Разъяснения на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов направлены письмом Минздрава России от 31.12.2020 N 11-7/И/2-20700.

4. Методические подходы к формированию территориальной программы, в том числе к установлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации дифференцированных нормативов объема и финансового обеспечения медицинской помощи с учетом региональных особенностей

4. Методические подходы к формированию

территориальной программы, в том числе к установлению

органами государственной власти субъектов Российской

Федерации дифференцированных нормативов объема

и финансового обеспечения медицинской помощи

с учетом региональных особенностей

Основой формирования территориальной программы является потребность населения в медицинской помощи, предоставляемой на бесплатной основе.

На первом этапе при формировании территориальной программы рассчитываются и устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом региональных особенностей.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - законодательство в сфере охраны здоровья) определены виды, условия и формы оказания медицинской помощи. Средние нормативы объема медицинской помощи и средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи установлены Программой преимущественно по условиям оказания медицинской помощи, а также по ее видам (для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи) и формам (для медицинской помощи, оказываемой в неотложной форме).

В целях определения потребности населения в объемах медицинской помощи по видам и условиям ее оказания необходимо провести анализ показателей здоровья населения, включая медико-демографические показатели и показатели уровня и структуры заболеваемости населения, основанных на данных медицинской статистики, а также фактического выполнения объема медицинской помощи по видам и условиям ее оказания в динамике не менее чем за 3 предыдущих года по данным формы федерального статистического наблюдения N 62 "Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению" (далее - форма N 62) и иных форм статистического наблюдения.

По данным Росстата на 1 января 2019 г. в структуре населения Российской Федерации женщины составляют 53,6%, мужчины - 46,4%, дети (в возрасте от нуля до семнадцати лет включительно) - 20,6%, взрослые (в возрасте 18 лет и старше) - 79,4%, лица в возрасте 65 лет и старше - 15,0%.

В случае если половозрастная структура населения (застрахованных лиц) в субъекте Российской Федерации аналогична среднероссийской, при формировании территориальной программы могут быть использованы нормативы Программы.

Обоснование территориальных дифференцированных нормативов объема медицинской помощи на 1 жителя/застрахованное лицо осуществляется с учетом региональных особенностей, при этом Программой субъектам Российской Федерации дано право на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливать дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя/застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов, учитывая приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи.

В целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам, проживающим в малонаселенных, отдаленных и (или) труднодоступных населенных пунктах, а также в сельской местности, в составе дифференцированных нормативов объема медицинской помощи территориальными программами могут устанавливаться объемы медицинской помощи с учетом использования санитарной авиации и передвижных форм оказания медицинской помощи.

Нормативы объема медицинской помощи по видам и условиям ее предоставления по территориальной программе устанавливаются раздельно в части финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

В части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, с учетом более низкого, по сравнению со среднероссийским, уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатогеографических особенностей регионов могут применяться понижающие коэффициенты к средним нормативам объема медицинской помощи, установленным Программой, для:

Белгородской области, Владимирской области, Ивановской области, Костромской области, Липецкой области, Московской области, Орловской области, Тамбовской области, Тверской области, г. Москвы, Ненецкого автономного округа, Вологодской области, Ленинградской области, Мурманской области, Новгородской области, Республики Адыгея, Республики Калмыкия, Краснодарского края, Астраханской области, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики, Ставропольского края, Республики Мордовия, Чувашской Республики, Нижегородской области - в размере 0,7;

Брянской области, Калужской области, Рязанской области, Смоленской области, Ярославской области, Республики Карелия, Республики Коми, Калининградской области, Псковской области, г. Санкт-Петербурга, Ростовской области, Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Татарстан, Кировской области, Пензенской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - в размере 0,8;

Воронежской области, Курской области, Тульской области, Архангельской области, Волгоградской области, Кабардино-Балкарской Республики, Самарской области, Саратовской области, Республики Алтай, Тюменской области, Томской области, Республики Бурятия, Камчатского края - в размере 0,9.

Рекомендуемые для установления в территориальных программах дифференцированные нормативы объема медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, на 2020 год с учетом рекомендуемых коэффициентов дифференциации объема медицинской помощи представлены в приложении 4 к настоящим разъяснениям.

В части медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, субъекту Российской Федерации рекомендуется устанавливать дифференцированные нормативы объема предоставления медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо по видам, формам и условиям оказания медицинской помощи с учетом указанных факторов (на основе распределения объема медицинской помощи для медицинских организаций первого, второго и третьего уровней системы организации медицинской помощи в субъекте Российской Федерации, с учетом объема медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации) в рамках подушевого норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Дифференцированные нормативы объема медицинской помощи устанавливаются для каждого этапа (уровня) оказания медицинской помощи в расчете на 1 жителя (1 застрахованное лицо) субъекта Российской Федерации на основе распределения объема медицинской помощи для медицинских организаций первого, второго и третьего уровней системы организации медицинской помощи в субъекте Российской Федерации, а также с учетом объема медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации.

При установлении дифференцированных нормативов объема медицинской помощи субъектом Российской Федерации предусматривается осуществление структурных преобразований системы оказания медицинской помощи (развитие медицинской помощи в неотложной форме, медицинской реабилитации, стационарозамещающих технологий, паллиативной медицинской помощи и т.д.) с учетом параметров, предусмотренных Программой и государственной программой "Развитие здравоохранения".

На втором этапе устанавливаются нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, при этом учитываются параметры заработной платы работников, занятых в сфере здравоохранения, а также увеличение расходов на другие статьи расходов.

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов устанавливаются с учетом региональных особенностей и обеспечивают выполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в том числе в части заработной платы медицинских работников.

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования устанавливаются с учетом коэффициента дифференциации, рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования" (далее - коэффициент дифференциации)

На третьем этапе рассчитываются подушевые показатели расходов по каждому виду медицинской помощи как произведение норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и норматива объема медицинской помощи по каждому виду (условиям оказания) медицинской помощи в разрезе источников финансового обеспечения. Затем путем суммирования подушевых расходов по видам и условиям оказания медицинской помощи рассчитываются подушевые нормативы финансирования территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.

Подушевой норматив финансирования территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов устанавливается с учетом региональных особенностей и обеспечивают выполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в том числе в части заработной платы медицинских работников. Установление размера подушевого норматива финансирования территориальной программы выше среднего подушевого норматива Программы с учетом региональных особенностей относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.

Указанный подушевой норматив включает в том числе расходы на оказание прочих видов медицинских и иных услуг в медицинских организациях, деятельность которых не может быть измерена объемами медицинской помощи (в соответствии с разделом V Программы). Размер этих расходов определяется на основе статистических данных с учетом параметров прогноза социально-экономического развития на соответствующий год.

Подушевой норматив финансирования территориальной программы за счет средств обязательного медицинского страхования устанавливается с учетом коэффициента дифференциации.

В целях организации обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации подушевой норматив финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования включает расходы на организацию осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации (средства на административно-управленческие расходы системы обязательного медицинского страхования), которые планируются как сумма расходов на ведение дела страховых медицинских организаций и расходов на обеспечение выполнения территориальным фондом обязательного медицинского страхования своих функций, установленных законом о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования.

На четвертом этапе определяется стоимость территориальной программы, включая средства соответствующих бюджетов и средства обязательного медицинского страхования, и рассчитывается доля расходов на оказание медицинской помощи в разрезе видов (условий оказания) в общих расходах на оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы.

При формировании и определении стоимости территориальной программы на 2020 год за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов учитывается численность населения субъекта Российской Федерации по прогнозу Росстата на 1 января 2020 года, при формировании территориальной программы обязательного медицинского страхования - численность застрахованных лиц на 1 января 2019 года.

Размер бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на реализацию территориальной программы на 2020 год определяется исходя из величины подушевого норматива финансирования за счет средств соответствующих бюджетов, установленного территориальной программой, и численности населения субъекта Российской Федерации.

В случае утверждения территориальной программы с дефицитом ее финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2020 год необходимо в срок до 15 января 2020 г. представить в Минздрав России:

- информацию о размере:

утвержденных бюджетных ассигнований (за исключением взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения), направляемых на реализацию территориальной программы в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (с выпиской из Закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации);

дефицита финансового обеспечения территориальной программы с обоснованием его расчета и указанием численности населения субъекта Российской Федерации, которая использована при расчетах;

- график ликвидации указанного дефицита.

Для определения стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования в части базовой программы обязательного медицинского страхования необходимо величину среднего подушевого норматива финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования, установленного Программой на 2020 год (12 699,2 руб.) умножить на коэффициент дифференциации и на численность застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 года.

Стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования не включает средства на обеспечение выполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования своих функций.

Стоимость утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленный законом субъекта Российской Федерации о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования не включает средства, возмещенные территориальному фонду обязательного медицинского страхования по месту оказания медицинской помощи за медицинскую помощь, оказанную лицам, которым выдан полис обязательного медицинского страхования (застрахованным) в иных субъектах Российской Федерации, средства на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, а также средства на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации кадрового дефицита и на стимулирование медицинских работников за выявление в ходе проведения диспансеризации населения онкологических заболеваний.

В целях обоснования территориальных дифференцированных нормативов объема медицинской помощи и ее финансирования для последующего утверждения в рамках территориальной программы следует обеспечить учет и провести анализ показателей по видам медицинской помощи.