1.1.3. Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха

1.1.3. Государственный надзор в области охраны

атмосферного воздуха

Федеральный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Росприроднадзором в рамках федерального государственного экологического надзора в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

Под государственным надзором в области охраны атмосферного воздуха понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

00000012.png

Типовые и массовые нарушения, выявленные

при осуществлении федерального государственного надзора

в области охраны атмосферного воздуха в 2016 и 2017 гг.

N п/п

Статья КоАП Российской Федерации

Кол-во в 2016

Кол-во в 2017

1

ст. 8.21 ч. 1 - Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

921

859

2

ст. 8.21 ч. 2 - Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

484

400

3

ст. 8.21 ч. 3 - Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений

843

550

К типовым и массовым нарушениям в сфере государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха относятся нарушения ст. 8.21 КоАП Российской Федерации (ч. 1 - 3):

- ч. 1 - выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

указанное нарушение зачастую происходит по причине безответственного и пренебрежительного подхода природопользователей к необходимости получения разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а также в некоторых случаях ввиду незнания требований природоохранного законодательства.

- ч. 2 - нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

данное нарушение происходит по нескольким основным причинам:

выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ, не указанных в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

несоблюдение нормативов предельно допустимых выбросов и при установлении временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

невыполнение в установленные сроки утвержденного плана мероприятий по снижению выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

- ч. 3 - нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

указанное нарушение чаще всего совершается природопользователями по причине отсутствия выделения необходимых средств на приобретение и обслуживание данного оборудования.

Все вышеперечисленные типовые нарушения являются нарушениями, влекущими непосредственный ущерб охраняемым законом ценностям и учитываются при присвоении объектам государственного надзора категорий риска (высокий риск причинения вреда).

Таким образом, учитывая типовые причины, способствующие нарушению обязательных требований, основным видом профилактических мероприятий в данной сфере является непосредственная работа с природопользователями (разъяснительная и консультационная работа, информирование по вопросам соблюдения обязательных требований, проведение "деловых игр").

В 2017 году апробирована практика автоматического направления уведомлений об истечении сроков разрешительной документации в "Личные кабинеты природопользователей", на 2018 год запланированы анализ эффективности данных профилактических мероприятий и отладка автоматической рассылки уведомлений.

Также в рамках Года экологии в России в 2017 году были заключены соглашения с крупными промышленными предприятиями о проведении природоохранных мероприятий, в частности переоснащения оборудования и аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. В результате данной работы по некоторым предприятиям уже отмечено снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На 2018 год запланировано внедрение "пилотного" проекта по автоматическому контролю промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах негативного воздействия высоких категорий риска (I категория негативного воздействия), которое будет способствовать повышению ответственности природопользователей, уменьшению количества правонарушений в установленной сфере и снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Совместно с промышленными предприятиями и субъектами Российской Федерации в 2018 году планируется разработка и внедрение паспортов по оздоровлению территорий особого внимания (г. Красноярск, г. Челябинск, г. Череповец и др.), включающих мероприятия по снижению выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух.