1.3. Пояснительная записка

Цели, задачи мероприятий по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

При определении мероприятий по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) учитываются следующие особенности их совершения:

при столкновении, опрокидывании автомобиля;

на железнодорожных переездах;

в ходе перевозки опасных грузов;

при пожарах на автотранспорте;

при падении автомобилей с крутых склонов;

при падении автомобилей в водоемы.

Мероприятия по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий проводятся в целях:

оказания помощи пострадавшим в ДТП;

проведения аварийно-спасательных работ на месте ДТП;

предотвращения возникновения (распространения) вторичных поражающих факторов, возникающих при ДТП;

создания условий для восстановления нормального функционирования участка дороги, в месте совершения ДТП, прилегающей территории и расположенных на этой территории объектов.

Основные задачи для органов управления территориальной и функциональных подсистем РСЧС ________ области являются:

Территориальный орган МВД России (подразделение Госавтоинспекции) по

-----------------------------------------------------------------------

субъекту Российской Федерации

-----------------------------

осуществление при необходимости распорядительно-регулировочных действий на месте затора и организация движения транспорта в объезд места дорожно-транспортного происшествия и проведения аварийно-спасательных работ;

принятие мер по спасению граждан, охране имущества и обеспечению охраны общественного порядка на месте происшествия;

оказание первой помощи пострадавшим;

оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой помощи, а также транспортных средств иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации последствий затора;

организация при необходимости доставки пострадавших в ближайшее медицинское учреждение;

оповещение участников дорожного движения о начале движения после ликвидации затора;

принятие мер к сохранности вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к дорожно-транспортному происшествию.

Органы, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и

-----------------------------------------------------------------------

ликвидации ЧС (МЧС России)

--------------------------

организация, при необходимости, проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды на месте ДТП;

организация, при необходимости, применения средств индивидуальной защиты, соблюдение режимов радиационной, химической и биологической безопасности;

привлечение необходимых сил и средств к ликвидации последствий ДТП (деблокирование и извлечение людей из поврежденного транспортного средства, оказание первой помощи пострадавшим и т.п.);

организация, при необходимости, проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) транспортных средств, места ДТП и прилегающей к нему территории, проведение мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности; организация тушения локальных очагов возгорания и проведение первоочередных аварийно-спасательных работ.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере

-----------------------------------------------------------------------

охраны здоровья граждан

-----------------------

обеспечивает организацию передачи информации о возникшей ЧС в ТЦМК и заинтересованные лечебные учреждения;

обеспечивает оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим в догоспитальных и госпитальных периодов;

при наличии медицинских показаний организует проведение медицинской эвакуации пострадавших, в том числе с применением санитарной авиации.

Органы управления дорожно-строительных организаций

--------------------------------------------------

организация объезда места ДТП;

информирование участников дорожного движения о безопасных условиях движения на участках дорог, где произошло ДТП, а также путей объезда соответствующих происшествий;

Комплекс первоочередных мероприятий по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий:

разведка и оценка обстановки;

поиск и деблокирование пострадавших, оказание им первой медицинской помощи;

локализация последствий дорожно-транспортных происшествий.

В случае дорожно-транспортных происшествий, связанных с перевозкой опасных грузов, дополнительно:

определение границ опасной зоны и ее ограждение;

локализация и ликвидация воздействия поражающих факторов;

обеспечение пострадавших средствами индивидуальной защиты и их эвакуация из опасной зоны;

контроль содержания опасных веществ в воздухе, воде и почве.

Состав сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

С целью повышения эффективности ликвидации последствий ДТП, оказания помощи пострадавшим автомобильные дороги федерального значения определяются зоны обслуживания (рисунок 1 приложения N 4).

В ликвидации последствий ДТП участвуют:

подразделения Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по ________ области, отдельные пожарно-спасательные посты АСО Г(О)БУ "Управление ГПСС ________ области", АСО УГОЧС г. ________ (Таблица 1 приложения N 4);

подразделения УМВД России по ________ области (дежурные части, следственно-оперативные группы, территориальные (местные) подразделения Госавтоинспекции МВД России, подразделения дорожно-патрульной службы) (Таблица 2 приложения N 4);

подразделения управления здравоохранения области (Таблица 3 приложения N 4);

силы и средства дорожно-строительных организаций (Таблица 4.1 и 4.2 приложения N 4);

сведения по пунктам обогрева и питания (Таблица 5 приложения N 4);

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Таблица 6 приложения N 4, а не таблица 5 приложения N 6.

сведения о видеокамерах на ФАД, проходящих по территории субъектов (Таблица 5 приложения N 6);

силы и средства территориальной подсистемы РСЧС.

Силы и средства других министерств и ведомств (ФСБ России, Минобороны России и др.) могут дополнительно привлекаться к ликвидации последствий ДТП, в зависимости от характера и масштаба (Таблица 1 приложения N 5).

Организация реагирования при получении сигнала о ДТП

Система донесений, оповещения, связи и взаимного обмена информацией подразделений взаимодействующих экстренных служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП.

Старший прибывший пожарно-спасательных и других подразделений в вышестоящие органы управления, в зависимости от характера деятельности подразделения, представляются доклады и донесения:

1) Первичные данные по ДТП;

2) Об организации работ по ликвидации последствий ДТП, объеме и ориентировочных сроках проведения мероприятий;

3) О ходе проведения работ по ликвидации последствий ДТП;

4) О состоянии и своевременном восполнении материально-технических ресурсов;

5) О завершении работ по ликвидации последствий ДТП.

При определении привлекаемых сил и средств учитывается масштаб, характер ДТП, возникновение поражающих факторов.

Оповещение органов управления, сил РСЧС, органов управления других ведомств и населения об угрозе радиационного и химического заражения производится установленным порядком. Оповещение доводится только до тех районов, населенных пунктов, воинских частей, различных учреждений и населения, которым угрожает опасность.

Развертывание системы связи и взаимного оповещения в месте совершения ДТП осуществляется поэтапно по мере прибытия участников ликвидации последствий, в соответствии с принятой структурой управления и с учетом защиты от возможных поражающих факторов. Руководство развертыванием и организацией связи осуществляет начальник соответствующего органа управления РСЧС по прибытии к месту ДТП. Для обеспечения управления используются радиостанции и громкоговорящие установки автомобилей связи и оповещения, а также носимые радиостанции и электромегафоны.

Организация связи должна обеспечивать: своевременное получение данных о характере и масштабе ДТП; непрерывное управление силами при выдвижении к месту совершения ДТП, в ходе организации и проведения работ по ликвидации его последствий.

Порядок действий при получении дежурно-диспетчерской службой сообщения о ДТП

Старший оперативный дежурный ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по ________ области" при получении сообщения о ДТП обязан:

уточнить место ДТП (участок автодороги, населенный пункт, улица), тип автомобилей, наличие погибших и пострадавших, требуется ли скорая помощь, есть ли зажатые в автомобилях, есть ли разлив топлива, какая помощь требуется, прервано движение по дороге или нет, возможные пути объезда, маршруты для проведения эвакуации и госпитализации;

сообщить об аварии дежурному территориального органа МВД России;

оповестить ЕДДС муниципального района, где произошло ДТП;

выслать на место аварии дежурное подразделение ПСС, если требуется деблокировать пострадавших, или пожарные подразделения, если они могут оказать помощь раньше или требуется смыв топлива;

организовать взаимодействие с дорожными службами, обслуживающими данный участок автодороги, службой аварийных комиссаров;

по возвращении спасательных подразделений или в территориальном органе Госавтоинспекции МВД России уточнить фамилии погибших и пострадавших, номера пострадавших транспортных средств.

Для аварий, попадающих под критерии ЧС (происшествие) дополнительно:

доложить информацию о произошедшем ДТП начальнику территориального органа МЧС России по ________ области;

выслать на место ДТП оперативную группу МГПО, ОГ ЦУКС по ________ области;

сообщить имеющуюся информацию оперативному дежурному территориального органа МВД России, УФСБ России, прокуратуры и ответственному дежурному управления Госавтодорнадзора по ________ области;

организовать взаимодействие с управлением Госавтодорнадзора по________ области, с приемной ПП Президента РФ по ________ области, с ОД Г(О)БУ УГПСС по ________ области, с ОД территориального органа МВД России по ________ области, с ОД территориального органа Госавтоинспекции МВД России по ________ области, с ОД ГУЗ "ЛОССМП и МК", с ОД прокуратуры по ________ области, с приемной Роскомнадзора по ________ области, с дорожными службами обслуживающими данный участок автодороги, с дежурным ООО "ОССП" служба аварийных комиссаров, с Главой администрации МО, с руководством объекта;

осуществить сбор информации о ходе ликвидации происшествия, лечебных учреждениях, куда отправлены пострадавшие и их состоянии.

Порядок реагирования дежурной смены пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при получении сигнала о ДТП

Радиотелефонист ПЧ обязан:

уточнить место, время, количество пострадавших, масштаб и характер ДТП, наличие поражающих факторов;

доложить начальникам ПЧ и пожарно-спасательного подразделения;

проконтролировать убытие пожарно-спасательного подразделения к месту ДТП;

обобщать поступающую информацию, обеспечивать ее доведение до руководящего состава ПЧ и вышестоящих органов управления.

Дежурный ПСС (ПСФ) обязан:

уточнить место, время, количество пострадавших, масштаб и характер ДТП, наличие поражающих факторов;

доложить начальнику службы, начальнику дежурной смены;

проконтролировать убытие дежурной смены к месту происшествия;

обобщать поступающую информацию, обеспечивать ее доведение до руководящего состава и вышестоящих органов управления.

Этапы проведения АСДНР при ликвидации последствий ДТП.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы по ликвидации последствий ДТП включают в себя:

прием и обработку сообщений о ДТП;

выезд и следование к месту совершения ДТП;

развертывание сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий ДТП;

разведку места совершения ДТП;

поиск, спасание пострадавших в ДТП, оказание им первой медицинской помощи и эвакуацию их в близлежащие медицинские учреждения;

выполнение аварийно-спасательных и специальных работ по ликвидации последствий ДТП;

сбор и возвращение сил и средств к месту дислокации.

Прием и обработка вызовов осуществляются дежурным (дежурным диспетчером) аварийно-спасательного формирования, подразделения пожарной охраны. Обработка вызова должна быть завершена за возможно короткое время и не должна задерживать выезд и следование сил и средств к месту совершения ДТП.

Выезд и следование к месту совершения ДТП включают в себя сбор личного состава по сигналу "ТРЕВОГА" и его доставку на автомобилях и иных специальных транспортных средствах на место совершения ДТП.

При развертывании сил и средств и последующем проведении АСДНР для обеспечения безопасности участников ликвидации последствий ДТП, возможности маневрирования прибывающей специальной техникой и оборудованием, установки резервной специальной техники, оборудования и развертывания дополнительных объектов обеспечения АСДНР могут быть проведены необходимые действия по ограничению или запрещению доступа посторонних лиц на место совершения ДТП и движения транспорта на прилегающей территории. До прибытия соответствующих служб органов внутренних дел эти действия выполняются личным составом в порядке, определяемом руководителем ликвидацией последствий ДТП.

Разведка в месте совершения ДТП ведется непрерывно с момента прибытия и до ликвидации последствий. При этом устанавливается:

наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасения (защиты), а также возможность защиты (эвакуации) имущества;

основные характеристики возможных поражающих факторов, обусловленных особенностями места совершения ДТП, степенью опасности перевозимых грузов;

возможность проявления вторичных поражающих факторов ДТП (возгорания транспортного средства, теплового воздействия пожара, угрозы новых столкновений поврежденного транспортного средства с другими, химического заражения и т.п.);

наличие в месте совершения ДТП объектов повышенной опасности (электроустановок под напряжением, взрывчатых, химических веществ и пр.), возможность и целесообразность их нейтрализации;

возможные пути ввода сил и средств для проведения АСДНР и иные данные, необходимые для выбора решающего направления действий;

необходимость оказания пострадавшим экстренной медицинской и психологической помощи;

достаточность сил и средств, привлекаемых к проведению АСДНР.

Спасание людей в ходе ликвидации последствий ДТП проводится с использованием всех возможных форм, способов и методов, а также технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность как пострадавших, так и участников проведения АСДНР. Место выполнения аварийно-спасательных работ делится на 3 зоны. В первой зоне (в радиусе 5 метров) находятся только спасатели, выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим. Во второй зоне (в радиусе 10 метров) располагаются остальные члены спасательной группы, которые обеспечивают готовность аварийно-спасательных средств к применению. В третьей зоне (в радиусе более 10 метров) находятся средства доставки спасателей к месту ДТП, средства освещения и ограждения, другие аварийные технические средства.

Если существует угроза жизни и здоровью людей, а также вероятность распространения этих факторов, то проводится эвакуация людей. Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий ликвидации последствий ДТП и состояния пострадавших. Защита спасаемых людей от воздействия поражающих факторов ДТП в случае невозможности их перемещения в безопасное место осуществляется с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими действия сил, предназначенных для проведения АСДНР. С этой целью могут применяться средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, средства первой медицинской помощи, а также иные, в том числе приспособленные, средства. До прибытия к месту совершения ДТП медицинского персонала первую медицинскую помощь пострадавшим в установленном порядке оказывает личный состав подразделений, проводящих АСДНР.

Ликвидация последствий ДТП организуется с использованием имеющихся технических средств, с обязательным соблюдением техники безопасности при производстве работ. При действиях в условиях химического заражения, радиоактивного загрязнения, пожаров, а также аномальных температур окружающего воздуха работа организуется с учетом необходимости сохранения работоспособности личного состава аварийно-спасательных подразделений, возможностей специальной техники. Особое внимание уделяется применению средств индивидуальной защиты, соблюдению режимов радиационной защиты и химической безопасности, других требований безопасности.

Возвращение сил и средств к месту постоянной дислокации проводится с разрешения старшего начальника, после соответствующего доклада о выполнении работ по ликвидации последствий ДТП.

Организация взаимодействия.

Взаимодействие осуществляется на основании законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Взаимодействие обеспечивается:

немедленным взаимным оповещением (информированием) о происшедших дорожно-транспортных происшествиях и необходимых потребностях в силах и средствах, с использованием всех имеющихся каналов связи, в том числе автоматизированных информационно-управляющих систем интегрированных с автоматизированной информационно-управляющей системой АИУП ДПС;

совместными скоординированными действиями органов управления, подразделений и сил, привлекаемых к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;

эффективным управлением работами по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

Оповещение всех взаимодействующих органов управления участвующих в ликвидации последствий ДТП, осуществляется немедленно, независимо от ведомственной принадлежности дежурных служб, получивших информацию о ДТП с наличием:

пострадавших (погибших и раненых);

угрозы или факта возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС), пожаров, взрывов;

крупных ДТП, с участием десяти и более транспортных средств;

ДТП с участием пассажирского автотранспорта (автобусы, троллейбусы, маршрутные такси);

ДТП с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы;

ДТП на железнодорожных переездах, мостах, водных переправах, в тоннелях и т.п.