4.1. Создание универсальной системы учета и управления федеральным имуществом и ее интеграция в существующие государственные автоматизированные системы

Универсальная система учета и управления федеральным имуществом создается в целях формирования актуальной интегрированной базы сведений обо всех объектах федерального имущества (за исключением сведений, составляющих государственную тайну), а также обращенного в собственность государства и иного изъятого имущества, основанной на первичных данных иных информационных систем, содержащих сведения о таком имуществе, необходимые для принятия управленческих решений в отношении такого имущества.

Для обеспечения полноты и достоверности данных о федеральном имуществе предусмотрены следующие мероприятия:

- реализация интеграционного взаимодействия единой информационной системы управления государственным имуществом с информационными системами федеральных органов исполнительной власти посредством единого интеграционного решения для получения сведений о федеральном имуществе;

- реализация интеграционного взаимодействия единой информационной системы управления государственным имуществом с информационными системами МВД России посредством единого интеграционного решения для получения сведений о транспортных средства и их владельцах;

- реализация интеграционного взаимодействия единой информационной системы управления государственным имуществом с информационными системами МЧС России посредством единого интеграционного решения для получения сведений о маломерных судах;

- реализация интеграционного взаимодействия единой информационной системы управления государственным имуществом с информационными системами Росавиации посредством единого интеграционного решения для получения сведений о воздушных судах;

- реализация интеграционного взаимодействия единой информационной системы управления государственным имуществом с информационными системами Росморречфлота посредством единого интеграционного решения для получения сведений о морских и речных судах;

- реализация интеграционного взаимодействия единой информационной системы управления государственным имуществом с информационными системами Минкультуры России посредством единого интеграционного решения для получения сведений об объектах культурного наследия;

- реализация интеграционного взаимодействия с Ростехнадзором для получения сведений о гидротехнических сооружениях, находящихся в федеральной собственности, из Российского регистра гидротехнических сооружений;

- реализация интеграционного взаимодействия единой информационной системы управления государственным имуществом с информационными системами Роспатента для обмена сведениями об объектах интеллектуальной собственности и данными, содержащимися в реестре федерального имущества.

Для повышения качества и полноты информации о недвижимом имуществе предусмотрено расширение перечня сведений ЕГРН, получаемых от Росреестра, в части:

1) включения в выгрузку информации об объектах, принадлежность которых к собственности Российской Федерации определена на основании сведений РФИ;

2) включения в выгрузку сведений о наличии правопритязаний на объекты федерального имущества;

3) направления сведений о размещенных на федеральных земельных участках объектах недвижимости независимо от их формы собственности.

4) проведения мероприятий по верификации сведений об объектах недвижимости реестра федерального имущества.

В целях создания на базе автоматизированной системы учета федерального имущества и государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" сквозного механизма постановки федеральных объектов на реестровый и бюджетный учет предусмотрена реализация информационного взаимодействия Росимущества с Федеральным казначейством по интеграции реестра федерального имущества и бухгалтерских систем правообладателей, в первую очередь федеральных органов власти и федеральных государственных учреждений, функции по ведению бюджетного учета которых передаются Федеральному казначейству, включающее в себя следующие мероприятия:

- внедрение принципа постановки государственными организациями объектов на бухгалтерский учет исключительно на основании данных реестра федерального имущества;

- реализация интеграционного взаимодействия единой информационной системы управления государственным имуществом с новыми источниками информации (государственные и негосударственные структуры, обладающие сведениями о федеральном имуществе);

- реализация интеграционного взаимодействия единой информационной системы управления государственным имуществом с Единой системой нормативно-справочной информации для получения сведений общероссийских классификаторов.

Порядок и формат взаимодействия определяется соглашениями, заключаемыми Росимуществом с каждым федеральным органом исполнительной власти.

Для обеспечения прозрачности процессов учета и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, а также повышения оперативности взаимодействия участников процесса необходимо создание единой цифровой системы учета и реализации имущества.

Система должна быть построена на единых правилах классификации (товарной номенклатуры), отражающих родовые и видовые свойства объекта имущества, которые впоследствии будут использоваться и верифицироваться на всех стадиях (этапах) работы с имуществом. При этом каждый объект товарной номенклатуры должен содержать уникальный набор родовых и видовых характеристик потребительских свойств, которые бы позволяли:

1) на стадии изъятия, отчуждения (ограничения права распоряжения) имущества, его первичного учета (инвентаризации) корректно описать и определить его отнесение к конкретному классу товарной номенклатуры, его потребительские характеристики (включая фото-, видеофиксацию), идентифицировать объект. При этом необходимо рассмотреть вопрос учета информации о движении товаров, подлежащих обязательной маркировке, что позволило бы в дальнейшем однозначно идентифицировать объект, все этапы работы с ним и принятые в отношении него решения;

2) на стадии передачи объекта имущества в управление и распоряжение им наличие правильно определенных потребительских характеристик, а также правильность первоначального отнесения к конкретным группам товарной номенклатуры должны быть верифицированы (при этом любые изменения в описаниях объектах имущества должны фиксироваться в единой системе учета). Кроме того, с целью дополнительной верификации и снижения коррупционных рисков сведения об указанных изменениях должны быть доступны всем лицам, которые до этого участвовали в транзакциях с объектом;

3) на стадии обеспечения сохранности корректное описание объекта имущества, отнесение его к конкретному классу товарной номенклатуры и использование сведений о маркировке позволят обеспечить правильные условия хранения, исключать пересортицу, оперативно выявлять недостачу, а также в режиме реального времени получать информацию о конкретном месте нахождения (хранения) объекта и о лице, ответственном за сохранность.

Кроме того, стадия обеспечения сохранности является самой продолжительной. Именно на этой стадии необходимо проводить мероприятия, обеспечивающие принятие дальнейшего решения о распоряжении имуществом (оценка стоимости имущества, экспертиза соответствия имущества установленным требованиям, оценка возможности временного рационального использования имущества (например, передача в аренду), подготовка имущества к реализации и т.п.);

4) на стадии оценки указанные свойства позволят сравнительным методом с использованием доступных информационных ресурсов, на которых имеется информация о товарах, имеющих спрос, оценить в автоматическом режиме стоимость объекта имущества. Кроме того, для оценки может быть использована информация о предыдущих сделках с объектом имущества (при наличии);

5) на стадии реализации имущества наличие корректного описания потребительских свойств, характерных именно для данного объекта, в том числе фото- и видеосъемка объекта имущества, получение или восстановление технической документации на объект, классификация объекта по товарной номенклатуре будут способствовать эффективной экспозиции объекта на единой площадке.

Ведение интерактивной электронной базы данных (так называемый "маркетплейс") об имуществе, предлагаемом к реализации, его характеристиках и текущем состоянии, проводимых по нему торгах, и предоставляющей возможность выгрузки полной информации в заинтересованные органы, обработки и поиска информации в электронном виде по заданным параметрам, учитывающим особенности выставленного на продажу имущества, а также наделение данного ресурса информационно-логистическими функциями между электронными площадками, организаторами торгов, потенциальными участниками торгов и официальными изданиями, размещающими сведения в силу закона, может обеспечивать комплексное решение для покупателей, сбор агрегированной информации о заинтересованности в торгах, о потенциальных объектах торгов. На ее базе могут формироваться спрос и предложение, а также предоставляться различные сервисы, связанные с реализацией имущества (например, помощь в получении ЭП, предоставление посреднических услуг, возможность обратной связи, возможность пожаловаться и т.п.), что не может не привести к повышению уровня реализации имущества по цене максимально приближенной к рыночной.

Объединение данной платформы с прослеживаемой и верифицируемой системой учета имущества позволит комплексно решать проблемные ситуации для всех лиц, так или иначе вовлеченных в этот процесс, включая само государство.

Указанная платформа должна стать единым "маркетплейсом" государства для проведения торговых процедур по продаже имущества, обращенного в собственность государства. К этой системе целесообразно также подключить иные торги, такие как торги в ходе процедур банкротства и торги в рамках исполнительных производств. При этом Росимущество и существующие коммерческие аккредитованные электронные торговые площадки в целях вовлечения в оборот федерального имущества и имущества, обращенного в собственность государства, могут взаимодействовать согласно требованиям законодательства Российской Федерации.

Такая система учета и реализации имущества должна иметь статус общедоступной витрины, как государственный сервис, оказывающий комплексную услугу не только гражданам и бизнесу (например, услуга по возмещению ущерба, причиненного преступлением, услуга по взысканию долга, услуга по реализации конкурсной массы в банкротстве, услуга по покупке государственного или находящегося под контролем государства имущества, включая ознакомление с имуществом, доступ к торгам), но и самому государству в лице его различных государственных органов.

В целях реализации единой системы необходимо проведение мероприятий по организации взаимодействия с ФТС России, ФССП России, МВД России и иными уполномоченными органами власти.

Необходима реализация автоматизированных процессов распоряжения имуществом, предусматривающих интеграционное взаимодействие с электронными площадками, взаимодействие с информационной системой "Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов" (www.torgi.gov.ru), с системами раскрытия информация об имуществе, обращенном в собственность государства и планируемом к реализации.

Необходимо создание "Единого профиля объекта" федерального имущества, позволяющего:

- сформировать "золотую запись" об объекте, которая будет аккумулировать и верифицировать сведения из РФИ, ЕГРН, АСБУБО;

- хранить информацию об изменениях атрибутов объектов федерального имущества, прав, правообладателей;

- формировать управленческую отчетность в автоматическом режиме;

- подгружать результаты осмотров объектов с места контроля, фотографии, карточки контроля.

Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти должно осуществляться в том числе в рамках подходов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.06.2019 N 1189-р "Об утверждении Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными и плана мероприятий ("дорожная карта") по созданию национальной системы управления данными на 2019 - 2021 годы".

В рамках вопросов, урегулированных законодательством в сфере государственного и муниципального имущества, создание универсальной системы учета и управления федеральным имуществом должно осуществляться с учетом возможности создания единой государственной информационной системы управления, учета, хранения и контроля за использованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом.