I. Введение

В последние годы российская экономика столкнулась с глобальными экономическими вызовами.

Структурные сдвиги в экономике происходят все стремительнее, их существование влияет на все процессы, в том числе политические и социальные.

Происходящие изменения настолько значительны, что могут быть охарактеризованы как крупнейший за всю историю технологический переход, когда богатство природных ресурсов и дешевизна труда перестают быть основными факторами роста.

Цифровые преобразования на современном этапе - один из главных факторов мирового экономического роста.

Развитие цифровых технологий и усиление роли инноваций приводят к изменению экономической картины мира, стирают географические границы товарных рынков, разрушают устоявшиеся экономические связи и создают совершенно новые рынки (информационно-технологические) и совершенно новые структурные связи, характеризующиеся глобальным многосторонним характером, а также оказывающие влияние на смежные отрасли и сферы хозяйствования.

Быстрые изменения, происходящие в сфере цифровых технологий, представляют собой вызов и угрозу для задействованных в процессе участников. На рынках появляются новые, ранее не существовавшие продукты, применение которых потребителями до этого не представлялось возможным, и потому их обращение до недавнего времени не подлежало контролю со стороны государства.

В этих условиях конкуренция является основным фактором, способным обеспечить экономический рост.

Именно поэтому на современном этапе экономического развития вопросы состояния конкуренции приобретают все большее, если не ключевое значение.

Высокий уровень развития конкуренции во всех отраслях способен обеспечить стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности, повышение благосостояния потребителей и повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

Глобальные экономические вызовы современной экономики ставят новые цели и задачи по совершенствованию правовых и организационных мер обеспечения, защиты и развития конкуренции.

При этом решение таких задач может быть обеспечено только при условии преодоления негативных факторов экономики, объективно сдерживающих развитие конкуренции и экономический рост: высокая доля государственного участия в экономике, недостаточность сегмента малого и среднего предпринимательства, существенная доля нарушений условий конкуренции со стороны органов власти, картелизация российской экономики, системные проблемы в сфере государственного заказа и закупок государственных компаний и естественных монополий, системные проблемы обеспечения равного доступа к государственным ресурсам.

Направления структурных реформ, а также цели, задачи и принципы деятельности для решения поставленных задач определены в Указе Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции".

Указом установлено, что активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Не менее важным стратегическим документом экономической политики является Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

В соответствии с национальными целями Правительством Российской Федерации разработаны 12 Национальных проектов, паспорта которых утверждены Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, а также Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, который утвержден распоряжением Правительства от 30.09.2018 N 2101-р.

Мероприятия, связанные с реализацией Национального плана развития конкуренции, затрагивают те же сферы деятельности, что и Национальные проекты.

Указанные стратегические документы имеют общую цель по развитию и стабильному росту экономики Российской Федерации, а, следовательно, не могут быть эффективно реализованы в отрыве друг от друга.

Осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации и достижение иных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204, может быть обеспечено исключительно мероприятиями, учитывающими цели, задачи и основополагающие принципы экономической политики, основанной на развитии конкуренции.

В целях противостояния глобальным экономическим вызовам и достижения национальных целей и задач развития Российской Федерации необходим комплекс масштабных мероприятий по содействию развитию конкуренции, а также консолидация усилий по выполнению поставленных задач как органов власти всех ветвей и уровней, так и всех институтов гражданского общества.

К 2019 году в Российской Федерации сформирована современная правовая и организационная основа защиты конкуренции:

- правовые институты защиты конкуренции соответствуют лучшим практикам ведущих антимонопольных органов мира и при этом учитывают специфику формирования внутренних экономических отношений;

- взаимодействие антимонопольных органов, судов, объединений предпринимателей, профессиональных сообществ юристов и экономистов создало действующий организационный механизм защиты конкуренции, позволяющий вырабатывать стандарты и практические требования антимонопольной политики в отношении важнейших товарных рынков Российской Федерации.

Миссией Федеральной антимонопольной службы является свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России.

Свободная конкуренция между участниками рынков стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя.

Исходя из этого, усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.

Для эффективной реализации Миссии ФАС России разработаны документы, определяющие основные направления развития деятельности службы: Политика в области управления качеством государственных функций и услуг, а также Кадровая Политика.

Результативность и эффективность системы антимонопольного надзора, в первую очередь, зависит от синтеза личных и профессиональных качеств сотрудников службы. Именно поэтому Кадровая Политика по приоритетности занимает равное место с задачей формирования качественной системы надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных рынках.

Настоящая Стратегия разработана с учетом актуальной оценки макроэкономических и микроэкономических процессов, национальных целей, определенных стратегическими документами, действующими в Российской Федерации.

Указанные цели положены в основу приоритетов в деятельности службы:

1. Обеспечение реализации целей, задач и основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции при реализации Национальных проектов;

2. Совершенствование правовых и организационных механизмов защиты конкуренции;

3. Создание эффективных механизмов развития конкуренции на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе снижение доли государственного участия в экономике;

4. Совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации;

5. Реформирование правового регулирования деятельности естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифного регулирования;

6. Создание условий для эффективной конкуренции при осуществлении закупок для государственных (муниципальных), корпоративных нужд и реализации на торгах государственного и муниципального имущества;

7. Повышение эффективности осуществления контроля в сфере государственного оборонного заказа.

В целях исполнения настоящей Стратегии разрабатываются на краткосрочный период план нормативно-правовой работы, а также план мероприятий по реализации Стратегии.