2. Характеристики управляемости

2.

ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЯЕМОСТИ

2.a.

Механические характеристики системы управления

2.a.

1) Управление циклическим шагом

Усилие, которое необходимо приложить пилоту к основным рычагам управления для того, чтобы началось перемещение соответствующего рычага (далее - усилие страгивания) +/- 0,111 даН

(0,25 фунт-силы) или +/- 25%

На земле

+

+

+

+

+

Регистрация непрерываемых перемещений рычагов управления до их крайних положений (такое испытание не требуется, если используются аппаратные модульные контроллеры ВС)

Статические режимы с включенной гидравлической системой под давлением (если применимо).

Может использоваться дополнительная гидравлическая система высокого давления.

Для получения данных летных испытаний для этого испытания не требуется включения сцепления/вращения НВ

Усилие перемещения +/- 0,222 даН (0,5 фунт-силы) или +/- 10%

Триммер включен и выключен

Без влияния трения

С включенной и выключенной системой повышения устойчивости (если применимо)

2.a.

2) Общий шаг/педали путевого управления

Усилие страгивания

+/- 0,222 даН

(0,5 фунт-силы) или +/- 25%

На земле

+

+

+

+

+

Регистрация непрерываемых перемещений рычагов управления до их крайних положений

Статические режимы с включенной гидравлической системой под давлением (если применимо). Может использоваться дополнительная гидравлическая система высокого давления.

Усилие перемещения +/-

0,445 даН

(1,0 фунт-силы) или +/- 10%

Для получения данных летных испытаний для этого испытания не требуется включения сцепления/вращения НВ

Триммер включен и выключен

Без влияния трения.

С включенной и выключенной повышения устойчивости (если применимо)

2.a.

3) Зависимость усилия от положения педали тормоза

Усилие +/- 2,224 даН

(5 фунт-силы) или +/- 10%

На земле

+

+

+

+

+

Для подтверждения соответствия могут использоваться результаты моделирования, полученные на компьютере тренажера

Статические режимы

Если тормозная система вертолета является независимой, то допуски следует применять только при страгивании и максимальном перемещении педали

2.a.

4) Скорость триммирования (все соответствующие системы)

Скорость триммирования

+/- 10%

На земле

+

+

+

+

+

Допуск применяется к зарегистрированной скорости триммирования

Статические режимы

Триммер вкл.

Без влияния трения

2.a.

5) Динамические характеристики системы управления (по всем осям)

Для систем с недостаточным демпфированием (см. рис 1 в конце таблицы):

T(P0) +/- 10% от P0 или +/- 0,05 с

На земле

+

+

+

Результаты должны регистрироваться для нормального перемещения рычага управления в обоих направлениях по каждой оси

Статические режимы для необратимых систем управления полетом

T(P1) +/- 20% от P1 или +/- 0,05 с

Триммер включен

T(P2) +/- 30% от P2 или +/- 0,05 с

Без влияния трения

T(Pn) +/- 10 * (n + 1)% от Pn или +/- 0,05 с

T(An) +/- 10% от Amax где Amax - максимальная амплитуда первого заброса (выхода за пределы значений) или +/- 0,5% от полного отклонения рычага управления (крайние положения)

T(Ad) +/- 5% от Ad = граница допуска или +/- 0,5% от полного отклонения рычага управления = граница допуска

Колебания в пределах границы допуска не рассматриваются и к ним не применяются допуски +/- 1 значительный заброс (как минимум 1 значительный выброс).

Установившийся режим должен быть в пределах границы допуска. Следующий допуск применяется только к системам с избыточным и критическим демпфированием (см. рис. 2 после таблицы):

T(P0) +/- 10% от P0 или +/- 0,05 с

2.b.

Характеристики управляемости при малых скоростях полета

1) Балансировочные положения рычагов управления

Крутящий момент +/- 3%

Поступательный полет

+

+

+

+

+

Регистрируются результаты для несколько приращений скорости полета до предельных значений воздушной скорости при поступательном полете вперед до скорости 83 км/ч (45 уз) (как минимум 4 значения для горизонтального полета)

угол тангажа +/- 1,5°

Полет в зоне влияния земли

угол крена +/- 2°

продольное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 5%.

Перемещения вбок, назад и прямолинейный горизонтальный полет

Может быть представлена серия векторов мгновенного состояния

поперечное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 5%.

С включенной или выключенной системой повышения устойчивости

Рекомендуется представлять результаты испытаний в виде графика зависимостей параметров от скорости

положение педалей путевого управления +/- 5%

положение рычага управления общим шагом +/- 5%

2) Критический азимут (или азимут, соответствующий минимальному запасу управления)

Крутящий момент +/- 3%

Режим неподвижного висения

+

+

+

+

+

Регистрируются результаты для трех относительных направлений ветра (в том числе и наиболее критический случай) в критическом квадранте

угол тангажа +/- 1,5°

С включенной или выключенной системой повышения устойчивости

Требуется ЗОС, чтобы на основе конструкции вертолета и данных РЛЭ или данных летных испытаний определить, как следует представлять результаты испытаний, демонстрирующие минимальный запас управления

угол крена +/- 2°

продольное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 5%

поперечное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 5%

положение педалей путевого управления +/- 5%

положение рычага управления общим шагом +/- 5%

3) Реакция на перемещение пилотом соответствующего рычага управления из нейтрального положения в одном направлении (вперед, назад, вправо или влево, вверх или вниз) до упора, непрерывное перемещение в обратном направлении через нейтральное положение до противоположного упора и затем возвращение его в первоначальное положение (далее - управляющее воздействие)

Регистрируются данные ступенчатых управляющих воздействий в канале, подвергаемом проверке. Реакция вертолета по другим осям должна демонстрировать правильное направление

Данное кратковременное испытание может проводиться в зоне влияния земли для лучшего визуального представления.

Испытания реакции рычагов управления включают в себя четыре испытания, указанные ниже в пунктах 3 a) - 3 d)

3a) Продольное

Угловая скорость тангажа

+/- 10% или +/- 2°/с

Висение

+

+

+

Изменение углового положения определяется как изменение пространственного положения по сравнению со значением непосредственно перед ступенчатым воздействием. Допуск применяется непрерывно, начиная с момента ступенчатого воздействия

изменение угла тангажа

+/-10% или +/-1,5°

С включенной и выключенной, системой повышения устойчивости

3b) Поперечное

Угловая скорость крена +/- 10% или +/- 3°/с

Висение

+

+

+

Изменение углового положения определяется как изменение пространственного положения по сравнению со значением непосредственно перед ступенчатым воздействием. Допуск применяется непрерывно, начиная с момента ступенчатого воздействия

изменение угла крена +/- 10% или +/- 3°

С включенной и выключенной системой повышения устойчивости

3c) Путевое

Угловая скорость рысканья

+/- 10% или +/- 2°/с

Висение

+

+

+

Изменение углового положения определяется как изменение пространственного положения по сравнению со значением непосредственно перед ступенчатым воздействием. Допуск применяется непрерывно, начиная с момента ступенчатого воздействия

изменение курсового угла

+/- 10% или +/- 2°

С включенной и выключенной системой повышения устойчивости. В обоих направлениях

3d) Вертикальное

Нормальное ускорение +/- 0,1 g.

Висение

+

+

+

вертикальная скорость +/- 10%

или

+/- 0,50 м/с

С включенной и выключенной системой повышения устойчивости

(100 фут/мин)

2.c.

Характеристики продольной управляемости

1) Реакция на управляющее воздействие

Угловая скорость тангажа

+/- 10% или +/- 2°/сА

Крейсерский режим полета.

+

+

+

+

+

Регистрируются результаты для двух скоростей крейсерского полета, одна из которых соответствует минимальной потребной мощности. Регистрируются результаты ступенчатого управляющего воздействия в канале, подвергаемом проверке. Реакция по другим осям должна демонстрировать правильное направление

Изменение углового положения определяется как изменение пространственного положения по сравнению со значением непосредственно перед ступенчатым воздействием. Допуск применяется непрерывно, начиная с момента ступенчатого воздействия

изменение угла тангажа +/- 10% или +/- 1.5°

С включенной и выключенной системой повышения устойчивости

2) Статическая устойчивость

Продольное отклонение ручки управления циклическим шагом от балансировочного положения: +/- 10% или +/- 6.3 мм (0,25 дюйма);

Крейсерский режим полета или набор высоты

+

+

+

+

+

Регистрируются результаты, как минимум, для двух скоростей, относительно каждой стороны балансировочной скорости, взятой в качестве точки отсчета

Режим авторотации

или

С включенной и выключенной системой повышения устойчивости.

Может быть представлена серия векторов мгновенного состояния

Изменение продольного усилия на ручке управления циклическим шагом от балансировочного положения: +/- 0,222 даН (0,5 фунт-силы) или +/- 10%

Условия с включенной и выключенной системой повышения устойчивости необходимы, если система функционального дополнения включает регулирование воздушной скорости

3) Динамическая устойчивость

Испытания характеристик динамической устойчивости включают два вида испытаний, описание которых приведено ниже в пунктах 3 a) и 3 b)

3a) Длиннопериодическая реакция

+/- 10% расчетного периода

Крейсерский режим полета

+

+

+

+

+

Для периодических реакций регистрируются результаты трех полных циклов колебаний (6 забросов после завершения управляющего воздействия) или в течение времени, достаточного для оценки времени уменьшения амплитуды колебаний вдвое или ее удвоения, в зависимости от того, какое значение из двух меньше

+/- 10% расчетного времени

С выключенной системой повышения устойчивости

уменьшения вдвое или удвоения амплитуды колебаний, или +/- 0,02 коэффициента демпфирования

Для непериодических реакций динамика изменения по времени должна совпадать в течение периода 20 с, после освобождения рычагов управления в пределах изменения угла тангажа +/- 20% или +/- 3° и 9,3 км/ч (+/- 5 уз) воздушной скорости

3b) Короткопериодическая реакция

Угол тангажа +/- 1,5°

или угловая скорость тангажа +/- 2°/с

Крейсерский режим полета или набор высоты

+

+

+

+

+

Регистрируются результаты, по крайней мере, для двух воздушных скоростей. Обычно это испытание проводится при введении двойного управляющего импульса с частотой, характерной для данного вертолета. Однако, хотя для испытаний с выключенной системой повышения устойчивости предпочтительно использование двойных импульсов, а не единичных, когда короткопериодическая реакция определяется характеристиками первого порядка или апериодическими характеристиками, тем не менее, использование импульсных воздействий продольного движения может обеспечить более согласованную реакцию

нормальное ускорение +/- 0,1 g

С включенной и выключенной системой повышения устойчивости

Двойной (продольный) управляющий импульс может быть создан путем резкого перемещения ручки управления тангажом вначале на себя и, удержав входное воздействие в течение 5 с, затем резко переместив ручку управления от себя и, удержав входное воздействие в течение 5 с, отпустить ручку управления до занятия ею нейтрального положения. Входные воздействия должны быть достаточно большими, чтобы обеспечить коэффициент перегрузки +/- 0,2 g и/или изменение положения по тангажу от +/- 5° до +/- 15°

Апериодическую реакцию на ступенчатые команды демонстрирует система, которая быстро достигает состояния устойчивости и удерживает это состояние с минимальными забросами

4) Устойчивость при выполнении маневра

Продольное отклонение ручки управления от балансировочного положения: +/- 10% или +/- 6.3 мм (0,25 дюйма)

Крейсерский режим полета или набор высоты

+

+

+

+

+

Регистрируются результаты для двух воздушных скоростей, в том числе для скорости, соответствующей минимальной потребной мощности. Для каждого значения скорости должны представляться результаты выполнения разворотов с углами крена примерно 30° и 45°

С включенной или выключенной системой повышения устойчивости

или

Левые и правые развороты

Для необратимых систем усилия могут указываться в виде графика зависимости

изменение продольного усилия на ручке управления от балансировочного положения:

+/- 0,222 даН

(0,5 фунт-силы) или

+/- 10%

Может быть представлена серия векторов мгновенного состояния

2.d.

Характеристики поперечной и путевой управляемости

2.d.

1) Реакция на управляющее воздействие

Испытания реакции на управляющее воздействие включают два испытания, описание которых приведено ниже в пунктах 1a) и 1 b)

2.d.

1a) Поперечное

Угловая скорость крена +/- 10%

или +/- 3°/с

Крейсерский режим полета

+

+

+

+

+

Регистрируются результаты, по крайней мере, для двух воздушных скоростей, одна из которых соответствует или близка к значению воздушной скорости при минимальной потребной мощности. Регистрируются результаты ступенчатого управляющего воздействия по испытуемой оси. Реакция по другим осям должна демонстрировать правильное направление

изменение угла крена +/- 10%

или +/- 3°

С включенной и выключенной системой повышения устойчивости

Изменение углового положения определяется как изменение пространственного положения по сравнению со значением непосредственно перед ступенчатым воздействием. Допуск применяется непрерывно, начиная с момента ступенчатого воздействия

2.d.

1b) Путевое

Угловая скорость рыскания +/- 10% или +/- 2°/с

Крейсерский режим полета

+

+

+

+

+

Регистрируются результаты, по крайней мере, для двух воздушных скоростей, одна из которых соответствует или близка к значению воздушной скорости при минимальной потребной мощности. Регистрируются результаты ступенчатого управляющего воздействия по испытуемой оси. Реакция по другим осям должна демонстрировать правильное направление.

Изменение курса определяется как изменение по сравнению со значением непосредственно перед ступенчатым воздействием. Допуск применяется непрерывно, начиная с момента ступенчатого воздействия

изменение курсового угла +/- 10% или +/- 2°

С включенной и выключенной системой повышения устойчивости

2.d.

2) Путевая статическая устойчивость

Положение по крену +/- 1,5° вертикальная скорость +/- 10% или +/- 0,50 м/с (100 фут/мин)

Набор высоты или снижение

+

+

+

+

+

Регистрируются результаты, по крайней мере, для двух значений углов скольжения влево и вправо от балансировочного положения

Силы могут быть приведены как зависимости для необратимых систем

Изменение положения ручки управления циклическим шагом в поперечном направлении относительно балансировочного положения:

+/- 10% или

+/- 6,3 мм (0,25 дюйма), или изменение усилия на ручке управления циклическим шагом в поперечном

С включенной и выключенной системой повышения устойчивости

Может быть представлена серия векторов мгновенного состояния

Это испытание проводится как проверка влияния скольжения при фиксированном курсовом угле и при фиксированном положении рычага управления общим шагом

направлении: +/- 10% или

+/- 0,222 даН

(0,5 фунт-силы)

Изменение положения педалей

путевого управления:

+/- 10% или

+/- 6,3 мм (0,25 дюйма) или изменение усилия на педалях относительно балансировочного положения:

+/- 10% или +/- 0,444 даН

(1 фунт-силы)

Изменение положения ручки управления в продольном направлении циклическим шагом от балансировочного положения:

+/- 10% или +/- 6,3 мм (0,25 дюйма) или изменение усилия на ручке управления циклическим шагом относительно балансировочного положения: +/- 10% или +/- 0,222 даН (0,5 фунт-силы)

2.d.

3) Динамические характеристики поперечной и путевой устойчивости

Испытания динамических характеристик поперечной и путевой устойчивости включают в себя три испытания, описание которых приведено ниже в пунктах. 3a) - 3c)

2.d.

3a) Колебания в поперечной плоскости и по курсу

+/- 0,5 с или +/- 10% от периода колебаний

+/- 10% времени уменьшения вдвое или удвоения амплитуды колебаний или +/- 0,02 коэффициента демпфирования

Крейсерский режим полета или набор высоты

+

+

+

+

+

Регистрируются результаты, по крайней мере, для двух значений воздушной скорости. Испытание инициируется с помощью двойного входного воздействия на ручку циклического шага в поперечном направлении или на педали путевого управления

С включенной или выключенной системой повышения устойчивости

+/- 20% или +/- 1 с от разницы

Регистрируются результаты 6 полных циклов колебаний (12 забросов после завершения управляющего воздействия) или количества циклов, достаточного для оценки времени уменьшения вдвое или удвоения амплитуды колебаний, в зависимости от того, какая из величин меньше.

Испытание может быть прекращено до истечения 20 с, если пилот, проводящий испытание, считает, что результаты начинают расходиться, причем этот процесс носит неконтролируемый характер

времени достижения максимальных значений углов крена и скольжения

Для непериодических реакций динамика изменения параметров по времени должна быть налажена в расчете на период 20 с после освобождения рычагов управления в диапазоне:

+/- 5°/с по угловой скорости крена или +/- 5° по изменению положения по крену; +/- 4°/с по угловой скорости рыскания или +/- 4° по курсу

2.d.

3b) Спиральная устойчивость

Правильное направление и изменение угла крена +/- 2° или +/- 10% в течение 20 с

Крейсерский режим полета или набор высоты

+

+

+

+

+

Регистрируются результаты разворотов в течение 20 с после освобождения от управляющих воздействий только педалей или только рычага управления циклическим шагом

При использовании альтернативного метода испытаний:

С включенной или выключенной системой повышения устойчивости

Регистрируются результаты разворотов в обоих направлениях

Изменение положения ручки управления циклическим шагом в поперечном направлении относительно балансировочного положения: +/- 20% или +/- 12,7 мм (0,5 дюйм)

Испытание завершается при нулевом угле крена, либо если пилот-испытатель считает, что угловое положение становится неконтролируемым

Могут использоваться осредненные летные данные, полученные в результате нескольких испытаний

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.