Финансовый рынок как система отношений между поставщиками и покупателями финансовых услуг не может функционировать полноценно не только без экономического, но и без социального капитала, важнейшим компонентом которого является доверие.
Развитая доверительная среда сокращает транзакционные издержки рынка на защиту от недобросовестного поведения и в перспективе снижает необходимость надзорных действий регулятора.
Первостепенным условием формирования доверия на финансовом рынке является устойчивость финансовых организаций, защищенность средств кредиторов и вкладчиков, а ее фундаментом - доверие к национальной валюте, платежным системам и технологиям на рынке.
Банк России уделяет особое внимание защите прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, предотвращению потерь и свободному перемещению их средств, повышая тем самым доверие к своим действиям.
Банк России способствует развитию доверия на финансовом рынке посредством борьбы с манипулированием, создания барьеров для недобросовестной, незаконной или безлицензионной деятельности с целью устранения ее преимуществ перед добросовестными практиками, регулирования конфликта интересов, внедрения элементов корпоративной культуры, основанной на приоритете интересов клиента. Практика показывает, что существует прямая взаимосвязь между плохой корпоративной культурой и недобросовестным поведением.
Важной составляющей доверительной среды также является информационная прозрачность, придающая участникам уверенность в справедливости процесса ценообразования.
При этом важна не только точность, своевременность и релевантность информации, но и наличие у участников рынка соответствующей инфраструктуры и инструментов для ее обработки.
Значимую роль играют и доступность информации для понимания, способность потребителя ее воспринять, сделать осознанный выбор финансового продукта, что во многом обусловлено состоянием финансовой грамотности.
Доверие существенно влияет на активность населения в использовании услуг финансового рынка, помогая его росту и развитию.
Понимание закономерностей поведения потребителей также является важной частью подхода Банка России <4>. Например, к неоптимальному решению человека может подтолкнуть способ подачи информации, искусственно созданный эмоциональный фон, игра на когнитивных слабостях. В некоторых случаях это может привести к нежелательным последствиям, покупке не соответствующей интересам потребителя услуги, нарушению его прав.
--------------------------------
<4> Исследования нобелевского лауреата Ричарда Талера на простых примерах иллюстрируют роль поведенческих нерациональностей в принятии финансовых решений индивидами.
Банк России занимает активную позицию в защите потребителей от возможных злоупотреблений продавцами финансовых услуг поведенческими нерациональностями и считает ее важным компонентом создания доверительной среды на рынке.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей