2. Характеристики управляемости
Усилие, которое необходимо приложить пилоту к основным рычагам управления для того, чтобы началось перемещение соответствующего рычага (далее - усилие страгивания) +/- 0,111 даН (0,25 фунт-силы) или +/- 25% |
Регистрация непрерываемых перемещений рычагов управления до их крайних положений (такое испытание не требуется, если используются аппаратные модульные контроллеры ВС) |
||||||||
Статические режимы с включенной гидравлической системой под давлением (если применимо). |
|||||||||
Может использоваться дополнительная гидравлическая система высокого давления. |
Для получения данных летных испытаний для этого испытания не требуется включения сцепления/вращения НВ |
||||||||
Усилие перемещения +/- 0,222 даН (0,5 фунт-силы) или +/- 10% |
|||||||||
С включенной и выключенной системой повышения устойчивости (если применимо) |
|||||||||
+/- 0,222 даН (0,5 фунт-силы) или +/- 25% |
Регистрация непрерываемых перемещений рычагов управления до их крайних положений |
||||||||
Статические режимы с включенной гидравлической системой под давлением (если применимо). Может использоваться дополнительная гидравлическая система высокого давления. |
|||||||||
0,445 даН (1,0 фунт-силы) или +/- 10% |
Для получения данных летных испытаний для этого испытания не требуется включения сцепления/вращения НВ |
||||||||
С включенной и выключенной повышения устойчивости (если применимо) |
|||||||||
(5 фунт-силы) или +/- 10% |
Для подтверждения соответствия могут использоваться результаты моделирования, полученные на компьютере тренажера |
||||||||
Если тормозная система вертолета является независимой, то допуски следует применять только при страгивании и максимальном перемещении педали |
|||||||||
+/- 10% |
Допуск применяется к зарегистрированной скорости триммирования |
||||||||
5) Динамические характеристики системы управления (по всем осям) |
Для систем с недостаточным демпфированием (см. рис 1 в конце таблицы): T(P0) +/- 10% от P0 или +/- 0,05 с |
Результаты должны регистрироваться для нормального перемещения рычага управления в обоих направлениях по каждой оси |
|||||||
Статические режимы для необратимых систем управления полетом |
|||||||||
T(An) +/- 10% от Amax где Amax - максимальная амплитуда первого заброса (выхода за пределы значений) или +/- 0,5% от полного отклонения рычага управления (крайние положения) |
|||||||||
T(Ad) +/- 5% от Ad = граница допуска или +/- 0,5% от полного отклонения рычага управления = граница допуска |
|||||||||
Колебания в пределах границы допуска не рассматриваются и к ним не применяются допуски +/- 1 значительный заброс (как минимум 1 значительный выброс). Установившийся режим должен быть в пределах границы допуска. Следующий допуск применяется только к системам с избыточным и критическим демпфированием (см. рис. 2 после таблицы): T(P0) +/- 10% от P0 или +/- 0,05 с |
|||||||||
Регистрируются результаты для несколько приращений скорости полета до предельных значений воздушной скорости при поступательном полете вперед до скорости 83 км/ч (45 уз) (как минимум 4 значения для горизонтального полета) |
|||||||||
продольное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 5%. |
Перемещения вбок, назад и прямолинейный горизонтальный полет |
Может быть представлена серия векторов мгновенного состояния |
|||||||
поперечное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 5%. |
С включенной или выключенной системой повышения устойчивости |
Рекомендуется представлять результаты испытаний в виде графика зависимостей параметров от скорости |
|||||||
2) Критический азимут (или азимут, соответствующий минимальному запасу управления) |
Регистрируются результаты для трех относительных направлений ветра (в том числе и наиболее критический случай) в критическом квадранте |
||||||||
С включенной или выключенной системой повышения устойчивости |
Требуется ЗОС, чтобы на основе конструкции вертолета и данных РЛЭ или данных летных испытаний определить, как следует представлять результаты испытаний, демонстрирующие минимальный запас управления |
||||||||
продольное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 5% |
|||||||||
поперечное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 5% |
|||||||||
3) Реакция на перемещение пилотом соответствующего рычага управления из нейтрального положения в одном направлении (вперед, назад, вправо или влево, вверх или вниз) до упора, непрерывное перемещение в обратном направлении через нейтральное положение до противоположного упора и затем возвращение его в первоначальное положение (далее - управляющее воздействие) |
Регистрируются данные ступенчатых управляющих воздействий в канале, подвергаемом проверке. Реакция вертолета по другим осям должна демонстрировать правильное направление |
||||||||
Данное кратковременное испытание может проводиться в зоне влияния земли для лучшего визуального представления. Испытания реакции рычагов управления включают в себя четыре испытания, указанные ниже в пунктах 3 a) - 3 d) |
|||||||||
+/- 10% или +/- 2°/с |
Изменение углового положения определяется как изменение пространственного положения по сравнению со значением непосредственно перед ступенчатым воздействием. Допуск применяется непрерывно, начиная с момента ступенчатого воздействия |
||||||||
+/-10% или +/-1,5° |
|||||||||
Изменение углового положения определяется как изменение пространственного положения по сравнению со значением непосредственно перед ступенчатым воздействием. Допуск применяется непрерывно, начиная с момента ступенчатого воздействия |
|||||||||
+/- 10% или +/- 2°/с |
Изменение углового положения определяется как изменение пространственного положения по сравнению со значением непосредственно перед ступенчатым воздействием. Допуск применяется непрерывно, начиная с момента ступенчатого воздействия |
||||||||
+/- 10% или +/- 2° |
С включенной и выключенной системой повышения устойчивости. В обоих направлениях |
||||||||
или +/- 0,50 м/с |
|||||||||
+/- 10% или +/- 2°/сА |
Регистрируются результаты для двух скоростей крейсерского полета, одна из которых соответствует минимальной потребной мощности. Регистрируются результаты ступенчатого управляющего воздействия в канале, подвергаемом проверке. Реакция по другим осям должна демонстрировать правильное направление Изменение углового положения определяется как изменение пространственного положения по сравнению со значением непосредственно перед ступенчатым воздействием. Допуск применяется непрерывно, начиная с момента ступенчатого воздействия |
||||||||
Продольное отклонение ручки управления циклическим шагом от балансировочного положения: +/- 10% или +/- 6.3 мм (0,25 дюйма); |
Регистрируются результаты, как минимум, для двух скоростей, относительно каждой стороны балансировочной скорости, взятой в качестве точки отсчета |
||||||||
Может быть представлена серия векторов мгновенного состояния |
|||||||||
Изменение продольного усилия на ручке управления циклическим шагом от балансировочного положения: +/- 0,222 даН (0,5 фунт-силы) или +/- 10% |
|||||||||
Условия с включенной и выключенной системой повышения устойчивости необходимы, если система функционального дополнения включает регулирование воздушной скорости |
|||||||||
Испытания характеристик динамической устойчивости включают два вида испытаний, описание которых приведено ниже в пунктах 3 a) и 3 b) |
|||||||||
Для периодических реакций регистрируются результаты трех полных циклов колебаний (6 забросов после завершения управляющего воздействия) или в течение времени, достаточного для оценки времени уменьшения амплитуды колебаний вдвое или ее удвоения, в зависимости от того, какое значение из двух меньше |
|||||||||
уменьшения вдвое или удвоения амплитуды колебаний, или +/- 0,02 коэффициента демпфирования |
|||||||||
Для непериодических реакций динамика изменения по времени должна совпадать в течение периода 20 с, после освобождения рычагов управления в пределах изменения угла тангажа +/- 20% или +/- 3° и 9,3 км/ч (+/- 5 уз) воздушной скорости |
|||||||||
или угловая скорость тангажа +/- 2°/с |
Регистрируются результаты, по крайней мере, для двух воздушных скоростей. Обычно это испытание проводится при введении двойного управляющего импульса с частотой, характерной для данного вертолета. Однако, хотя для испытаний с выключенной системой повышения устойчивости предпочтительно использование двойных импульсов, а не единичных, когда короткопериодическая реакция определяется характеристиками первого порядка или апериодическими характеристиками, тем не менее, использование импульсных воздействий продольного движения может обеспечить более согласованную реакцию |
||||||||
Двойной (продольный) управляющий импульс может быть создан путем резкого перемещения ручки управления тангажом вначале на себя и, удержав входное воздействие в течение 5 с, затем резко переместив ручку управления от себя и, удержав входное воздействие в течение 5 с, отпустить ручку управления до занятия ею нейтрального положения. Входные воздействия должны быть достаточно большими, чтобы обеспечить коэффициент перегрузки +/- 0,2 g и/или изменение положения по тангажу от +/- 5° до +/- 15° |
|||||||||
Апериодическую реакцию на ступенчатые команды демонстрирует система, которая быстро достигает состояния устойчивости и удерживает это состояние с минимальными забросами |
|||||||||
Продольное отклонение ручки управления от балансировочного положения: +/- 10% или +/- 6.3 мм (0,25 дюйма) |
Регистрируются результаты для двух воздушных скоростей, в том числе для скорости, соответствующей минимальной потребной мощности. Для каждого значения скорости должны представляться результаты выполнения разворотов с углами крена примерно 30° и 45° |
||||||||
С включенной или выключенной системой повышения устойчивости |
|||||||||
Для необратимых систем усилия могут указываться в виде графика зависимости |
|||||||||
изменение продольного усилия на ручке управления от балансировочного положения: +/- 0,222 даН (0,5 фунт-силы) или +/- 10% |
Может быть представлена серия векторов мгновенного состояния |
||||||||
Испытания реакции на управляющее воздействие включают два испытания, описание которых приведено ниже в пунктах 1a) и 1 b) |
|||||||||
Угловая скорость крена +/- 10% или +/- 3°/с |
Регистрируются результаты, по крайней мере, для двух воздушных скоростей, одна из которых соответствует или близка к значению воздушной скорости при минимальной потребной мощности. Регистрируются результаты ступенчатого управляющего воздействия по испытуемой оси. Реакция по другим осям должна демонстрировать правильное направление |
||||||||
или +/- 3° |
|||||||||
Изменение углового положения определяется как изменение пространственного положения по сравнению со значением непосредственно перед ступенчатым воздействием. Допуск применяется непрерывно, начиная с момента ступенчатого воздействия |
|||||||||
Регистрируются результаты, по крайней мере, для двух воздушных скоростей, одна из которых соответствует или близка к значению воздушной скорости при минимальной потребной мощности. Регистрируются результаты ступенчатого управляющего воздействия по испытуемой оси. Реакция по другим осям должна демонстрировать правильное направление. Изменение курса определяется как изменение по сравнению со значением непосредственно перед ступенчатым воздействием. Допуск применяется непрерывно, начиная с момента ступенчатого воздействия |
|||||||||
Положение по крену +/- 1,5° вертикальная скорость +/- 10% или +/- 0,50 м/с (100 фут/мин) |
Регистрируются результаты, по крайней мере, для двух значений углов скольжения влево и вправо от балансировочного положения Силы могут быть приведены как зависимости для необратимых систем |
||||||||
Изменение положения ручки управления циклическим шагом в поперечном направлении относительно балансировочного положения: +/- 10% или +/- 6,3 мм (0,25 дюйма), или изменение усилия на ручке управления циклическим шагом в поперечном |
Может быть представлена серия векторов мгновенного состояния |
||||||||
Это испытание проводится как проверка влияния скольжения при фиксированном курсовом угле и при фиксированном положении рычага управления общим шагом |
|||||||||
+/- 0,222 даН (0,5 фунт-силы) |
|||||||||
путевого управления: +/- 10% или +/- 6,3 мм (0,25 дюйма) или изменение усилия на педалях относительно балансировочного положения: +/- 10% или +/- 0,444 даН (1 фунт-силы) |
|||||||||
Изменение положения ручки управления в продольном направлении циклическим шагом от балансировочного положения: +/- 10% или +/- 6,3 мм (0,25 дюйма) или изменение усилия на ручке управления циклическим шагом относительно балансировочного положения: +/- 10% или +/- 0,222 даН (0,5 фунт-силы) |
|||||||||
3) Динамические характеристики поперечной и путевой устойчивости |
Испытания динамических характеристик поперечной и путевой устойчивости включают в себя три испытания, описание которых приведено ниже в пунктах. 3a) - 3c) |
||||||||
+/- 0,5 с или +/- 10% от периода колебаний +/- 10% времени уменьшения вдвое или удвоения амплитуды колебаний или +/- 0,02 коэффициента демпфирования |
Регистрируются результаты, по крайней мере, для двух значений воздушной скорости. Испытание инициируется с помощью двойного входного воздействия на ручку циклического шага в поперечном направлении или на педали путевого управления |
||||||||
С включенной или выключенной системой повышения устойчивости |
|||||||||
Регистрируются результаты 6 полных циклов колебаний (12 забросов после завершения управляющего воздействия) или количества циклов, достаточного для оценки времени уменьшения вдвое или удвоения амплитуды колебаний, в зависимости от того, какая из величин меньше. Испытание может быть прекращено до истечения 20 с, если пилот, проводящий испытание, считает, что результаты начинают расходиться, причем этот процесс носит неконтролируемый характер |
|||||||||
времени достижения максимальных значений углов крена и скольжения |
|||||||||
Для непериодических реакций динамика изменения параметров по времени должна быть налажена в расчете на период 20 с после освобождения рычагов управления в диапазоне: +/- 5°/с по угловой скорости крена или +/- 5° по изменению положения по крену; +/- 4°/с по угловой скорости рыскания или +/- 4° по курсу |
|||||||||
Правильное направление и изменение угла крена +/- 2° или +/- 10% в течение 20 с |
Регистрируются результаты разворотов в течение 20 с после освобождения от управляющих воздействий только педалей или только рычага управления циклическим шагом |
||||||||
С включенной или выключенной системой повышения устойчивости |
|||||||||
Изменение положения ручки управления циклическим шагом в поперечном направлении относительно балансировочного положения: +/- 20% или +/- 12,7 мм (0,5 дюйм) |
Испытание завершается при нулевом угле крена, либо если пилот-испытатель считает, что угловое положение становится неконтролируемым |
||||||||
Могут использоваться осредненные летные данные, полученные в результате нескольких испытаний |
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей