Указание Генпрокуратуры России от 19.03.2020 N 175/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения"

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 19 марта 2020 г. N 175/7

ОБ УСИЛЕНИИ

ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами законов в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств, а также за соблюдением правоохранительными органами федерального законодательства при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений в указанной сфере, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров, прокуроров городов и районов, а также других территориальных прокуроров, прокурора комплекса "Байконур" в пределах установленной компетенции:

1.1. Активизировать прокурорский надзор за исполнением законов в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств. Осуществлять постоянный мониторинг состояния законности в указанной сфере. При оценке эффективности надзорной деятельности нижестоящих прокуратур и поднадзорных органов учитывать комплекс принимаемых мер, а также их влияние на основные показатели аварийности и смертности на автодорогах, эксплуатационное состояние улично-дорожной сети.

1.2. В ходе реализации надзорных полномочий особое внимание уделять соблюдению органами государственной власти и местного самоуправления требований федерального законодательства при издании нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

1.3. Организовать качественный и эффективный надзор за исполнением законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении перевозок пассажиров, в том числе групп детей, и багажа автомобильным транспортом. Пресекать деятельность перевозчиков, не имеющих разрешительных документов.

1.4. На регулярной основе проверять исполнение законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части соблюдения правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.

Уделять повышенное внимание соблюдению бюджетного законодательства при реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления задач по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", мероприятий федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" и других государственных программ в этой сфере, в том числе при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, концессионных соглашений на строительство, реконструкцию, ремонт и обслуживание автомобильных дорог, создание и эксплуатацию комплексов фотовидеофиксации, а также при расходовании средств дорожных фондов.

В ходе осуществления надзорной деятельности давать оценку проводимой органами государственной власти и местного самоуправления работе по кадастровому учету и регистрации прав на автомобильные дороги регионального, межмуниципального и местного значения.

1.5. Регулярно проверять исполнение законодательства при проведении медицинского освидетельствования (осмотра) водителей (кандидатов в водители) транспортных средств.

Принимать меры к пресечению фактов управления транспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания, в том числе направлять материалы в органы предварительного расследования для уголовно-правовой оценки действий причастных лиц и при наличии достаточных оснований обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о прекращении действия права на управление транспортными средствами.

Систематически проверять исполнение законов при оказании первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, оснащении медицинских учреждений, использовании санитарного транспорта и иных средств помощи (модулей экстренного реагирования и вызова специальных служб и т.д.).

1.6. В целях своевременного пресечения массовых нарушений прав граждан совместно с уполномоченными контролирующими органами на постоянной основе проводить проверки исполнения требований законодательства при установке и эксплуатации комплексов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, в том числе на железнодорожных переездах.

1.7. При осуществлении надзора за исполнением законов при расследовании преступлений, посягающих на безопасность дорожного движения, своевременно проверять законность принятых процессуальных решений по итогам доследственных проверок и предварительного расследования, обеспечить мерами прокурорского реагирования выяснение всех обстоятельств, подтверждающих факты привлечения граждан к административной ответственности, в том числе посредством реализации предоставленных пунктом 4 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации полномочий давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий.

2. Прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров, прокуроров городов и районов, а также других территориальных прокуроров, прокурора комплекса "Байконур" в пределах установленной компетенции:

2.1. При проведении проверок на автотранспортных предприятиях оценивать соблюдение работодателями трудового законодательства, а также реализацию территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости контрольных полномочий в этой области.

2.2. Надзорную деятельность в отношении органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) сосредоточить на выявлении и пресечении нарушений законодательства при реализации контрольно-надзорных функций и производстве по делам об административных правонарушениях.

В этих целях исследовать соблюдение порядка административного расследования и применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, своевременность направления и рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, полноту внесенных в них данных, а также соответствие выносимых по ним постановлений требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Особое внимание уделять вопросам надлежащего извещения лиц о месте и времени их рассмотрения.

Осуществлять надзор за исполнением законов при возбуждении дел об административных правонарушениях по статьям 12.8 и 12.26 КоАП РФ, не допуская повторного привлечения к административной ответственности вместо уголовного наказания.

Сопоставлять сведения о направленных в суд протоколах об административных правонарушениях с данными суда об их поступлении и рассмотрении. При непоступлении в суд таких материалов добиваться повторного их направления, а по истечении сроков давности привлечения лица к ответственности, при наличии оснований, решать вопрос об инициировании проверки в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке в отношении лиц, неправомерные действия которых повлекли освобождение виновных от административной ответственности.

Своевременно реагировать на незаконные и необоснованные постановления (определения) по делам об административных правонарушениях в названной сфере.

Оценивая работу по взысканию административных штрафов, устанавливать причины неисполнения постановлений о привлечении к административной ответственности, достаточность принимаемых мер и своевременность направления указанных постановлений в подразделения службы судебных приставов.

2.3. На регулярной основе проверять в органах Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) соблюдение законодательства об исполнительном производстве при исполнении постановлений о привлечении лиц к административной ответственности за нарушения в области дорожного движения.

Осуществлять сверку сведений органов Госавтоинспекции и Ространснадзора о количестве направленных постановлений о наложении административных штрафов с указанием их общей суммы, возвращенных постановлений и постановлений, по которым взысканы штрафы, с данными органов ФССП России.

Требовать от контролирующих органов исполнения обязанности по привлечению лиц, виновных в неуплате штрафов, назначенных в качестве наказания за административные правонарушения в названной сфере, к административной ответственности по статье 20.25 КоАП РФ.

2.4. Изучать состояние законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о фактах выдачи поддельных медицинских справок, карт диагностического осмотра, водительских удостоверений, а также при расследовании преступлений указанного вида. Оценивать законность и эффективность оперативной работы, направленной на пресечение такого рода противоправной деятельности.

2.5. При организации надзорной деятельности учитывать разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 N 25 (в редакции от 24.05.2016) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения". При изучении материалов уголовных дел исходить из обязательности установления в ходе расследования и включения в обвинительный акт или обвинительное постановление сведений об исполнении постановления о назначении лицу административного наказания с указанием дат окончания его исполнения и истечения срока, в период которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, а также о пересмотре постановления о назначении лицу административного наказания и последующих постановлений, связанных с его исполнением.

2.6. Систематически обобщать практику обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами гражданских, административных и арбитражных дел по искам (заявлениям, административным исковым заявлениям) прокуроров, связанным с нарушениями законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а также анализировать эффективность апелляционного и кассационного обжалования соответствующих судебных постановлений и актов.

Исключить формальный подход к поддержанию исков (заявлений, административных исковых заявлений) в суде, а также рассмотрению вопроса о предоставлении ответчику отсрочки исполнения решения суда.

Активно использовать полномочия по заявлению ходатайств о вынесении судом частных определений в адрес допустивших нарушения законодательства должностных лиц и организаций. Контролировать своевременность и полноту исполнения судебных решений, вынесенных по искам (заявлениям, административным исковым заявлениям) прокуроров.

2.7. Регулярно анализировать в пределах компетенции фактическое исполнение государственных и муниципальных программ по профилактике правонарушений в части, касающейся сферы обеспечения безопасности дорожного движения, оценивать их соответствие требованиям Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" и эффективность использования выделенных для их реализации денежных средств.

3. Начальников управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров, прокурора комплекса "Байконур" не реже одного раза в полугодие анализировать состояние законности и обобщать результаты надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Докладные записки о состоянии прокурорского надзора в названной сфере по итогам работы за полугодие к 15 февраля и 15 августа в части установленной компетенции представлять в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, Главное гражданско-судебное управление и Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью.

В докладных записках отражать положительные и отрицательные примеры правоприменительной практики, предложения по совершенствованию деятельности на обозначенном направлении надзора, а также сведения о ее результатах.

3.1. Главному управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью и Главному гражданско-судебному управлению обобщать поступившие из управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах и нижестоящих прокуратур сведения. Информировать Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства о результатах обобщения до 30 марта и 30 сентября, при необходимости подготавливать соответствующие информационно-методические документы и вносить в установленном порядке Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям предложения по совершенствованию федерального законодательства и прокурорского надзора в указанной сфере правоотношений.

3.2. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства изучать поступившие докладные записки и информации, использовать содержащиеся в них сведения для подготовки аналитических материалов.

4. Настоящее указание опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым его содержание довести до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

И.В.КРАСНОВ