3.6. Требования охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ

3.6.1. Перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ зона работы грузоподъемного механизма должна быть ограждена.

3.6.2. Запрещается производить погрузочно-разгрузочные работы в зоне производства маневровых работ.

3.6.3. Перед началом проведения погрузочно-разгрузочных работ с применением грузоподъемного механизма, управляемого с пола, слесарь, допущенный к управлению грузоподъемным механизмом, должен:

получить ключ-марку на управление грузоподъемного механизма данного типа в установленном в структурном подразделении порядке от специалиста, ответственного за выдачу ключей-марок;

произвести внешний осмотр грузоподъемного механизма и убедиться в его исправности, а также в наличии табличек с обозначением заводского номера, паспортной грузоподъемности и срока его технического освидетельствования;

проверить наличие свободного прохода по всему маршруту движения грузоподъемного механизма, управляемого с пола.

3.6.4. При проведении осмотра грузоподъемного механизма, управляемого с пола, следует обращать особое внимание:

на исправность его основных деталей и сборочных единиц, отсутствие трещин или деформаций металлоконструкций грузоподъемного механизма;

на наличие и надежность крепления защитного заземления (тросика) к корпусу кнопочного управления;

на отсутствие заедания кнопок управления в гнездах;

на состояние стального каната и правильность его намотки на барабане;

на состояние крюка, его крепление в обойме и наличие замыкающего устройства на нем, отсутствие трещин, наличие шплинтовки гайки и легкость проворачивания крюка в крюковой подвеске.

3.6.5. Осмотр грузоподъемного механизма, управляемого с пола, допускается осуществлять только при отключенном рубильнике. Во время осмотра на рубильник необходимо вывесить плакат: "Не включать - работают люди".

3.6.6. После осмотра грузоподъемного механизма, управляемого с пола, перед пуском его в работу необходимо опробовать вхолостую все механизмы и проверить исправность тормозов, механизмов, электрической аппаратуры, приборов и устройств безопасности, имеющихся на грузоподъемном механизме. О предстоящем включении грузоподъемного механизма слесарь должен предупредить находящихся поблизости работников.

3.6.7. Запрещается приступать к работе с грузоподъемным механизмом, управляемым с пола, при наличии следующих неисправностей:

трещины или деформации в металлоконструкции крана;

количество обрывов проволок или поверхностный износ грузового каната превышает установленную норму;

канат имеет оборванную прядь или местные повреждения;

дефекты механизма подъема груза;

повреждения деталей тормоза механизма подъема груза;

износ крюка в зеве превышает 10% от первоначальной высоты вертикального сечения крюка;

неисправно устройство, замыкающее зев крюка;

нарушено крепление крюка в обойме;

гайка, крепящая крюк, не имеет устройства, предотвращающего ее самоотвинчивание;

блок крана не вращается вокруг своей оси, ось не закреплена запорными планками или другими запорными устройствами;

неисправен или отсутствует ограничитель высоты подъема крюка, ограничитель грузоподъемности и т.д.;

отсутствует ограждение механизмов или неизолированных токоведущих частей электрооборудования;

у соединительных муфт отсутствуют шпильки или гайки на шпильках, отсутствуют или изношены упругие кольца;

редукторы тормоза, тормозные шкивы, электродвигатель или другое оборудование машины не укреплены и смещаются при работе механизмов;

изоляция электропроводки повреждена, заземляющая проводка отсутствует или оборвана;

сильно провисают питающие гибкие троллеи и неисправны рельсовые пути у грузоподъемного механизма мостового типа, управляемого с пола;

истекли сроки технического освидетельствования, ремонта, технического обслуживания и профилактического осмотра грузоподъемного механизма.

3.6.8. Перед началом производства погрузочно-разгрузочных работ слесарь, выполняющий обязанности стропальщика, обязан:

пройти инструктаж о правилах, порядке, месте и габаритах складирования грузов;

произвести приемку грузозахватных приспособлений, убедившись в их исправности, наличии на них клейм или бирок с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности;

проверить исправность тары и наличие на ней надписи о ее назначении, номера, собственной массы и предельной массы груза, для транспортировки которого она предназначена;

произвести внешний осмотр канатов, строп, траверс и убедиться в их исправности;

подобрать грузозахватные приспособления, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза. Грузоподъемность стропа должна соответствовать усилию от веса поднимаемого груза, числа ветвей и угла их наклона. Угол между ветвями стропа не должен превышать 90°;

проверить освещенность рабочей площадки в зоне действия грузоподъемного механизма;

проверить места и габариты складирования грузов, подъездные пути, ограждения.

При использовании вспомогательных инвентарных приспособлений (оттяжек, багров, крюков, лестниц, подставок, площадок и прокладок) следует убедиться в их исправности.

3.6.9. При обнаружении какой-либо неисправности грузоподъемного механизма или грузозахватного приспособления, а также по истечении срока очередного испытания грузоподъемного механизма следует немедленно сообщить специалисту, ответственному за содержание грузоподъемных механизмов в работоспособном состоянии и специалисту, ответственному за безопасное производство работ с применением грузоподъемных механизмов, и без их указаний к работе не приступать.

3.6.10. При транспортировке узлов и деталей тепловоза с помощью грузоподъемных механизмов необходимо обеспечивать их безопасное перемещение.

При транспортировке узлов и деталей тепловоза в горизонтальном направлении их необходимо предварительно поднять не менее чем на 0,5 метра выше встречающихся на пути препятствий.

Перемещение узлов и деталей не должно производиться при нахождении людей на пути их перемещения.

При подъеме и опускании узлов и деталей тепловоза, размещенных на время ожидания ремонта или после ремонта вблизи стены, колонны цеха, следует предварительно убедиться в отсутствии людей между поднимаемым грузом и указанными частями здания цеха.

3.6.11. Слесарь, выполняющий производственные операции с применением грузоподъемных механизмов, должен использовать защитную каску и защитные рукавицы.

3.6.12. Перед каждой операцией по подъему, перемещению и опусканию груза грузоподъемным краном слесарь, выполняющий обязанности стропальщика, должен подавать соответствующий сигнал машинисту крана.

3.6.13. Перед подачей сигнала о подъеме груза слесарь, выполняющий обязанности стропальщика, должен убедиться:

в отсутствии работников в зоне предстоящего подъема груза;

в надежности закрепления (строповки) груза и отсутствии препятствий, за которые груз может зацепиться;

в отсутствии на поднимаемом грузе посторонних деталей (инструмента);

в наличии ограждения зоны производства погрузочно-разгрузочных работ.

3.6.14. При обвязке и зацепке грузов следует соблюдать следующие требования:

строповку грузов производить в соответствии с утвержденными схемами строповки;

строповку длинномерных грузов производить не менее чем в двух местах;

накладывать канаты, цепи на основной массив груза без узлов, перекруток и петель, под острые ребра грузов подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждений;

производить строповку и отцеплять груз после полной остановки грузового каната, его ослабления и при опущенной крюковой подвеске или траверсе;

неиспользованные для зацепки груза концы многоветвевого стропа крепить так, чтобы при перемещении груза ПС исключалась возможность их задевания за встречающиеся на пути предметы.

3.6.15. Грузы, на которые не разработаны схемы строповки, следует перемещать в присутствии и под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

3.6.16. Если слесарь, выполняющий обязанности стропальщика, не имеет возможности определить массу груза, подлежащего перемещению грузоподъемным механизмом - он должен узнать ее у работника, ответственного за безопасное производство работ ПС.

3.6.17. Для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза перед началом производства работ груз необходимо поднять на высоту не более 0,3 метра. При обнаружении неравномерности натяжения стропов или ненадежности строповки груза, работник должен опустить груз, а при выполнении обязанностей стропальщика - подать соответствующий сигнал машинисту крана, опустить груз, предварительно подложив под груз подкладки для его повторной строповки.

3.6.18. В случае появления в подкрановом поле или в зоне перемещения груза других работников, слесарь, выполняющий обязанности стропальщика, должен немедленно подать сигнал машинисту крана о прекращении подъема или перемещении груза ПС.

3.6.19. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ запрещается:

производить работы при отсутствии схем правильной строповки;

производить обвязку и зацепку груза способами, не указанными на схемах строповки, а также применять для обвязки и зацепки грузов приспособления (ломы, штыри, проволоку), которые не предусмотрены схемами строповки;

выполнять строповку грузов и навешивание грузов на крюк ПС необученными стропальщиками;

находиться под поднятым (перемещаемым) грузом;

поднимать и перемещать груз, неправильно обвязанный, неправильно закрепленный или находящийся в неустойчивом положении, подвешенный за один рог двурогого крюка, а также груз в таре, заполненной выше бортов;

использовать ограничители (концевые выключатели) в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов, за исключением случая, когда кран мостового типа подходит к посадочной площадке, устроенной в торце здания;

находиться на площадке с грузом (на грузе) при перемещении его грузоподъемным механизмом;

поднимать груз, засыпанный землей или примерзший к земле, либо заложенный другими грузами;

подтаскивать груз по земле, полу или рельсам крюком ПС при наклоненном положении грузовых канатов без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов;

освобождать грузоподъемным механизмом стропы, канаты или цепи, защемленные грузом;

оттягивать груз во время его подъема, перемещения и опускания без применения специальных средств (крюки или оттяжки соответствующей длины);

выравнивать перемещаемый груз руками и изменять положение строп на подвешенном грузе;

подавать груз в оконные проемы, на балконы без специальных приемных площадок или приспособлений;

производить укладку груза на электрические кабели, трубопроводы, временные перекрытия, не предназначенные для его укладки;

складировать материалы, оборудование и другие предметы в местах производства погрузочно-разгрузочных работ, а также размещать грузы в проходах и проездах между штабелями грузов;

оставлять без присмотра груз в подвешенном состоянии. В случае неисправности ПС, когда нельзя опустить поднятый груз, должно быть ограждено место под поднятым грузом и вывешены запрещающие таблички "Опасная зона", "Проход закрыт";

работать с неисправными, немаркированными, а также с просроченным сроком проверки грузозахватными приспособлениями;

производить погрузку (выгрузку) груза в автотранспорт при нахождении водителя или других работников в кабине;

производить подъем груза при недостаточной освещенности рабочей зоны, а также перемещать груз при отсутствии его прямой видимости. При плохой видимости специалистом, ответственным за безопасное производство работ с применением ПС, должен быть назначен сигнальщик из числа стропальщиков;

производить погрузочно-разгрузочные работы на расстоянии менее 30 метров от крайнего провода контактной сети или ВЛ без наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы.

3.6.20. Нахождение неисправных съемных грузозахватных приспособлений в местах производства погрузочно-разгрузочных работ запрещается.

Не имеющие бирки (клейма), а также неисправные и забракованные съемные грузозахватные приспособления должны быть изъяты из эксплуатации.

3.6.21. Строповку тягового генератора, двухмашинного агрегата и других электрических машин, гидропередачи, компрессора, распределительных редукторов, привода насосов, блока фильтров очистки воздуха и другого вспомогательного оборудования при их снятии и установке следует производить за все предусмотренные конструкцией кронштейны с отверстиями для грузозахватных устройств или рым-болты. При отсутствии на корпусах оборудования таких кронштейнов и рым-болтов обвязку и зацепку такого оборудования следует производить в соответствии с имеющимися в депо схемами строповки грузов.

Обвязывать оборудование съемными грузозахватными приспособлениями следует таким образом, чтобы во время его подъема и перемещения исключалась возможность его падения.

3.6.22. Снятие и установку турбокомпрессора и воздуходувки следует производить грузоподъемным механизмом с использованием приспособления, представляющего собой металлическую плиту с установленным на ней рым-болтом или других аналогичных приспособлений. Крепление металлической плиты на шпильках выпускного патрубка турбокомпрессора и шпильках, ввернутых во фланец впуска воздуха воздуходувки, должно быть надежным.

3.6.23. Опускание рамы тележки на колесно-моторные блоки должны контролировать не менее двух слесарей, при этом колесные пары должны быть закреплены тормозными башмаками.