2. Организация процесса разработки и сертификации авиационной техники

2.1.

Организация процесса проектирования и разработки АТ

2.1.1. Наличие и выполнение документированной процедуры по идентификации разрабатываемой АТ, регламентирующей:

- рабочие характеристики АТ;

- применимость разрабатываемого изделия;

- деление разрабатываемого образца АТ на составные части и компоненты АТ;

- распределение работ по разработке составных частей и компонентов АТ между подразделениями организации разработчика и соисполнителями работ;

- разработку ТЗ на покупные КИ;

- условия эксплуатации;

- затраты на разработку;

- сроки выполнения;

- технические требования;

- нормативную базу.

2.1.2. Наличие и выполнение документированной процедуры по планированию проектирования и разработки, регламентирующей:

- разработку и выполнение в установленные сроки всех проектных работ;

- формирование, утверждение и внесение изменений в планы проектирования и разработки;

- проведение анализа, верификации и валидации на соответствующих этапах проектирования и разработки;

- назначение лиц, осуществляющих руководство работами, их исполнение и проверку, а также участвующих в согласовании и утверждении результатов;

- своевременное обеспечение процесса разработки всеми видами ресурсов;

- организационно-техническое взаимодействие между участниками процесса проектирования и разработки;

- привлечение к работам по проектированию и разработке сторонних организаций, порядок взаимодействия с соисполнителями работ.

2.1.3. Наличие и выполнение документированной процедуры по обработке входных данных и требований по проектированию и разработке, регламентирующей анализ:

необходимых требований к разработке, включая ЛТХ, условия эксплуатации, обеспечение надежности и ремонтопригодности;

- проектных требований, установленных техническим заданием;

- требования Сертификационного базиса;

- проектные требования к системам/комплектующим;

- технологические требования к производству.

2.1.4. Наличие и выполнение документированной процедуры, устанавливающей требования к выходным данным, регламентирующей:

- объем, виды и формы конструкторской и технической документации, выпускаемой в конце каждого из этапов разработки;

- формирование перечней особо ответственных конструктивных элементов и критических мест конструкции;

- формирование перечня особо ответственных деталей и сборочных единиц;

- формирование требований к обеспечению прослеживаемой и изготовлению особо ответственных деталей и сборочных единиц;

- формирование требований к оформлению условий на поставку составных частей разрабатываемых изделий;

- формирование требований к порядку разработки, согласования, утверждения, выпуска и внесения изменений в ТО на изготовление, контроль качества, испытания и приемку разрабатываемых изделий;

- формирование требований к эксплуатационной документации, включая требования по ее разработке, построению, порядке выпуска и оформления;

- разработку директивных технологических процессов, включая содержание, порядок разработки и внесения изменений;

- порядок передачи конструкторской документации заводам-изготовителям, включая состав и виды передаваемой документации.

2.1.5. Наличие и выполнение документированной процедуры по анализу и подтверждению соответствия проекта и разработки в процессе проведения сертификационных/квалификационных работ, регламентирующей:

- оценку способности удовлетворять установленным требованиям результатов проектирования и разработки;

- определение и документирование основных проблем, возникающих при разработке, их анализ, решение и предупреждение;

- принятие решений о возможности перехода на следующий этап проектирования и разработки;

- верификацию проекта и разработки, включающую проведение сертификационных/квалификационных работ, установленных планом;

- валидацию проекта и разработки, включающую проведение сертификационных/квалификационных испытаний, в том числе наземных предъявительских, летных, приемосдаточных и периодических;

- согласование результатов с Независимой инспекцией;

- представление результатов проведенных сертификационных работ для рассмотрения и одобрения в Уполномоченный орган;

- управление конфигурацией (управление изменениями проекта), включая классификацию изменений, процедуры их разработки, оценки, согласования и утверждения;

- разработка, утверждение и внесение изменений в конфигурацию разрабатываемой типовой конструкции, в том числе изменение составных частей, систем, комплектующих и программного обеспечения.

2.1.6. Наличие и выполнение документированной процедуры, которая в случае отклонения процессов разработки от утвержденных планов, стандартов и процедур, их сопровождение, а также определение необходимых корректирующих мероприятий.

2.1.7. Наличие и выполнение документированной процедуры, которая регламентирует оценку несоответствий процессов разработки утвержденным планам, стандартам, процедурам или расхождений в данных жизненного цикла, выявленного в ходе проведения рассмотрений, проверок, и описывает определение необходимых корректирующих мероприятий.

2.2.

Организация процесса сертификации авиационной техники

2.2.1. Наличие и выполнение документированной процедуры, определяющей порядок организации работ по сертификации создаваемой авиационной техники на этапах:

- подачи заявки в Росавиацию на получение Одобрительного документа, к которой прилагается спецификация АТ, проект сертификационного/ квалификационного базиса;

- проведения этапа макета авиационной техники;

- расчетных методов доказательства соответствия;

- сертификационных/квалификационных испытаний;

- анализа результатов сертификации.

2.3.

Организация сертификационных работ

2.3.1. Наличие и выполнение документированной процедуры, определяющей порядок разработки и утверждения Программы сертификационных работ (наименование, сроки проведения, участников сертификационных работ, описание систем, перечень пунктов сертификационного базиса, методы определения соответствия, перечень доказательных документов, объем сведений о конфигурации авиационной техники).

2.3.2. Наличие организационной структуры с описанием обязанностей подразделений при проведении сертификации.

2.3.3. Наличие и выполнение документированной процедуры, определяющей порядок проведения сертификационных испытаний в аккредитованных Росавиацией испытательных лабораториях.

2.3.4. Наличие и выполнение документированной процедуры, определяющей порядок проведения сертификационных испытаний и оформление их результатов.

2.3.5. Наличие и выполнение документированной процедуры подтверждения готовности изделия авиационной техники к сертификационным испытаниям.

2.3.6. Наличие и выполнение документированной процедуры, определяющей порядок допуска летчиков (внешних пилотов беспилотных ВС) к выполнению полетов в целях проведения сертификационных летных испытаний.

2.3.7. Наличие и выполнение документированной процедуры, определяющей метрологическое обеспечение сертификационных испытаний.

2.3.8. Наличие и выполнение документированной процедуры, определяющей обеспечение аттестации оборудования, используемого для сертификационных испытаний.

2.3.9. Наличие и выполнение документированной процедуры, определяющей порядок организации процесса сертификации и проведения сертификационных работ, в том числе, контроль за изготовлением изделий, предназначенных для сертификационных испытаний, и их конфигурацией.

2.3.10. Наличие и выполнение документированной процедуры, определяющей порядок ведения конструкторской (в том числе эксплуатационной) документации, определяющей состав и характеристики типовой конструкции.

2.3.11. Наличие и выполнение документированной процедуры, определяющей порядок обеспечения летной годности одобренной типовой конструкции в эксплуатации и соблюдения требований к охране окружающей среды.

2.4.

Сертификация модификаций типовой конструкции

2.4.1. Наличие и выполнение Инструкции, описывающей порядок классификации модификаций, порядок проведения работ по сертификации второстепенных изменений утвержденной Руководителем организации, согласованной с Независимой инспекцией в организации и одобренной Росавиацией.

2.4.2. Наличие и выполнение документированной процедуры, описывающей порядок информирования Росавиации о модификациях типовой конструкции.

2.4.3. Наличие и выполнение документированной процедуры, описывающей порядок разработки и утверждения плана дополнительных сертификационных работ.

2.4.4. Наличие и выполнение документированной процедуры, описывающей порядок организации и проведения дополнительных сертификационных работ.

2.4.5. Наличие и выполнение документированной процедуры, содержащей порядок оформления результатов дополнительных сертификационных работ.

2.4.6. Наличие и выполнение документированной процедуры, содержащей классификации изменений типовой конструкции изделий в качестве главного или второстепенного изменения, а также процедуру сертификации второстепенных изменений.

2.4.7. Наличие и выполнение документированной процедуры, содержащей порядок и условия обеспечения безопасности полета для выдачи разрешения на полет воздушным судам, временно не соответствующим требованиям летной годности.

2.4.8. Наличие и выполнение документированной процедуры, содержащей порядок контроля соответствия сертифицированной авиационной техники требованиям летной годности и охраны окружающей среды.

2.4.9. Наличие и выполнение документированной процедуры, содержащей порядок осуществления контроля за производством, эксплуатацией и ремонтом авиационной техники.

2.4.10. Наличие и выполнение документированной процедуры, содержащей порядок учета и анализа данных об отказах, неисправностях, дефектах и других авиационных событиях, с целью их анализа, оценки рисков безопасности полета, а также при необходимости разработки и внедрения корректирующих мероприятий.

2.4.11. Наличие и выполнение документированной процедуры, содержащей порядок информирования Росавиации об отказах, неисправностях, дефектах и других авиационных событиях, которые привели или могут привести к небезопасным состояниям авиационной техники.

2.5.

Получение Сертификата Разработчика модификации образца авиационной техники юридическим лицом, не являющимся Держателем Сертификата типа

2.5.1. Наличие Соглашения между Разработчиком модификации и Держателем Сертификата типа о распределении между ними ответственности за обеспечение соответствия типовой конструкции модифицированного образца авиационной техники требованиям к летной годности и охране окружающей среды. Соглашение должно предусматривать порядок взаимодействия Разработчика модификации и Держателя Сертификата типа при разработке модификации и дополнительной сертификации модифицированного образца авиационной техники.

2.5.2. Подтверждение достаточности у Разработчика модификации информации об актуализированной типовой конструкции образца и необходимых технических возможностей и компетенций для внесения изменения в типовую конструкцию в заявленной области и проведения дополнительных сертификационных работ, а также для обеспечения соответствия типовой конструкции модифицированного образца требованиям к летной годности и охране окружающей среды.

2.5.3. Держатель Дополнительного сертификата типа в процессе изготовления и эксплуатации модифицированного образца авиационной техники обязан:

- обеспечивать непрерывность действия Дополнительного сертификата типа путем выполнения обязанностей Разработчика;

- обеспечивать и поддерживать летную годность типовой конструкции модифицированного образца авиационной техники в части внесенной в его типовую конструкцию модификации, всей типовой конструкции модифицированного образца авиационной техники, а также обеспечивать хранение конструкторской, доказательной и эксплуатационной документации образца; иметь систему сбора и анализа информации об авиационных происшествиях и инцидентах и незамедлительно информировать Росавиацию о своих корректирующих действиях;

- незамедлительно уведомить Росавиацию о возникновении обстоятельств, препятствующих выполнению своих обязанностей.

2.6.

Сертификационные работы в обеспечение экспорта (при необходимости)

2.6.1. Наличие и выполнение документированной процедуры, описывающей порядок подачи заявки в уполномоченный орган государства импортера на получение сертификата типа или иного одобрительного документа на тип экспортируемой авиационной техники.

2.6.2. Наличие и выполнение документированной процедуры, описывающей порядок выполнения дополнительных технических требований уполномоченного органа государства-импортера, касающихся летной годности и охраны окружающей среды, экспортируемой авиационной техники, включая проведение сертификационных работ, а также оформление необходимой конструкторской, эксплуатационной и доказательной документации.

2.7.

Применение комплектующих изделий на образце авиационной техники

2.7.1. Наличие и выполнение документированной процедуры, описывающей формирование перечня комплектующих изделий, предназначенных для установки на изделие (ВС, АД, ВВ, БАС, оборудование управления и контроля БАС) и контроля применения комплектующего изделия на изделии.

2.7.2. Наличие и выполнение документированной процедуры формирования, учета, хранения и обращения перечня комплектующих изделий, входящих в типовую конструкцию, с идентификацией в данном перечне версий программного обеспечения КИ.

2.7.3. Наличие и выполнение документированной процедуры согласования, утверждения и представления на одобрение Росавиации Перечня КИ категории А, в том числе импортируемых КИ.

2.7.4. Наличие и выполнение документированной процедуры допуска к установке на образец авиационной техники комплектующих изделий, в том числе импортируемых КИ.

2.7.5. Наличие и выполнение документированной процедуры контроля за квалификацией КИ категории А, в том числе импортируемых КИ.

2.7.6. Наличие и выполнение документированной процедуры одобрения КИ категории Б, в том числе импортируемых КИ.

2.7.7. Наличие и выполнение документированной процедуры, описывающей порядок оформления Заключения о завершении работ по квалификации КИ категории А и одобрению КИ категории Б, в том числе импортируемых КИ.