Предпроектный этап

8. В целях определения уязвимых мест проектируемых и строящихся ЯУ, ПХ ЯМ, способов осуществления угроз для последующего создания эффективной СФЗ проводится анализ уязвимости.

9. В ходе проведения анализа уязвимости рекомендуется использовать следующие исходные данные:

описание сооружаемого ЯО, основных особенностей его эксплуатации, технологического процесса на ЯУ и ПХ ЯМ после ввода их в эксплуатацию;

сведения о природных и климатических особенностях района строительства ЯУ и ПХ ЯМ;

перечень ПФЗ и характеристики ЯМ, которые будут использоваться на ЯО;

модель нарушителей.

10. На предпроектном этапе собрать полные и исчерпывающие исходные данные для последующего анализа может не представиться возможным. В этом случае рекомендуется использовать общие (предварительные) сведения о сооружаемом ЯО, предоставляемые генеральной проектной организацией.

В случае отсутствия у генеральной проектной организации части данных, необходимых для проведения анализа уязвимости, рекомендуется использовать данные, полученные при сооружении аналогичных ЯО в аналогичных условиях.

11. При проведении анализа уязвимости рекомендуется использовать Положение о составе и содержании отчета по анализу уязвимости ядерного объекта (РБ-070-11), утвержденное приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2011 г. N 765 (далее - РБ-070-11), и соответствующие ведомственные документы.

12. Определение и описание угроз рекомендуется осуществлять на основе Перечня основных угроз ядерно и радиационно опасным объектам и типовых моделей нарушителей, а также с учетом рекомендаций РБ-070-11.

13. Результаты, полученные в ходе проведения анализа уязвимости на данном этапе, рекомендуется уточнять в дальнейшем после принятия генеральной проектной организацией основных архитектурно-строительных, компоновочных и технологических решений.

14. Категорирование ПФЗ, помещений, зданий, сооружений и ЯО в целом выполняется в соответствии с Правилами физической защиты и проводится с целью последующей разработки требований к СФЗ и обеспечения ее адекватности принятым угрозам и модели нарушителей.

15. С целью разработки технических и организационных решений, направленных на достижение необходимой эффективности СФЗ, с учетом требований, предъявляемых к СФЗ Правилами физической защиты и НП-083-15, а также ограничений на финансовые и другие ресурсы, установленных заказчиком, рекомендуется:

определять конфигурацию СФЗ, ее отдельных составляющих частей и элементов, формировать варианты построения СФЗ, включая определение границ охраняемых зон и зон ограниченного доступа, оснащение этих зон ИТСФЗ, размещение и действия сил охраны;

оценивать эффективность и стоимость вариантов построения СФЗ и на этой основе выбирать наиболее рациональный вариант.

Указанные работы рекомендуется выполнять с учетом результатов проведения анализа уязвимости и категорирования ПФЗ, помещений, зданий, сооружений и ЯО в целом.

16. Выделение охраняемых зон и зон ограниченного доступа рекомендуется осуществлять в соответствии с Правилами физической защиты с учетом действующих ведомственных нормативных документов.

17. При оценке эффективности вариантов СФЗ рекомендуется использовать соответствующие ведомственные методики и программные продукты, прошедшие апробацию и введенные в действие ведомственными нормативными актами.

18. В случае если при расчете значение показателя (показателей) эффективности не достигает величины установленного для данных конкретных ЯУ и ПХ ЯМ минимального допустимого значения (значений) показателя эффективности, рекомендуется провести анализ возможных путей повышения эффективности СФЗ.

В качестве таких путей рекомендуется рассматривать:

повышение вероятности обнаружения нарушителей;

увеличение времени задержки проникновения нарушителей;

сокращение времени реагирования сил охраны на несанкционированные действия;

повышение вероятности благоприятного исхода боестолкновения между силами охраны и нарушителями.

19. По результатам проведенного анализа рекомендуется вносить соответствующие корректировки в состав применяемых ИТСФЗ, вооружения, оснащения и в тактику действия сил охраны.

20. Процесс оценки эффективности и внесении изменений в СФЗ рекомендуется повторять до тех пор, пока значение показателя (показателей) эффективности СФЗ не сравняется или не превысит (превысят) величины установленного и обоснованного руководством сооружаемого ЯО или вышестоящей организации минимально допустимого значения показателя эффективности СФЗ.

В качестве ориентира минимально допустимого значения показателя эффективности на данном этапе рекомендуется использовать значения показателя, принятого в аналогичных условиях на аналогичных ЯО.

21. Результаты оценки эффективности рекомендуется оформлять в виде отчета.

Рекомендации по оформлению отчета содержатся в Положении о составе и содержании отчета по оценке эффективности системы физической защиты на ядерном объекте, утвержденном приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2011 г. N 762.

22. Выполнение работ на предпроектном этапе рекомендуется выполнять силами рабочей группы, специально сформированной для этих целей руководством сооружаемого ЯО.

23. В состав рабочей группы рекомендуется включать сотрудников сооружаемого ЯО, в том числе СБ, специалистов в области ядерной, радиационной, технической, пожарной безопасности, основной производственной деятельности, представителей эксплуатирующей организации, генеральной проектной организации и полномочных представителей сил охраны, привлекаемых для охраны данного объекта (только для анализа уязвимости и оценки эффективности СФЗ).

При отсутствии на сооружаемом ЯО на момент проведения работ вышеназванных специалистов рекомендуется привлекать к работе в составе рабочей группы специалистов из эксплуатирующей организации либо других ЯО.

По решению руководства сооружаемого ЯО в состав рабочей группы могут привлекаться другие специалисты ЯО, а также представители специализированных организаций.

24. При разработке ТЗ на создание СФЗ и ее составных частей рекомендуется руководствоваться следующими основными принципами:

зонирования ЯО;

адекватности СФЗ существующим угрозам;

своевременности противодействия несанкционированным действиям;

равнопрочности;

адаптивности СФЗ.

25. Принцип зонирования ЯО предусматривает размещение ПФЗ в охраняемых зонах (защищенная зона, внутренняя зона, особо важная зона) в соответствии с присвоенными им категориями, тем самым обеспечивая эшелонированную защиту ПФЗ.

26. Принцип адекватности СФЗ существующим угрозам состоит в том, что применяемые в ней организационные и технические меры должны соответствовать принятым угрозам, модели нарушителей и условиям разумной достаточности.

В случае несоответствия указанных мер принятым угрозам и модели нарушителей, выявленных при анализе уязвимости, эти меры рекомендуется пересмотреть, например изменить структуру и состав комплекса ИТСФЗ, способ охраны.

27. Принцип своевременности противодействия несанкционированным действиям предусматривает пресечение силами охраны диверсии или хищения ЯМ до момента их совершения.

В случае если по результатам оценки эффективности СФЗ выяснится, что силы охраны не успевают нейтрализовать потенциальных нарушителей, рекомендуется принять дополнительные меры, например переместить караульное помещение ближе к месту нейтрализации нарушителей, установить дополнительные физические барьеры, изменить способ охраны.

28. Принцип равнопрочности подразумевает обеспечение соизмеримых вероятностей обнаружения и временных задержек в пределах периметра одной и той же охраняемой зоны, здания, сооружения, помещения.

29. Принцип адаптивности СФЗ состоит в том, что СФЗ должна быть готова к изменениям:

угроз и модели нарушителей;

конфигурации ЯО и границ охраняемых зон;

видов и способов охраны;

мест размещения ПФЗ.

30. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения ТЗ на создание СФЗ рекомендуется определять ведомственными нормативными актами.