См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов, утв. Минфином России.

Меры в области таможенно-тарифного регулирования

В условиях замедления роста мировой экономики и усиления протекционистских тенденций, включая санкционное давление, таможенно-тарифная политика должна быть направлена на поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, повышение конкурентоспособности производителей, улучшение товарной структуры внешней торговли, стимулирование инвестиционных процессов в экономике, в том числе привлечение прямых иностранных инвестиций. Таможенно-тарифная политика должна способствовать сдерживанию роста внутренних цен, обеспечивать фискальную функцию бюджета, сокращать прямые и косвенные издержки операторов внешнеэкономической деятельности.

В текущих условиях таможенно-тарифная политика России проводится на фоне либерализации торговли с отдельными странами в рамках создания зон свободной торговли на уровне ЕАЭС. Как следствие, объемы предоставленных тарифных преференций будут увеличиваться, а конкуренция на внутреннем рынке расти. Сейчас соглашение о свободной торговле действует с Вьетнамом, с Ираном подписано временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли.

Действующие ставки вывозных таможенных пошлин в рамках исполнения обязательств России в ВТО достигли конечного уровня. На текущем этапе функционирования ЕАЭС вопросы установления вывозных пошлин отнесены к компетенции национальных правительств. При этом в предстоящие годы планируется принять механизмы проведения согласованной экспортной таможенно-тарифной политики.

В целях переориентации экспортных потоков сжиженных газов на российских потребителей по мере расширения и модернизации нефтехимических производств в среднесрочной перспективе продолжится поэтапное повышение вывозных таможенных пошлин в отношении сжиженных углеводородных газов высокой степени очистки (29 группа ТН ВЭД ЕАЭС) с их доведением к 2022 году до уровня 90% от пошлины на сжиженные углеводородные газы в смеси (27 группа ТН ВЭД ЕАЭС).

Важным направлением таможенно-тарифного регулирования станет работа по расширению международного сотрудничества Российской Федерации в области поставок нефти и нефтепродуктов. Так, в среднесрочной перспективе при экспорте углеводородов в ряд стран СНГ и ЕАЭС на основании двусторонних Соглашений предполагается дальнейшее применение беспошлинного режима вывоза в рамках утвержденных годовых балансов, обеспечивающих потребности внутреннего рынка при гарантиях соблюдения и фактическом обеспечении экономических интересов Российской Федерации, в том числе в отношении реэкспорта.

На 2019 - 2020 годы перечнем обязательств Российской Федерации перед ВТО предусмотрено снижение ставок ввозных таможенных пошлин по 135 подсубпозициям действующего единого таможенного тарифа ЕАЭС (1,2% от общего количества 10-значных позиций в Таможенном тарифе), в том числе по 111 тарифным линиям предусмотрено снижение с 1 сентября 2019 года (промышленная продукция), а в отношении товаров 24 тарифных линий - с 1 января 2020 года (продовольственная продукция).

К мерам, направленным на повышение прозрачности внешнеэкономических операций, относится внедрение механизма прослеживаемости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС. На первом этапе механизм прослеживаемости будет функционировать в рамках пилотного проекта. Хозяйствующие субъекты будут участвовать в эксперименте на добровольной основе. Механизм будет внедряться по ограниченному списку товаров. Подписанным постановлением определены группы товаров, подлежащих прослеживаемости в рамках эксперимента до конца 2019 года: холодильное и морозильное оборудование, автопогрузчики, прочие погрузчики и тягачи, бульдозеры, грейдеры, экскаваторы, машины стиральные, оборудование для обработки текстиля, мониторы, проекторы, приемники телевизионные, детские коляски и автомобильные кресла, схемы электронные интегральные.