Особая экономическая зона Калининградской области

На территории Калининградской области на основании Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) создана и функционирует особая экономическая зона.

За время действия для Калининградской области особых экономических механизмов (особая экономическая зона, вторая редакция Программы) области удалось добиться определенных успехов.

Объем промышленной продукции в 2012 году составил 330,4 процента по отношению к уровню 2004 года в сопоставимых ценах (в целом по России - 126,5 процента), что является одним из лучших показателей среди субъектов Российской Федерации.

Объем отгруженной продукции сельского хозяйства составил 132 процента уровня 2004 года (в целом по России - 124,5 процента).

Налоговые доходы, перечисляемые в федеральный бюджет начиная с 2004 года, выросли в 10 раз (в ценах соответствующих лет).

Федеральный закон N 16-ФЗ предусматривает функционирование на территории Калининградской области таможенного режима свободной таможенной зоны. Иностранные товары ввозятся и используются на территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налогов и не подлежат никаким запретам и ограничениям экономического характера (например, квотированию).

Товары, ввозимые резидентами особой экономической зоны в Калининградской области, а затем реализуемые для свободного обращения на остальной части таможенной территории Российской Федерации, подлежат обложению импортными пошлинами, НДС и акцизами, и если данные товары подлежат запретам и иным ограничениям экономического характера, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, такие запреты и ограничения будут снова применены. Подакцизные товары не могут быть импортированы на территорию особой экономической зоны в рамках этого режима. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации (статья 181 Налогового кодекса Российской Федерации) автомобильные запасные части и компоненты, а также комплекты для сборки не рассматриваются в качестве подакцизных товаров.

В соответствии с Федеральным законом N 16-ФЗ товары, производимые в особой экономической зоне в Калининградской области из импортной продукции (материалы, сырье, компоненты, части) и реализуемые для свободного обращения на остальной части Российской Федерации, подлежат обложению таможенными пошлинами и налогами, применяемыми к импортируемым товарам, которые используются при производстве готовой продукции. В таких случаях для целей расчета таможенных пошлин, подлежащих уплате, таможенная стоимость и количество импортируемых товаров, входящих в состав производимой продукции, определяется на дату размещения импортируемых товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны. Ставки таких применяемых пошлин определяются на основании страны происхождения импортируемых товаров, используемых при производстве.

Вместе с тем такое положение не распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Калининградской области, созданных и действующих согласно Федеральному закону "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ (далее - Федеральный закон N 13-ФЗ). Им предоставляется 10-летний переходный период начиная со дня вступления в силу Федерального закона N 16-ФЗ (с 1 апреля 2006 г.). Во время переходного периода эти юридические лица по-прежнему пользовались условиями, предусмотренными Федеральным законом N 13-ФЗ. Такие условия включали в себя освобождение от уплаты экспортных пошлин, если товары были вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации.

После истечения указанного 10-летнего переходного периода положения Федерального закона N 16-ФЗ, определяющие режим свободной таможенной зоны в особой экономической зоне в Калининградской области, будут применяться без таких оговорок.

В пункт 2 Протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации со ссылкой на пункт 1450 доклада рабочей группы (в котором, в свою очередь, содержится отсылка к пункту 1124 доклада) включено обязательство Российской Федерации, предусматривающее, что, за исключением изъятий, которые применяются в течение переходных периодов в отношении товаров, поставляемых определенными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Калининградской и Магаданской особых экономических зон, особые экономические зоны в Российской Федерации будут создаваться, поддерживаться и управляться в соответствии с положениями Соглашения Всемирной торговой организации. Положения Соглашения Всемирной торговой организации будут применяться во всех особых экономических зонах в Российской Федерации.

Право компаний регистрироваться и осуществлять деятельность в этих зонах не будет обусловлено результатами экспорта, платежным балансом или исполнением определенных требований.

Относительно требований об использовании местных комплектующих изделий и материалов, о существенной переработке и об освобождении от уплаты пошлин и налогов в отношении товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в особой экономической зоне в Калининградской области и действующих в соответствии с Федеральным законом N 13-ФЗ с 1 апреля 2006 г., по-прежнему будут использоваться такие льготы в течение переходного периода, заканчивающегося 31 марта 2016 г.

Все другие товары, ввозимые в особую экономическую зону в Калининградской области в соответствии с положениями, которые предусматривают освобождение импортируемых товаров от обложения таможенными пошлинами и определенными налогами, на условиях их дальнейшей реализации на остальной части таможенной территории Российской Федерации, будут подлежать обложению такими пошлинами и налогами и прохождению таможенных формальностей при ввозе на остальную таможенную территорию Российской Федерации в неизменном виде либо после переработки в особой экономической зоне.

Следовательно, общий принцип сводится к тому, что деятельность особой экономической зоны начиная с даты вступления России во Всемирную торговую организацию должна частично, а с 31 марта 2016 г. полностью подчиняться праву Всемирной торговой организации.

Непринятие к сведению положений права Всемирной торговой организации может в будущем привести к серьезным последствиям для бюджета Калининградской области с учетом значимости особой экономической зоны для экономики области.

В Единый реестр резидентов особой экономической зоны в Калининградской области с 2006 года включено 124 предприятия, из них на текущий момент действующими являются 94.

По состоянию на 1 мая 2013 г. общий объем заявленных инвестиционных вложений в проекты резидентов особой экономической зоны в Калининградской области превышает 73,94 млрд. рублей.

Структура инвестиций по видам экономической деятельности выглядит следующим образом:

производство продуктов питания - 30 процентов;

транспорт - 24 процента;

строительство - 14 процентов;

химическое производство - 8 процентов;

производство телевизионной и другой бытовой электронной техники - 7 процентов;

производство строительных материалов - 6 процентов;

сельское хозяйство - 4 процента;

производство автомобилей - 3 процента;

прочие виды деятельности - 4 процента.

Среднесписочная численность работающих при достижении предприятий-резидентов плановых показателей составит около 16 тыс. человек.

Согласно официальным данным Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области сумма фактически уплаченных налогов резидентами особой экономической зоны в бюджеты всех уровней в 2012 году составила 4 млрд. рублей. До 2012 года данные формировались по годовой отчетности резидентов.

Таким образом, актуальность и необходимость формирования новой модели экономического развития Калининградской области обусловливается 2 ключевыми факторами:

введением норм и правил Всемирной торговой организации;

прекращением действия с 1 апреля 2016 г. таможенных льгот для предприятий Калининградской области (так называемая "проблема 2016 года").

Прогноз последствий непринятия мер по проблеме 2016 года заключается в снижении валового регионального продукта на 15,9 процента, сокращении более 47 тыс. рабочих мест.