборудование, не контролируемое по│ │

│ │пункту 7.1.3 или 7.1.4, либо в системах│ │

│ │определения курсового направления│ │

│ │в воздухе │ │

│ │ │ │

│ │ Примечание. По пункту 7.4.2 не│ │

│ │контролируются тексты программ для│ │

│ │использования в платформенных системах│ │

│ │определения положения в воздухе. │ │

│ │ │ │

│ │ Техническое примечание. Система│ │

│ │определения положения (курсового│ │

│ │направления) летательного аппарата в│ │

│ │воздухе, как правило, отличается от│ │

│ │инерциальной навигационной системы│ │

│ │(ИНС) тем, что система определения│ │

│ │углового (курсового) положения│ │

│ │летательного аппарата в воздухе│ │

│ │обеспечивает информацией о положении│ │

│ │самолета в воздухе и направлении и│ │

│ │обычно не обеспечивает информацией об│ │

│ │ускорении, скорости и положении│ │

│ │(координате), снимаемой с ИНС │ │

│ │ │ │

│7.4.3. │Другое программное обеспечение, такое,│ │

│ │как: │ │

│ │ │ │

│7.4.3.1. │Программное обеспечение, специально│ │

│ │разработанное или модифицированное для│ │

│ │улучшения действующих характеристик или│ │

│ │уменьшения навигационной ошибки систем│ │

│ │до уровней, указанных в пункте 7.1.3│ │

│ │или 7.1.4; │ │

│ │ │ │

│7.4.3.2. │Текст программы для гибридных│ │

│ │комплексированных систем, которые│ │

│ │улучшают действующие характеристики или│ │

│ │уменьшают навигационную ошибку систем│ │

│ │до уровней, указанных в пункте 7.1.3,│ │

│ │при комплексировании инерциальных│ │

│ │данных с любыми из навигационных│ │

│ │данных, получаемых от: │ │

│ │а) допплеровского определителя│ │

│ │скорости; │ │

│ │б) глобальной навигационной спутниковой│ │

│ │системы (GPS или ГЛОНАСС); или │ │

│ │в) базы данных о рельефе местности; │ │

│ │ │ │

│7.4.3.3. │Текст программы для комплексированных│ │

│ │авиационных или космических систем,│ │

│ │которые объединяют данные измерительных│ │

│ │датчиков и используют экспертные│ │

│ │системы; │ │

│ │ │ │

│7.4.3.4. │Текст программы для разработки любого│ │

│ │из следующих видов оборудования: │ │

│ │ │ │

│7.4.3.4.1. │Цифровых систем управления полетом для│ │

│ │общего управления полетом; │ │

│ │ │ │

│7.4.3.4.2. │Комплексированных систем управления│ │

│ │полетом и двигателей; │ │

│ │ │ │

│7.4.3.4.3. │Систем управления по проводам или по│ │

│ │сигнальным огням; │ │

│ │ │ │

│7.4.3.4.4. │Отказоустойчивых и самоперестраиваемых│ │

│ │активных систем управления полетом; │ │

│ │ │ │

│7.4.3.4.5. │Бортового автоматического оборудования,│ │

│ │управляющего ориентацией; │ │

│ │ │ │

│7.4.3.4.6. │Воздушно-информационных систем,│ │

│ │основанных на сведениях о поверхностных│ │

│ │помехах; или │ │

│ │ │ │

│7.4.3.4.7. │Проекционных дисплеев с головками│ │

│ │растрового типа или трехмерных дисплеев│ │

│ │ │ │

│7.4.3.5. │Программное обеспечение системы│ │

│ │автоматизированного проектирования,│ │

│ │специально разработанное для создания│ │

│ │активных систем управления полетом,│ │

│ │систем многокоординатного управления│ │

│ │вертолетом по проводам или сигнальным│ │

│ │огням или вертолетных систем контроля│ │

│ │направления или противовращения с│ │

│ │контролируемой циркуляцией, технологии│ │

│ │которых контролируются по пунктам│ │

│ │7.5.4.2, 7.5.4.3.1 или 7.5.4.3.2 │ │

│ │ │ │

│7.5. │Технология │ │

│ │ │ │

│7.5.1. │Технологии, в соответствии с общим│ │

│ │технологическим примечанием│ │

│ │предназначенные для разработки│ │

│ │оборудования или программного│ │

│ │обеспечения, контролируемых по пунктам│ │

│ │7.1, 7.2 или 7.4 │ │

│ │ │ │

│7.5.2. │Технологии, в соответствии с общим│ │

│ │технологическим примечанием│ │

│ │предназначенные для производства│ │

│ │оборудования, контролируемого по пункту│ │

│ │7.1 или 7.2 │ │

│ │ │ │

│7.5.3. │Технологии, в соответствии с общим│ │

│ │технологическим примечанием│ │

│ │предназначенные для ремонта,│ │

│ │капитального ремонта и восстановления│ │

│ │оборудования, контролируемого по│ │

│ │пунктам 7.1.1 - 7.1.4 │ │

│ │ │ │

│ │ Примечание. По пункту 7.5.3 не│ │

│ │контролируются технологии технического│ │

│ │обслуживания, непосредственно│ │

│ │связанного с калибровкой, демонтажем│ │

│ │или заменой неисправных или непригодных│ │

│ │к эксплуатации типовых заменяемых│ │

│ │элементов и местоположением│ │

│ │специализированного ремонта летательных│ │

│ │аппаратов гражданского применения,│ │

│ │которые описаны в руководствах│ │

│ │технического обслуживания по первому│ │

│ │или второму уровню. │ │

│ │ │ │

│ │ Особое примечание. Для целей пункта│ │

│ │7.5.3 см. техническое примечание к│ │

│ │пункту 7.2.1. │ │

│ │ │ │

│7.5.4. │Другие технологии, такие, как: │ │

│ │ │ │

│7.5.4.1. │Технология для разработки или│ │

│ │производства: │ │

│ │ │ │

│7.5.4.1.1. │Бортового автоматически управляемого│ │

│ │оборудования, работающего на частотах,│ │

│ │превосходящих 5 мГц; │ │

│ │ │ │

│7.5.4.1.2. │Воздушно-информационных систем,│ │

│ │основанных только на поверхностных│ │

│ │статических данных, то есть систем,│ │

│ │которые обходятся без стандартных│ │

│ │воздушных проб; │ │

│ │ │ │

│7.5.4.1.3. │Проекционных дисплеев с головками│ │

│ │растрового типа или трехмерных дисплеев│ │

│ │для летательных аппаратов; │ │

│ │ │ │

│7.5.4.1.4. │Инерциальных навигационных систем или│ │

│ │гироастрокомпасов, содержащих в себе│ │

│ │акселерометры или гироскопы,│ │

│ │контролируемые по пункту 7.1.1 или│ │

│ │7.1.2; │ │

│ │ │ │

│7.5.4.1.5. │Электрических исполнительных механизмов│ │

│ │(то есть электромеханических,│ │

│ │электрогидростатических и│ │

│ │интегрированных исполнительных блоков),│ │

│ │специально разработанных для прямого│ │

│ │управления полетом; │ │

│ │ │ │

│7.5.4.1.6. │Групп оптических датчиков системы│ │

│ │управления полетом, специально│ │

│ │разработанных для применения в активных│ │

│ │системах управления полетом │ │

│ │ │ │

│7.5.4.2. │Технологии разработки активных систем│ │

│ │управления полетом (включающих полет с│ │

│ │управлением по проводам или сигнальным│ │

│ │огням), включая: │ │

│ │ │ │

│7.5.4.2.1. │Конфигурацию, разработанную для связи│ │

│ │множества микроэлектронных│ │

│ │вычислительных элементов (бортовых│ │

│ │компьютеров), позволяющую реализовать│ │

│ │законы управления в реальном масштабе│ │

│ │времени; │ │

│ │ │ │

│7.5.4.2.2. │Компенсацию зависимости управления от│ │

│ │расположения измерительного датчика или│ │

│ │динамических нагрузок каркаса│ │

│ │летательного аппарата, например,│ │

│ │компенсацию вибрационного фона датчика│ │

│ │или вариацию размещения датчиков│ │

│ │относительно центра тяжести; │ │

│ │ │ │

│7.5.4.2.3. │Электронное управление избыточными│ │

│ │данными или системами резервирования│ │

│ │для определения ошибки, допустимого│ │

│ │отклонения ошибки, локализации ошибки│ │

│ │или ее реконфигурации │ │

│ │ │ │

│ │ Примечание. По пункту 7.5.4.2.3 не│ │

│ │контролируется технология│ │

│ │проектирования физической избыточности;│ │

│ │ │ │

│7.5.4.2.4. │Управление летательным аппаратом,│ │

│ │которое позволяет автономно изменять│ │

│ │структуру сил и моментов в полете в│ │

│ │реальном масштабе времени; │ │

│ │ │ │

│7.5.4.2.5. │Комплексирование цифровой системы│ │

│ │управления полетом, системы навигации и│ │

│ │данных системы управления двигателем в│ │

│ │цифровую систему общего управления│ │

│ │полетом │ │

│ │ │ │

│ │ Примечание. По пункту 7.5.4.2.5 не│ │

│ │контролируются: │ │

│ │а) технологии проектирования│ │

│ │комплексированных цифровых систем│ │

│ │управления полетом, навигации и│ │

│ │контроля данных двигателя, объединенных│ │

│ │в цифровую систему управления полетом│ │

│ │для оптимизации траектории полета; │ │

│ │б) технологии проектирования│ │

│ │авиационных средств навигации,│ │

│ │предназначенных исключительно для│ │

│ │курсового всенаправленного радиомаяка│ │

│ │СВЧ-диапазона, дальномерной аппаратуры,│ │

│ │системы "слепой" посадки,│ │

│ │системы посадки СВЧ-диапазона или│ │

│ │системы захода на посадку; │ │

│ │ │ │

│7.5.4.2.6. │Полностью автономную цифровую систему│ │

│ │управления полетом или многодатчиковую│ │

│ │систему организации работы управляющих│ │

│ │систем, использующих экспертные системы│ │

│ │ │ │

│ │ Особое примечание. Для технологий│ │

│ │полностью автономной электронно-│ │

│ │цифровой системы управления двигателями│ │

│ │(ФАДЕК) см. пункт 9.5.3.1.9. │ │

│ │ │ │

│7.5.4.3. │Технология для разработки следующих│ │

│ │вертолетных систем: │ │

│ │ │ │

│7.5.4.3.1. │Многокоординатных средств управления по│ │

│ │проводам или сигнальным огням, которые│ │

│ │объединяют по крайней мере две из│ │

│ │следующих функций в один управляющий│ │

│ │элемент: │ │

│ │а) управление несущим винтом; │ │

│ │б) управление вращением; │ │

│ │в) управление рысканием; │ │

│ │ │ │

│7.5.4.3.2. │Системы управления моментом вращения и│ │

│ │скручивающим усилием при вращательном│ │

│ │движении; │ │

│ │ │ │

│7.5.4.3.3. │Вращающихся лопастей с переменной│ │

│ │геометрией аэродинамического профиля│ │

│ │для систем с управляемыми лопастями │ │

│ │ │ │