Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

8. Об отказах в установлении платы за подключение к системе теплоснабжения и системам водоснабжения и (или) водоотведения

8. Об отказах в установлении платы за подключение к системе теплоснабжения и системам водоснабжения и (или) водоотведения.

1. Порядок действий теплоснабжающей или теплосетевой организации при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) заявителя вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения и при отсутствии в утвержденной инвестиционной программе мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность такого подключения, установлен частями 5 - 7 статьи 14 Закона о теплоснабжении.

Указанный порядок предполагает, что при отсутствии технической возможности подключения заявителя регулируемая организация инициирует внесение изменений в инвестиционную программу, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым пункта 16 Правил N 787.

С учетом изложенного, отсутствие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы или отдельных мероприятий инвестиционной программы по подключению заявителей при наличии технической возможности подключения не является основанием для отказа в установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, а также для отказа в учете в составе платы за подключение к системе теплоснабжения расходов на реализацию указанных мероприятий.

Аналогичные по смыслу нормы предусмотрены Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 (далее - Правила N 641) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).

Так, порядок действий организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) заявителя вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность такого подключения (технологического присоединения), установлен частями 7 - 12 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ.

С учетом изложенного, при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) заявителя регулируемая организация инициирует внесение изменений в инвестиционную программу в порядке, предусмотренном Правилами N 641 и Правилами N 644.

В этой связи, отсутствие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы или отдельных мероприятий инвестиционной программы по подключению заявителей при наличии технической возможности подключения не является основанием для отказа в установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения.

2. В соответствии с пунктом 3 Правил N 787, договор о подключении к системе теплоснабжения является публичным для теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, в том числе единой теплоснабжающей организации.

При наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения в соответствующей точке подключения отказ потребителю в заключении договора о подключении в отношении объекта, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается.

Согласно пункту 4 Правил N 787 теплоснабжающая или теплосетевая организация, в которую следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности таких организаций, определенными в схеме теплоснабжения поселения, городского округа.

Учитывая изложенное, отсутствие в схеме теплоснабжения подключаемого объекта не является основанием для отказа в заключении договора о подключении.

Аналогичные выводы касаются и вопросов по отказу регулируемой организации в установлении платы за подключение.

Так, приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент).

В соответствии с пунктом 11 Регламента основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении цен (тарифов), установленных Регламентом, кроме случаев, указанных в пункте 20 Регламента.

Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается.

Из совокупного толкования вышеуказанных норм следует, что отсутствие в схеме теплоснабжения подключаемого объекта не является основанием для отказа регулируемой организации в установлении платы за подключение.

3. В ФАС России поступают обращения органов регулирования и регулируемых организаций, содержащих вопрос о возможности утверждения платы за подключение (технологическое присоединение) в отсутствие утвержденного тарифа на теплоснабжение/водоснабжение.

В этой связи отмечаем следующее.

В соответствии с пунктом 39(5) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила N 1075), предложение об установлении платы за подключение состоит из заявления регулируемой организации об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения и необходимых материалов. В заявлении об установлении платы за подключение указывается следующая информация:

сведения о регулируемой организации, направившей заявление об установлении платы за подключение (наименование и реквизиты, местонахождение, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя организации, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет);

основания, по которым заявитель обратился в орган регулирования для установления платы за подключение.

Пунктом 39(6) Правил N 1075 определены документы и материалы, которые прилагаются к заявлению об установлении платы за подключение.

Согласно пункту 39(8) Правил N 1075 для открытия дела об установлении платы за подключение перечень документов и материалов, указанных в 39(6) Правил N 787, является исчерпывающим.

Необходимо отметить, что Правила N 1075 не предусматривают обязанность ресурсоснабжающей организации подтверждать наличие утвержденного тарифа на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель при подаче заявки на установление платы за подключение.

Более того, на практике может возникнуть ситуация, при которой в текущем году организации необходимо будет получить тариф на подключение, в связи с имеющейся заявкой на подключение.

При этом, учитывая что нормативный срок подключения может составлять 18 месяцев со дня заключения договора о подключении и более (пункт 70 Правил N 787), то в таком случае тариф на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель будет необходим такой организации только после заявки на технологическое присоединение.

Таким образом, при наличии документов и материалов, указанных в пункте 39(6) Правил N 1075, отказ в установлении платы за подключение не допускается.

Учитывая изложенное, организации вправе обратиться за установлением платы за подключение при отсутствии утвержденного тарифа на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель.

Аналогичной позиции придерживается ведомство в отношении сферы водоснабжения (водоотведения).

Обращаем внимание, что действия органа регулирования, выразившиеся в необоснованном отказе (уклонении) от установления тарифа, платы за подключение (технологическое присоединение) содержат в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Временно исполняющий

обязанности руководителя

А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ