ВВЕДЕНИЕ

Необходимость организационного совершенствования процесса диспансеризации взрослого населения, с применением методов бережливого производства, связана с выявленной недостаточной удовлетворенностью потребителей медицинских услуг как процессом, так и результатами диспансеризации, причинами которой могут являться:

- низкая организационная дисциплина (в том числе недостижение плановых показателей) выполнения требований порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.02.2015 N 36ан, а также приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 87н "О формах медицинской документации и статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров";

- ненадлежащее исполнение функциональных обязанностей медицинскими работниками при проведении диспансеризации;

- низкая кадровая укомплектованность ОМП/КМП и ТО;

- подмена функций ОМП/КМП участковыми терапевтами;

- низкая пользовательская активность медицинского персонала по внесению данных в ПО МИС МО.

Следствием вышеперечисленного стали такие проблемы процесса, как:

- Неоправданно длительное время протекания процесса (ВПП) диспансеризации (более 70 дней);

- Недостаточная доступность методов 1 этапа и низкая доступность методов 2 этапа диспансеризации, главным образом инструментальных;

- Неоправданно высокая частота посещения МО гражданами для выполнения отдельных методов диспансеризации;

- Длительное время ожидания гражданами результатов исследований;

- Неоправданно длительное время пребывания граждан в МО при проведении исследований и консультаций.

При отработке методики построения образцовых отделений медицинской профилактики в трех регионах РФ: г. Калининград, г. Ярославль и г. Севастополь, в эксперименте было показано, что при рациональной организации процесса диспансеризации ВПП можно сократить до 2 - 4 дней, а количество посещений МО с 13 до 3 - 4 посещений. Это способствует повышению привлекательности процесса за счет значительного сокращения затрат времени и росту удовлетворенности процессом застрахованного населения.

Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания практической помощи как лицам, ответственным за организацию и проведение диспансеризации населения, так и врачебному и среднему медицинскому персоналу, непосредственно участвующему в этом процессе. В процессе дальнейшего накопления опыта по диспансеризации населения предполагается совершенствование нормативно-правовой базы с учетом внедрения принципов бережливого производства в повседневную практику МО.