Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов.

Рост внимания регуляторов к развитию конкурентной среды

Любая из ключевых функций финансового рынка - трансформация сбережений в инвестиции, ценообразование, обеспечение платежей и расчетов, передача риска - может быть нарушена или искажена вследствие отсутствия равных условий коммерческого соперничества. Недостаточный уровень конкуренции снижает доступность, повышает издержки, формирует пассивное отношение к внедрению технологических инноваций, то есть в совокупности препятствует развитию финансового рынка. Развитая конкурентная среда и добросовестная конкуренция, напротив, являются одной из предпосылок его эффективной работы.

Действия зарубежных регуляторов в последние годы свидетельствуют о признании ими конкуренции движущей силой развития финансового рынка. В Европейском союзе, ведущем торговом и финансовом партнере России, последовательно выстраивается система регулирования, направленная на развитие конкуренции. В частности, принята Вторая директива "О рынках финансовых инструментов" с сопутствующим ей регламентом <16> и Вторая директива "О платежных услугах" <17>. В рамках этих документов предполагается установление равных прав и обязанностей для участников рынка, устранение факторов, негативно влияющих на конкуренцию.

--------------------------------

<16> Directive on markets in financial instruments (MiFID II) и Regulation on markets in financial instruments (MiFIR), вступившие в силу 3 января 2018 года.

<17> Payment Services Directive (PSD 2), вступившая в силу 13 января 2018 года.

На схожих позициях стоят Комиссия по ценным бумагам и биржам США, Правительство Великобритании <18>, Комиссия по ценным бумагам и инвестициям Австралии, Европейский банк реконструкции и развития, другие международные организации. Так, австралийский регулятор уделяет внимание случаям, когда "недостаток конкуренции становится причиной неподобающего поведения фирм, недостаточного разнообразия выбора, ограниченного доступа к финансовым продуктам и их низкого качества" <19>.

--------------------------------

<18> Программа "Открытый банкинг" - CMA Open Banking Proposal.

<19> ASIC's corporate plan 2017-18 to 2020-21.

На сегодняшний день в ключевых сегментах российского финансового рынка наблюдается повышение концентрации. Принятие Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", а также последующее утверждение плана мероприятий Правительства Российской Федерации по развитию конкуренции в части финансового рынка <20> свидетельствует о росте внимания государства к данному вопросу.

--------------------------------

<20> План мероприятий ("дорожная карта") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 N 1697-р).

Риски для конкуренции также представляет сохраняющаяся высокая доля государственного участия в организациях банковского и страхового секторов, инфраструктурных организациях, которая во многом связана с вынужденной реакцией на прошлые эпизоды резкого усиления нестабильности на финансовом рынке. Одной из проблем для конкуренции является сформировавшаяся к настоящему времени структура сегмента "зарплатных проектов". Доминирование в нем отдельных участников препятствует созданию равных конкурентных возможностей и в смежных сегментах: платежей, переводов, кредитования. В долгосрочной перспективе Банк России стремится к развитию конкурентной среды и справедливой конкуренции в финансовой отрасли во взаимодействии с ФАС России и другими федеральными органами исполнительной власти.

Ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность российского финансового рынка, является достижение оптимального соотношения между издержками отрасли на соответствие законодательно установленным регуляторным требованиям и уровнем свободы осуществления предпринимательской деятельности. Пропорциональное регулирование и оптимизация регуляторной нагрузки на участников финансового рынка будут способствовать повышению уровня конкуренции в финансовом секторе, появлению на нем новых участников.

В последнее время на российском финансовом рынке отмечается устойчивый тренд на использование традиционными финансовыми институтами услуг сторонних провайдеров. Банк России считает это положительной тенденцией, поскольку она снижает стоимость "входного билета" для новых игроков, позволяет повысить качество, снизить рыночную стоимость сервиса за счет специализации и, как следствие, издержки участников рынка, способствует диверсификации финансового сектора. При этом необходимо контролировать уровень рисков, прежде всего операционных, со стороны внешних провайдеров.

Важным фактором для развития конкуренции является обеспечение конкурентного доступа финансовых компаний к данным, позволяющим предоставлять адресные услуги потребителям и лучше управлять своими рисками. Банк России стремится к тому, чтобы конкурентным преимуществом стал не доступ к данным, а умение их обрабатывать. При этом должна быть обеспечена эффективная защита от киберрисков и от использования персональных данных для получения неоправданных конкурентных преимуществ, обмана потребителей и иных злоупотреблений.

Вызовы и возможности для российского финансового рынка

- Возможность совместного использования инфраструктуры (например, с использованием Open API) способствует повышению уровня конкуренции. Вместе с тем существуют риски монополизации в случае картельного сговора крупных участников рынка и ограничения доступа для мелких.

- Коммодитизация (возможность покупки отдельных финансовых услуг у разных компаний без дополнительных транзакционных издержек) снижает возможности финансовых институтов по кросс-субсидированию продуктов, способствуя их более справедливому ценообразованию. Вместе с тем возможно снижение доступности для некоторых категорий населения за счет удорожания части субсидируемых ранее услуг.

- Расширенный доступ к данным и новые финансовые технологии дают возможность финансовым институтам лучше управлять своими рисками и предлагать более дешевые адресные услуги потребителям, что сказывается как на качестве, так и на скорости их оказания. При этом возникает риск снижения доступности для отдельных категорий населения.

- Накопленный авторитет на пространстве ЕАЭС создает возможности влияния на повестку объединения, в том числе при формировании архитектуры общего финансового рынка.

Меры Банка России

- Обеспечение равного доступа к инфраструктуре и данным для всех участников рынка.

- В сложных многосторонних инфраструктурных проектах (например, платформа маркетплейс) возможно участие Банка России в качестве координатора и коммуникатора между заинтересованными сторонами.

- Расширение конкурентной среды посредством построения общего финансового рынка ЕАЭС.

- Совершенствование пропорционального регулирования.

- Создание и развитие системы быстрых платежей, развитие платформы для удаленной идентификации и формирование правового базиса для внедрения открытых интерфейсов (Open API).