Категория 9. Двигатели

│ │ Категория 9. Двигатели │ │

│ │ │ │

│9.1. │Системы, оборудование и компоненты │ │

│ │ │ │

│9.1.1. │Газотурбинные авиационные двигатели,│8411 11 900 0;│

│ │при производстве которых используется│8411 81 - │

│ │любая из технологий, контролируемых по│8411 82 │

│ │пункту 9.5.3.1: │ │

│ │а) не снабженные сертификатом для│ │

│ │определенных гражданских летательных│ │

│ │аппаратов, для которых они│ │

│ │предназначены; │ │

│ │ │ │

│ │ Примечание. В целях осуществления│ │

│ │сертификации на отнесение летательных│ │

│ │аппаратов к категории гражданских│ │

│ │сертификация 16 двигателей, сборок или│ │

│ │их компонентов, включая запасные,│ │

│ │считается допустимой. │ │

│ │ │ │

│ │б) не снабженные сертификатом для│ │

│ │гражданского применения авторитетными│ │

│ │специалистами государств-участников│ │

│ │договоренностей; │ │

│ │в) разработанные для полета на скорости│ │

│ │более 1,2 М в течение более 30 мин. │ │

│ │ │ │

│9.1.2. │Морские газотурбинные двигатели со│8411 82 910 - │

│ │стандартной по ИСО эксплуатационной│8411 82 990 0 │

│ │мощностью 24245 кВт или более и│ │

│ │удельным расходом топлива, не│ │

│ │превышающим 0,219 кг/кВтч, в диапазоне│ │

│ │мощностей от 35 до 100% и специально│ │

│ │разработанные агрегаты и компоненты для│ │

│ │таких двигателей │ │

│ │ │ │

│ │ Примечание. Термин "морские│ │

│ │газотурбинные двигатели" включает│ │

│ │промышленные или авиационные│ │

│ │газотурбинные двигатели,│ │

│ │приспособленные для применения в│ │

│ │корабельных электрогенераторных или│ │

│ │двигательных установках │ │

│ │ │ │

│9.1.3. │Специально разработанные агрегаты и│8411 99 90 │

│ │компоненты, при производстве которых│ │

│ │используются технологии, контролируемые│ │

│ │по пункту 9.5.3.1, для следующих│ │

│ │газотурбинных двигателей: │ │

│ │а) контролируемых по пункту 9.1.1; │ │

│ │б) о разработке или производстве│ │

│ │которых либо не известно производителю,│ │

│ │либо они разрабатываются и производятся│ │

│ │в государствах, не являющихся│ │

│ │участниками договоренностей │ │

│ │ │ │

│9.1.4. │Ракеты-носители и космические│8802 60; │

│ │аппараты │9306 90 │

│ │ │ │

│ │ Примечание. По пункту 9.1.4 не│ │

│ │контролируются полезные нагрузки. │ │

│ │ │ │

│ │ Особое примечание. Для│ │

│ │контрольного статуса оборудования,│ │

│ │входящего в состав полезной нагрузки│ │

│ │космического аппарата, см.│ │

│ │соответствующие категории. │ │

│ │ │ │

│9.1.5. │Жидкостные ракетные двигатели,│8412 10 900 0 │

│ │содержащие любую из систем или│ │

│ │компонентов, контролируемых по пункту│ │

│ │9.1.6 │ │

│ │ │ │

│9.1.6. │Системы и компоненты, специально│ │

│ │разработанные для жидкостных ракетных│ │

│ │двигателей, такие, как: │ │

│ │ │ │

│9.1.6.1. │Криогенные рефрижераторы, бортовые│8412 90 900 0 │

│ │сосуды Дьюара, криогенные теплоотборные│ │

│ │трубы или криогенные системы,│ │

│ │специально разработанные для│ │

│ │использования в космических аппаратах и│ │

│ │имеющие потери криогенной среды│ │

│ │(хладоагента) менее 30% в год; │ │

│ │ │ │

│9.1.6.2. │Криогенные контейнеры или│8412 90 900 0 │

│ │рефрижераторные системы с замкнутым│ │

│ │циклом, способные обеспечивать│ │

│ │температуру 100 K (-173 град. C) или│ │

│ │ниже, для самолетов, способных│ │

│ │поддерживать скорость полета,│ │

│ │превышающую 3 М, ракет-носителей или│ │

│ │космических аппаратов; │ │

│ │ │ │

│9.1.6.3. │Хранилища для жидкого водорода или│7311 00; │

│ │системы его перекачки; │8413 19 900 0 │

│ │ │ │

│9.1.6.4. │Турбонасосы высокого давления│8413 19 │

│ │(превышающего 17,5 МПа), компоненты│ │

│ │насосов или объединенные с ними│ │

│ │газогенераторы, или системы,│ │

│ │управляющие подачей газа к турбине; │ │

│ │ │ │

│9.1.6.5. │Камеры сгорания высокого давления│8412 90 300 0 │

│ │(превышающего 10,6 МПа) и сопла для│ │

│ │них; │ │

│ │ │ │

│9.1.6.6. │Системы хранения топлива, использующие│8412 29 990 0;│

│ │принципы капиллярного сдерживания или│8479 89 980 0 │

│ │точной подачи (то есть с гибкими│ │

│ │вытеснительными пузырями); │ │

│ │ │ │

│9.1.6.7. │Форсунки жидких топлив с единичными│8412 90 900 0;│

│ │калиброванными отверстиями диаметром│9306 90 900 0 │

│ │0,381 мм или менее (площадью сечения│ │

│ │1,14 x 1E(-3) кв. см или менее для│ │

│ │некруглых отверстий), специально│ │

│ │спроектированные для жидкостных│ │

│ │ракетных двигателей; │ │

│ │ │ │

│9.1.6.8. │Монолитные камеры сгорания или│3801; │

│ │монолитные выхлопные конические насадки│8412 90; │

│ │сопла из материала углерод - углерод│9306 90 │

│ │плотностью более 1,4 г/куб. см и│ │

│ │прочностью на разрыв более 48 МПа │ │

│ │ │ │

│9.1.7. │Твердотопливные ракетные двигатели,│8412 10 900 0 │

│ │обладающие любой из следующих│ │

│ │характеристик: │ │

│ │а) суммарным импульсом, превосходящим│ │

│ │1,1 МНс; │ │

│ │б) удельным импульсом 2,4 кН/кг или│ │

│ │более, когда поток истекает из сопла в│ │

│ │условиях, соответствующих условиям на│ │

│ │уровне моря, и давление в камере│ │

│ │сгорания составляет 7 МПа; │ │

│ │в) доля в массе ступени превосходит 88%│ │

│ │и заряд твердого топлива превосходит│ │

│ │86% веса ступени; │ │

│ │г) включают любые из компонентов,│ │

│ │контролируемых по пункту 9.1.8; │ │

│ │д) изолирующие системы или системы│ │

│ │крепления топлива, выполненные как│ │

│ │единое целое с двигателем для│ │

│ │обеспечения большей механической│ │

│ │прочности или как преграда для│ │

│ │исключения взаимного проникновения│ │

│ │химических продуктов (компонентов)│ │

│ │твердого топлива в материал изоляции │ │

│ │ │ │

│ │ Техническое примечание. Для целей│ │

│ │подпункта "д" пункта 9.1.7 большая│ │

│ │механическая прочность означает│ │

│ │прочность применения, равную или│ │

│ │превышающую прочность топлива │ │

│ │ │ │

│9.1.8. │Компоненты, специально разработанные│ │

│ │для твердотопливных ракетных│ │

│ │двигателей, такие, как: │ │

│ │ │ │

│9.1.8.1. │Изолирующие системы и системы крепления│8412 90 300 0;│

│ │топлива, вкладыши, используемые для│8803 90 980 0 │

│ │обеспечения большей механической│ │

│ │прочности или как преграда для│ │

│ │исключения взаимного проникновения│ │

│ │твердого топлива в материал изоляции │ │

│ │ │ │

│ │ Техническое примечание. Для целей│ │

│ │пункта 9.1.8.1 большая механическая│ │

│ │прочность означает прочность│ │

│ │применения, равную или превышающую│ │

│ │прочность топлива; │ │

│ │ │ │

│9.1.8.2. │Двигательные отсеки из композиционных│9306 90 │

│ │волоконно-тканых материалов с│ │

│ │диаметром больше 0,61 м или имеющих│ │

│ │удельную прочность более 25 км │ │

│ │ │ │

│ │ Техническое примечание. Удельная│ │

│ │прочность (PV/W) - это разрывное│ │

│ │напряжение (P), умноженное на объем│ │

│ │отсека (V) и деленное на общий вес│ │

│ │отсека (W) высокого давления; │ │

│ │ │ │

│9.1.8.3. │Сопла двигателей с уровнем тяги,│9306 90 │

│ │превышающим 45 кН, или скоростью уноса│ │

│ │массы в области горловины сопла менее│ │

│ │0,075 мм/с; │ │

│ │ │ │

│9.1.8.4. │Системы управления вектором тяги на│8412 90 300 0;│

│ │основе поворотного сопла или впрыска│9306 90 │

│ │вторичной жидкости, имеющие любую из│ │

│ │следующих характеристик: │ │

│ │а) способность перемещаться по азимуту│ │

│ │и углу места (двум степеням свободы) в│ │

│ │диапазоне свыше +/- 5 град.; │ │

│ │б) скорость вращения вектора тяги│ │

│ │20 град./с или более; или │ │

│ │в) ускорение вращения вектора тяги│ │

│ │40 град./с2 или более │ │

│ │ │ │

│9.1.9. │Гибридные ракетные двигатели с: │8412 10 900 0;│

│ │а) суммарным импульсом, превышающим│8412 90 300 0 │

│ │1,1 МНс; или │ │

│ │б) толкающим усилием, превышающим│ │

│ │220 кН в условиях вакуума на выходе │ │

│ │ │ │

│9.1.10. │Следующие специально разработанные│ │

│ │компоненты, системы или структуры для│ │

│ │ракет-носителей, двигательных│ │

│ │установок ракет-носителей и│ │

│ │космического аппарата, включая: │ │

│ │ │ │

│9.1.10.1. │Компоненты и структуры, каждые из│2804 50 100 0;│

│ │которых превышают 10 кг, специально│2818 20 000 0;│

│ │разработанные для ракет-носителей,│2849 20 000 0;│

│ │изготовленные с применением│3801; │

│ │металлических матриц, композиционных│3926 90 100 0;│

│ │материалов, органических композиционных│6815 99 100 0;│

│ │материалов, керамических матриц или│6903 10 000 0;│

│ │армированных интерметаллических│7019 11 000 0;│

│ │материалов, контролируемых по пункту│7019 12 000 0;│

│ │1.3.7 или 1.3.10 │7019 19; │

│ │ │7019 40 000 0;│

│ │ Примечание. Ограничение по весу не│7019 51 000 0;│

│ │относится к головной (боевой) части│7019 52 000 0;│

│ │снаряда; │7019 59 000 0;│

│ │ │8101 95 000 0;│

│ │ │8102 95 000 0;│

│ │ │8108 90 300 0 │

│ │ │- │

│ │ │8108 90 700 0;│

│ │ │8412 90; │

│ │ │8803 90 980 0;│

│ │ │9306 90 │

│ │ │ │

│9.1.10.2. │Компоненты и структуры, специально│2804 50 100 0;│

│ │разработанные для двигательных│2818 20 000 0;│

│ │установок ракет-носителей,│2849 20 000 0;│

│ │контролируемых по пунктам 9.1.5 -│3801; │

│ │9.1.9, изготовленные с применением│3926 90 100 0;│

│ │металлических матриц, композиционных│6815 99 100 0;│

│ │материалов, органических композиционных│6903 10 000 0;│

│ │материалов, керамических матриц или│7019 11 000 0;│

│ │армированных интерметаллических│7019 12 000 0;│

│ │материалов, контролируемых по пункту│7019 19; │

│ │1.3.7 или 1.3.10; │7019 40 000 0;│

│ │ │7019 51 000 0;│

│ │ │7019 52 000 0;│

│ │ │7019 59 000 0;│

│ │ │8101 95 000 0;│

│ │ │8102 95 000 0;│

│ │ │8108 90 300 0 │

│ │ │- │

│ │ │8108 90 700 0;│

│ │ │8412 90; │

│ │ │8803 90 980 0;│

│ │ │9306 90 │

│ │ │ │

│9.1.10.3. │Структурные компоненты и изоляционные│8803 90 980 0;│

│ │системы, специально разработанные для│9306 90 │

│ │активного управления динамической│ │

│ │чувствительностью или деформациями│ │

│ │структур космического аппарата; │ │

│ │ │ │

│9.1.10.4. │Жидкостные ракетные двигатели│8412 10 900 0 │

│ │многократного включения с соотношением│ │

│ │тяги к весу двигателя, равным или более│ │

│ │1 кН/кг, и временем срабатывания│ │

│ │(временем, необходимым для достижения│ │

│ │90% полной номинальной тяги от момента│ │

│ │пуска) менее 0,03 с │ │

│ │ │ │

│9.1.11. │Прямоточные воздушно-реактивные│8412 10 900 0 │

│ │двигатели, пульсирующие воздушно-│ │

│ │реактивные двигатели или двигатели│ │

│ │комбинированного цикла и специально│ │

│ │разработанные для них компоненты │ │

│ │ │ │

│9.2. │Испытательное, контрольное и│ │

│ │производственное оборудование │ │

│ │ │ │

│9.2.1. │Нижеперечисленные оборудование,│ │

│ │инструменты или приспособления,│ │

│ │специально разработанные для│ │

│ │производства или проведения измерений│ │

│ │параметров лопаток газовых турбин,│ │

│ │литых лопастей или краев кожухов: │ │

│ │ │ │

│9.2.1.1. │Оборудование для направленной│8411 99 90 │

│ │кристаллизации или выращивания│ │

│ │монокристалла; │ │

│ │ │ │

│9.2.1.2. │Керамические стержни (ядра, сердечники)│6903 90 800 0 │

│ │или патроны (оболочки); │ │

│ │ │ │

│9.2.2. │Системы контроля с управлением от│9031 80 990 0 │

│ │основного оборудования в реальном│ │

│ │масштабе времени, контрольно-│ │

│ │измерительные приборы (включая датчики)│ │

│ │или автоматическое оборудование для│ │

│ │сбора и обработки информации,│ │

│ │специально предназначенные для│ │

│ │разработки газотурбинных двигателей,│ │

│ │узлов и компонентов, включая│ │

│ │технологии, контролируемые по пункту│ │

│ │9.5.3.1 │ │

│ │ │ │

│9.2.3. │Оборудование, специально разработанное│8459 61; │

│ │для производства или испытаний│8459 69; │

│ │(проверки) креплений щеток газовых│9024 10 │

│ │турбин, разработанных для условий│ │

│ │функционирования при скоростях на│ │

│ │концах лопаток, превышающих 335 м/с, и│ │

│ │температуре свыше 773 K (500 град. C),│ │

│ │и специально разработанные компоненты│ │

│ │или принадлежности для него │ │

│ │ │ │

│9.2.4. │Инструменты, штампы или зажимные│8515 80 110 0;│

│ │приспособления для соединения│8515 80 190 0;│

│ │суперсплавов, титановых сплавов или│8466 │

│ │интеркерамических комбинаций│ │

│ │лопатка-диск, описанных в пунктах│ │

│ │9.5.3.1.3 или 9.5.3.1.6, для газовых│ │

│ │турбин │ │

│ │ │ │

│9.2.5. │Системы контроля с управлением от│ │

│ │основного оборудования в реальном│ │

│ │масштабе времени, контрольно-│ │

│ │измерительные приборы (включая│ │

│ │датчики) или автоматическое│ │

│ │оборудование для сбора и обработки│ │

│ │информации, специально предназначенные│ │

│ │для использования с любыми следующими│ │

│ │аэродинамическими трубами или│ │

│ │устройствами: │ │

│ │ │ │

│9.2.5.1. │Аэродинамическими трубами,│9031 20 000 0 │

│ │разработанными для скоростей 1,2 М или│ │

│ │более, исключая специально│ │

│ │разработанные для исследовательских│ │

│ │целей и имеющие размер испытательной│ │

│ │камеры (измеренный в продольном│ │

│ │направлении) менее 250 мм │ │

│ │ │ │

│ │ Техническое примечание. Размер│ │

│ │испытательной камеры определяется по│ │

│ │диаметру окружности, стороне квадрата│ │

│ │или наибольшей стороне прямоугольника,│ │

│ │измеренным в месте наибольшего сечения;│ │

│ │ │ │

│9.2.5.2. │Устройствами для моделирования условий│9031 20 000 0 │

│ │обтекания на скоростях, превышающих│ │

│ │5 М, включая тепловые, плазменно-│ │

│ │дуговые, импульсные и ударные│ │

│ │аэродинамические трубы, а также│ │

│ │аэрогазодинамические установки и│ │

│ │легкогазовые пушки; │ │

│ │ │ │

│9.2.5.3. │Аэродинамическими трубами или│9031 20 000 0 │

│ │устройствами, отличными от двухмерных,│ │

│ │имеющими возможность имитировать потоки│ │

│ │с числом Рейнольдса, превышающим 25 x│ │

│ │1E6 │ │

│ │ │ │

│9.2.6. │Оборудование, специально разработанное│9031 20 000 0 │

│ │для виброакустических испытаний,│ │

│ │обладающее уровнем звукового давления│ │

│ │160 дБ или более (относительно│ │

│ │20 мкПа), расчетной мощностью 4 кВт или│ │

│ │более, рабочей температурой в камере,│ │

│ │превышающей 1273 К (1000 град. C), и│ │

│ │имеющее специально разработанные для│ │

│ │него кварцевые нагреватели │ │

│ │ │ │

│9.2.7. │Оборудование, специально разработанное│9022 29 000 0;│

│ │для проверки целостности ракетных│9024 10; │

│ │двигателей с использованием техники│9031 │

│ │неразрушающего контроля, отличающейся│ │

│ │от плоскостного рентгеновского│ │

│ │облучения или требующей взятия основных│ │

│ │физических и химических проб │ │

│ │ │ │

│9.2.8. │Датчики, специально разработанные для│9025 19 990 0;│

│ │непосредственного измерения│9027 80 970 0 │

│ │поверхностного трения на стенке в│ │

│ │потоке с температурой торможения,│ │

│ │превышающей 833 K (560 град. C) │ │

│ │ │ │

│9.2.9. │Оснастка, специально разработанная для│8462 99 100 0 │

│ │производства методом порошковой│ │

│ │металлургии элементов роторов турбин│ │

│ │двигателей, способных функционировать│ │

│ │при напряжении на уровне 60% предельной│ │

│ │прочности на растяжение или более и│ │

│ │температуре металла 873 K (600 град. C)│ │

│ │или более │ │

│ │ │ │

│9.3. │Материалы - нет │ │

│ │ │ │

│9.4. │Программное обеспечение │ │

│ │ │ │

│9.4.1. │Программное обеспечение, специально│ │

│ │разработанное или модифицированное для│ │

│ │разработки оборудования или технологии,│ │

│ │контролируемых по пунктам 9.1, 9.2 или│ │

│ │9.5.3 │ │

│ │ │ │

│9.4.2. │Программное обеспечение, специально│ │

│ │разработанное или модифицированное для│ │

│ │производства оборудования,│ │

│ │контролируемого по пункту 9.1 или 9.2 │ │

│ │ │ │

│9.4.3. │Программное обеспечение, специально│ │

│ │разработанное или модифицированное для│ │

│ │задействования полностью автономных│ │

│ │электронно-цифровых систем управления│ │

│ │двигателями (ФАДЕК), контролируемыми по│ │

│ │пункту 9.1, или оборудования,│ │

│ │контролируемого по пункту 9.2, такое,│ │

│ │как: │ │

│ │ │ │

│9.4.3.1. │Программное обеспечение в электронно-│ │

│ │цифровых контроллерах для двигательных│ │

│ │систем, аэрокосмических испытательных│ │

│ │установок или воздуходувных установок│ │

│ │для испытания авиационных двигателей; │ │

│ │ │ │

│9.4.3.2. │Программное обеспечение с допусками на│ │

│ │аварийное выключение, используемое в│ │

│ │ФАДЕК и ассоциированное в стендовое│ │

│ │оборудование │ │

│ │ │ │

│9.4.4. │Другое программное обеспечение, такое,│ │

│ │как: │ │

│ │ │ │

│9.4.4.1. │Программное обеспечение для│ │

│ │моделирования двух- или трехвязкого│ │

│ │внутридвигательного течения потока в│ │

│ │аэродинамических трубах или для│ │

│ │обработки данных летных испытаний,│ │

│ │позволяющее детально моделировать│ │

│ │внутридвигательный поток; │ │

│ │ │ │

│9.4.4.2. │Программное обеспечение для испытаний│ │

│ │авиационных газотурбинных двигателей,│ │

│ │сборок или компонентов, специально│ │

│ │разработанное для обобщения,│ │

│ │преобразования и анализа данных в│ │

│ │реальном масштабе времени и способное│ │

│ │обеспечить управление с обратной│ │

│ │связью, включая динамическую│ │

│ │поднастройку испытуемых изделий или│ │

│ │условий испытаний в ходе проведения│ │

│ │эксперимента; │ │

│ │ │ │

│9.4.4.3. │Программное обеспечение, специально│ │

│ │разработанное для управления│ │

│ │направленной кристаллизацией или│ │

│ │формированием единичного кристалла; │ │

│ │ │ │

│9.4.4.4. │Программное обеспечение в виде текста│ │

│ │программы, объектного кода или│ │

│ │машинного кода, требуемое для│ │

│ │применения активных компенсационных│ │

│ │систем для управления зазором венца│ │

│ │лопаток ротора │ │

│ │ │ │

│ │ Примечание. По пункту 9.4.4.4 не│ │

│ │контролируется программное обеспечение,│ │

│ │которое входит в состав│ │

│ │неконтролируемого оборудования, или│ │

│ │требуемое для технического│ │

│ │обслуживания, связанного с калибровкой,│ │

│ │ремонтом или модернизацией системы│ │

│ │управления с активной компенсацией│ │

│ │зазора. │ │

│ │ │ │

│9.5. │Технология │ │

│ │ │ │

│9.5.1. │Технологии, в соответствии с общим│ │

│ │технологическим примечанием│ │

│ │предназначенные для разработки│ │

│ │оборудования или программного│ │

│ │обеспечения, контролируемых по│ │

│ │подпункту "в" пункта 9.1.1 и пунктам│ │

│ │9.1.4 - 9.1.11, 9.2 или 9.4 │ │

│ │ │ │

│9.5.2. │Технологии, в соответствии с общим│ │

│ │технологическим примечанием│ │

│ │предназначенные для производства│ │

│ │оборудования, контролируемого по│ │

│ │подпункту "в" пункта 9.1.1 и пунктам│ │

│ │9.1.4 - 9.1.11 или 9.2 │ │

│ │ │ │

│ │ Особое примечание. Для технологии│ │

│ │по ремонту контролируемых структур,│ │

│ │ламинатов или материалов см. пункт│ │

│ │1.5.2.6. │ │

│ │ │ │

│ │ Примечание. Технологии разработки│ │

│ │или производства газотурбинных│ │

│ │двигателей, контролируемые по пункту│ │

│ │9.5, остаются контролируемыми, когда│ │

│ │они используются как применяемые│ │

│ │технологии ремонта, восстановления или│ │

│ │капитального ремонта. Не контролируются│ │

│ │технические данные, чертежи или│ │

│ │документация для эксплуатационной│ │

│ │деятельности, непосредственно связанной│ │

│ │с калибровкой, извлечением или│ │

│ │перемещением поврежденных или│ │

│ │необслуживаемых без перемещения блоков,│ │

│ │включая перемещение двигателей в целом│ │

│ │или их модулей. │ │

│ │ │ │

│9.5.3. │Другие технологии, такие, как: │ │

│ │ │ │

│9.5.3.1. │Технологии, требуемые для разработки│ │

│ │или производства любых из следующих│ │

│ │компонентов или систем газотурбинных│ │

│ │двигателей: │ │

│ │ │ │

│9.5.3.1.1. │Лопаток газовых турбин, лопастей или│ │

│ │верхних частей венцов, полученных из│ │

│ │сплавов методом направленной│ │

│ │кристаллизации (DS) или из одного│ │

│ │кристалла (SC) и имеющих (по Миллеру│ │

│ │индекс направления 001) время│ │

│ │сопротивления на излом более 400 ч при│ │

│ │температуре 1273 K (1000 град. C) и│ │

│ │давлении 200 МПа, базируясь на│ │

│ │усредненных показателях свойств│ │

│ │материала; │ │

│ │ │ │

│9.5.3.1.2. │Многокупольных камер сгорания,│ │

│ │работающих при средних температурах на│ │

│ │выходе из камеры более 1813 K│ │

│ │(1540 град. C), или камер сгорания,│ │

│ │содержащих термически разделенные│ │

│ │теплозащитные элементы, неметаллические│ │

│ │теплозащитные элементы или│ │

│ │неметаллические корпуса; │ │

│ │ │ │

│9.5.3.1.3. │Компонентов, изготавливаемых из любых│ │

│ │следующих составляющих: │ │

│ │а) органических композиционных│ │

│ │материалов, разработанных для│ │

│ │применения при температуре более 588 К│ │

│ │(315 град. C); │ │

│ │б) металлических матричных│ │

│ │композиционных, керамических матричных,│ │

│ │интерметаллических или армированных│ │

│ │интерметаллических материалов,│ │

│ │контролируемых по пункту 1.3.7; или │ │

│ │в) композиционных материалов,│ │

│ │контролируемых по пункту 1.3.10 и│ │

│ │изготовленных с использованием│ │

│ │полимерных веществ, контролируемых по│ │

│ │пункту 1.3.8; │ │

│ │ │ │

│9.5.3.1.4. │Неохлаждаемых турбинных лопаток,│ │

│ │лопастей, верхних частей венцов или│ │

│ │других компонентов, спроектированных│ │

│ │для работы в газовом потоке с│ │

│ │температурой 1323 K (1050 град. C) или│ │

│ │более; │ │

│ │ │ │

│9.5.3.1.5. │Охлаждаемых турбинных лопаток,│ │

│ │лопастей, верхних частей венцов, иных,│ │

│ │нежели те, что описаны в пункте│ │

│ │9.5.3.1.1, работающих без тепловой│ │

│ │защиты при температуре газа в 1643 K│ │

│ │(1370 град. C) или более; │ │

│ │ │ │

│9.5.3.1.6. │Комбинаций лопасть с профилем крыла-│ │

│ │диск турбины, использующих жесткое│ │

│ │соединение; │ │

│ │ │ │

│9.5.3.1.7. │Компонентов газотурбинного двигателя,│ │

│ │использующих технологию диффузионной│ │

│ │сварки, контролируемую по пункту│ │

│ │2.5.3.2; │ │

│ │ │ │

│9.5.3.1.8. │Высокоресурсных вращающихся компонентов│ │

│ │газотурбинного двигателя, использующих│ │

│ │материалы, изготовленные методом│ │

│ │порошковой металлургии, контролируемые│ │

│ │по пункту 1.3.2.2; │ │

│ │ │ │

│9.5.3.1.9. │ФАДЕК для газотурбинных двигателей и│ │

│ │двигателей с комбинированным циклом и│ │

│ │относящихся к ним компонентов│ │

│ │диагностики, датчиков и специально│ │

│ │спроектированных компонентов; │ │

│ │ │ │

│9.5.3.1.10. │Систем управления геометрией газового│ │

│ │потока и систем управления в целом для:│ │

│ │а) газогенераторных турбин; │ │

│ │б) вентиляторных или мощных турбин; │ │

│ │в) подвижных сопел │ │

│ │ │ │

│ │ Примечания. 1. Системы управления│ │

│ │геометрией газового потока и системы│ │

│ │управления в целом в пункте 9.5.3.1.10│ │

│ │не включают выходные поворотные│ │

│ │лопатки, вентиляторы с изменяемым│ │

│ │шагом, поворотные статоры или дренажные│ │

│ │клапаны для компрессоров. │ │

│ │2. По пункту 9.5.3.1.10 не│ │

│ │контролируются технологии разработки│ │

│ │или производства систем управления│ │

│ │геометрией газового потока для реверса│ │

│ │тяги; │ │

│ │ │ │

│9.5.3.1.11. │Пустотелых лопаток с широкой хордой без│ │

│ │межпролетного крепления │ │

│ │ │ │

│9.5.3.2. │Технологии, требуемые для разработки│ │

│ │или производства любого из следующего│ │

│ │оборудования: │ │

│ │ │ │

│9.5.3.2.1. │Аэродинамических моделей для испытаний│ │

│ │в аэродинамической трубе, оборудованных│ │

│ │съемными датчиками, способными│ │

│ │транслировать данные от первичных│ │

│ │сенсоров в систему сбора информации; │ │

│ │ │ │

│9.5.3.2.2. │Лопаток из композиционных материалов│ │

│ │или их креплений, способных выдерживать│ │

│ │более 2000 кВт при скоростях полета│ │

│ │свыше 0,55 М │ │

│ │ │ │

│9.5.3.3. │Технологии, требуемые для разработки│ │

│ │или производства компонентов│ │

│ │газотурбинных двигателей, использующие│ │

│ │для сверления отверстий лазер, водяную│ │

│ │струю, электрохимическую обработку│ │

│ │(ЭХО) или станки электроискровой│ │

│ │обработки (СЭО) для получения│ │

│ │отверстий, имеющих любую из следующих│ │

│ │характеристик: │ │

│ │ │ │

│9.5.3.3.1. │Все следующие параметры: │ │

│ │а) глубина, более чем в 4 раза большая│ │

│ │их диаметра; │ │

│ │б) диаметр меньше 0,76 мм; и │ │

│ │в) углы наклона равные или менее│ │

│ │25 град.; или │ │

│ │ │ │

│9.5.3.3.2. │Все следующие параметры: │ │

│ │а) глубина, более чем в 5 раз большая│ │

│ │их диаметра; │ │

│ │б) диаметр менее 0,4 мм; и │ │

│ │в) углы наклона более 25 град. │ │

│ │ │ │

│ │ Техническое примечание.│ │

│ │Применительно к пункту 9.5.3.3 угол│ │

│ │наклона измеряется от поверхности,│ │

│ │обдуваемой потоком, тангенциально в│ │

│ │точке, где ось отверстия пересекается с│ │

│ │этой поверхностью. │ │

│ │ │ │

│9.5.3.4. │Технологии, требуемые для: │ │

│ │ │ │

│9.5.3.4.1. │Разработки вертолетных систем передачи│ │

│ │мощности или заваливаемого воздушного│ │

│ │винта, или заваливаемого воздушного│ │

│ │крыла системы передачи мощности│ │

│ │летательного аппарата; или │ │

│ │ │ │

│9.5.3.4.2. │Производства вертолетных систем│ │

│ │передачи мощности или заваливаемого│ │

│ │воздушного винта, или заваливаемого│ │

│ │воздушного крыла системы передачи│ │

│ │мощности летательного аппарата │ │

│ │ │ │

│9.5.3.5.1. │Технологии для разработки или│ │

│ │производства поршневого дизельного│ │

│ │двигателя наземных систем станции с│ │

│ │силовой установкой, имеющей все│ │

│ │следующие составляющие: │ │

│ │а) объем бокса 1,2 куб. м или меньше; │ │

│ │б) полную выходную мощность более│ │

│ │750 кВт на основе стандартов│ │

│ │80/1269/ЕЕС, ИСО 2534 или их│ │

│ │национальных эквивалентов; и │ │

│ │в) плотность мощности более│ │

│ │700 кВт/куб. м объема бокса │ │

│ │ │ │

│ │ Техническое примечание. Объем│ │

│ │бокса: производная трех значений│ │

│ │перпендикуляров, измеренных следующим│ │

│ │образом: │ │

│ │длина - длина коленчатого вала от│ │

│ │переднего фланца до лицевой плоскости│ │

│ │маховика; │ │

│ │ширина - максимальное значение из│ │

│ │следующих измерений: │ │

│ │1) внешнее расстояние от одной крайней│ │

│ │крышки клапана до другой; │ │

│ │2) расстояние между краями головок│ │

│ │цилиндров; или │ │

│ │3) диаметр кожуха маховика; │ │

│ │высота - наибольшее из следующих│ │

│ │измерений: │ │

│ │1) расстояние от оси коленчатого вала│ │

│ │до верхней плоскости крышки клапана│ │

│ │(или головки цилиндра) плюс удвоенная│ │

│ │длина хода поршня; или │ │

│ │2) диаметр кожуха маховика; │ │

│ │ │ │

│9.5.3.5.2. │Технологии, требуемые для производства│ │

│ │специально спроектированных компонентов│ │

│ │для дизельных двигателей с высокой│ │

│ │выходной мощностью, такие, как: │ │

│ │ │ │

│9.5.3.5.2.1. │Технологии, требуемые для производства│ │

│ │систем двигателя, имеющего все│ │

│ │перечисленные ниже компоненты,│ │

│ │использующие керамические материалы,│ │

│ │контролируемые по пункту 1.3.7: │ │

│ │а) гильзы цилиндров; │ │

│ │б) поршни; │ │

│ │в) головки цилиндров; и │ │

│ │г) один из других компонентов или более│ │

│ │(включая выхлопные отверстия, элементы│ │

│ │турбонаддува, направляющие клапанов,│ │

│ │сборки клапана или изолированные│ │

│ │топливные инжекторы) │ │

│ │ │ │

│9.5.3.5.2.2. │Технологии, требуемые для производства│ │

│ │систем турбонаддува с одноступенчатыми│ │

│ │компрессорами, имеющие все следующие│ │

│ │показатели: │ │

│ │а) соотношение давлений (степень│ │

│ │сжатия) 4:1 или выше; │ │

│ │б) расход в диапазоне от 30 до│ │

│ │130 кг/мин.; и │ │

│ │в) способность изменять сечение потока│ │

│ │внутри компрессора или секций турбины; │ │

│ │ │ │

│9.5.3.5.2.3. │Технологии, требуемые для производства│ │

│ │систем топливной инжекции со специально│ │

│ │спроектированной многотопливной│ │

│ │(например, дизельное или обычное│ │

│ │топливо) способностью к изменению│ │

│ │вязкости топлива в диапазоне от│ │

│ │дизельного топлива (2,5 сантистокса при│ │

│ │310,8 K (37,8 град. C)) до бензина│ │

│ │(0,5 сантистокса при 310,8 K│ │

│ │(37,8 град. C)), имеющие обе следующие│ │

│ │составляющие: │ │

│ │а) инжектируемое количество больше│ │

│ │230 куб. мм на один впрыск в один│ │

│ │цилиндр; │ │

│ │б) детали специально спроектированного│ │

│ │электронного управления для регулятора│ │

│ │переключения и автоматического│ │

│ │измерения характеристик топлива для│ │

│ │обеспечения определенного значения│ │

│ │момента вращения с применением│ │

│ │соответствующих датчиков │ │

│ │ │ │

│9.5.3.5.3. │Технологии, требуемые для разработки│ │

│ │или производства дизельных двигателей с│ │

│ │высокой выходной мощностью с твердой,│ │

│ │газофазной или жидкопленочной (или их│ │

│ │комбинациями) смазкой стенок цилиндров,│ │

│ │позволяющих выдерживать температуры,│ │

│ │превышающие 723 K (450 град. C),│ │

│ │измеряемые на стенке цилиндра в верхней│ │

│ │предельной точке касания поршневого│ │

│ │кольца │ │

│ │ │ │

│ │ Техническое примечание. Дизельные│ │

│ │двигатели с высокой выходной│ │

│ │мощностью - это двигатели с номинальным│ │

│ │значением эффективного давления│ │

│ │торможения в 1,8 МПа или более при│ │

│ │скорости вращения в 2300 об/мин.,│ │

│ │обеспечивающие скорость вращения в│ │

│ │2300 об/мин. или более. │ │

└─────────────┴───────────────────────────────────────┴──────────────┘