4. Учебно-материальная база для подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на курсах гражданской обороны муниципальных образований

4.1. В соответствии с тематикой курсового обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС на курсах ГО муниципальных образований оборудуются многопрофильные кабинеты, учебные площадки, материальная база для выездных занятий по ГОЧС.

При возможности для обучения могут использоваться объекты ГО или объекты организаций. Они, наряду с их прямым назначением, рассматриваются как учебные объекты.

4.2. При реализации программ курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС в области ГО и защиты от ЧС с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на курсах ГО материальную базу рекомендуется создавать в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.

4.3. На курсах ГО оборудуются многопрофильные учебные кабинеты: "Гражданская оборона и РСЧС", "Специальная подготовка", "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения".

4.3.1. В учебном кабинете "Гражданская оборона и РСЧС" рекомендуется организовать изучение следующих тематических разделов:

требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

структура и основные задачи ГО;

виды опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и ЧС, причины их возникновения и основные характеристики;

содержание, структура и режимы функционирования звена территориальной подсистемы РСЧС;

характеристика районов возможных очагов поражения при ЧС природного и техногенного характера на территории субъекта Российской Федерации (муниципального района) с указанием места расположения потенциально опасных объектов;

ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов;

общие понятия по эвакуации населения, способы эвакуации;

общие понятия устойчивости функционирования объектов экономики, основные задачи, полномочия комиссий по повышению устойчивости и мероприятия повышения устойчивости;

организация, формы и методы обучения населения в области ГО и защиты от ЧС.

В кабинете целесообразно разместить: стенды, мультимедийные средства визуализации и передачи информации, средства обеспечения учебного процесса.

4.3.2. В учебном кабинете "Специальная подготовка" рекомендуется организовать изучение следующих тематических разделов:

приемы и способы спасения людей, находящихся под завалами и на верхних этажах поврежденных и горящих зданий, при наводнениях и затоплениях местности, в условиях радиоактивного и химического заражения, оказания первой помощи пораженным и эвакуация их в безопасные места и лечебные учреждения;

действия руководителя формирования при организации и проведении других неотложных работ;

применение приборов РХ разведки;

правила применения коллективных и индивидуальных средств защиты;

порядок проведения специальной и санитарной обработки, дозиметрического и химического контроля.

В кабинете целесообразно разместить: стенды, мультимедийные средства визуализации и передачи информации, макет противорадиационного укрытия и другие средства обеспечения учебного процесса.

4.3.3. В учебном кабинете "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения" рекомендуется организовать изучение следующих тематических разделов:

задачи и мероприятия ГО;

ЧС природного и техногенного характера, система их предупреждения и ликвидации;

действия населения по сигналам оповещения при авариях и катастрофах;

угроза терроризма;

обеспечение безопасности человека и оказание первой помощи при несчастных случаях в быту, в походе, в социальной среде и при пожаре;

первичные средства пожаротушения и ликвидация очагов возгорания;

безопасное поведение и помощь пострадавшим на воде;

инженерная защита;

эвакуация населения.

В классе целесообразно разместить: стенды, мультимедийные средства визуализации и передачи информации, манекены для отработки практических навыков в оказании первой помощи пострадавшим, витрины для размещения литературы и другие средства обеспечения учебного процесса.

4.4. В зависимости от особенностей расположения муниципального образования, состава потенциально опасных объектов и специфики решаемых задач в области ГО и защиты от ЧС, а также обучения других категорий населения на курсах ГО могут дополнительно создаваться и другие учебные кабинеты.

4.5. Для практической подготовки обучающихся, в т.ч. отработки нормативов по защите от поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий, современных средств поражения и др. целесообразно оборудовать учебные площадки: "Оборудование и оснащение приемного эвакуационного пункта", "Радиационная и химическая защита", "Противопожарная подготовка".

В зависимости от наличия территории и возможностей они могут оборудоваться как совместно, так и раздельно. Для одновременного проведения занятий с несколькими группами обучаемых на учебной площадке может оборудоваться до трех учебных мест.

4.5.1. Учебная площадка "Оборудование и оснащение приемного эвакуационного пункта".

На учебной площадке оборудуется одно учебное место, где размещаются столы и схема ПЭП с описью и образцами имущества и документов для каждого элемента (группа встречи, приема и размещения эваконаселения, группа комплектования, отправки и сопровождения эваконаселения, группа по обеспечению общественного порядка, комендантская служба, медицинский пункт, комната матери и ребенка, стол справок).

На столах выкладываются образцы документов ПЭП: список администрации ПЭП, схема оповещения личного состава ПЭП, список должностных лиц ГО поселения, список населенных пунктов, в которых намечено размещение эваконаселения, вид и количество транспорта, предназначенного для перевозки людей, журнал учета прибывающего населения, инструкции.

4.5.2. Учебная площадка "Радиационная и химическая защита".

На учебной площадке рекомендуется оборудовать два учебных места.

На учебном месте "Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля" целесообразно иметь: 1 - 2 стола для размещения приборов и стенды с описанием последовательности подготовки приборов РХ разведки и дозиметрического контроля к работе.

На учебном месте "Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи" целесообразно организовать: участок территории для тренировки по надеванию СИЗ и стенды с описанием последовательности надевания и снятия СИЗ кожи и органов дыхания.

4.5.3. Учебная площадка "Противопожарная подготовка".

На учебном месте оборудуются два учебных места.

На учебном месте "Оснащение территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и пожарным инвентарем" выставляются образцы первичных средств пожаротушения (огнетушители, ящик с песком, асбестовое полотно и т.д.), пожарный щит, укомплектованный пожарным ручным инструментом (пожарный лом, багор, лопата и т.д.) и стенды с описанием их предназначения и характеристик.

На учебном месте "Обучение приемам тушения очагов пожара с использованием первичных средств пожаротушения" сооружаются отдельные площадки с горючими материалами, перед которыми устанавливаются пирамиды для огнетушителей, емкости с песком, водой, щит с пожарным инвентарем и т.п., а также стенды с описанием порядка их применения.

4.6. При наличии возможности могут дополнительно оборудоваться учебные площадки (инженерной защиты, тактико-специальной подготовки и др.), а также другие учебные места на вышеуказанных учебных площадках.

4.7. Количество учебных кабинетов и учебных площадок могут уточняться, исходя из особенностей муниципального образования и численности обучаемых.

4.8. Создание материальной базы для выездных занятий ГОЧС рекомендуется осуществлять с учетом раздела 10 настоящего Порядка.

4.9. При использовании для проведения занятий объектов ГО и организаций целесообразно руководствоваться п. п. 3.13 и 3.14 настоящего Порядка.

4.10. Оснащение курсов ГО нормативными правовыми документами и учебной литературой, а также средствами обеспечения учебного процесса целесообразно осуществлять с учетом таблиц 2 и 4 раздела 11 настоящего Порядка.