1.1.6. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) и пожарный надзор на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения

1.1.6. Федеральный государственный лесной надзор

(лесная охрана) и пожарный надзор на землях особо

охраняемых природных территорий федерального значения

Федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется Росприроднадзором при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее - ООПТ) согласно порядку, установленному Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394.

Территориальными органами Росприроднадзора на постоянной основе осуществляются различные надзорные мероприятия в области охраны и использования ООПТ федерального значения, в том числе по проверке соблюдения требований пожарной безопасности и сохранности лесных насаждений.

00000014.png

В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

Вместе с тем на территориях ООПТ за последние два года были зафиксированы единичные случаи правонарушений, связанных с незаконной вырубкой леса. На территории национального парка "Себежский" зафиксировано 4 случая незаконной вырубки древесины общим объемом 7,9 м3 (из них два случая - вырубка сухостоя). В 2-х случаях материалы по незаконной вырубке древесины были переданы на расследование в МО МВД России "Себежский" (при вырубке сухостоя материалы на расследование не передавались). В одном случае было возбуждено уголовное дело, и виновное лицо привлечено к уголовной ответственности, и в добровольном порядке оплатило ущерб, причиненный лесам незаконной рубкой, в размере 41,2 тыс. рублей.

Типовые и массовые нарушения, выявленные

при осуществлении государственного лесного надзора

(лесной охраны) и пожарного надзора на землях особо

охраняемых природных территорий федерального значения

N п/п

Статья КоАП Российской Федерации

Кол-во в 2016

Кол-во в 2017

1

ст. 8.24 - Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования

1

0

2

ст. 8.25 - Нарушение правил использования лесов

51

14

3

ст. 8.27 - Нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства

3

0

4

ст. 8.31 - Нарушение правил санитарной безопасности в лесах

17

16

5

Ст. 8.32 - Нарушение правил пожарной безопасности в лесах

67

30

В пожароопасном периоде зарегистрированы крупные природные пожары в Дальневосточном и Сибирском федеральном округах. Так, самые крупные пожары отмечены в Амурской области в Хинганском (10451 га) и в Норском (7755 га) заповедниках. При этом, следует отметить, что в Хинганском заповеднике в ходе проведения проверки готовности к пожароопасному периоду Росприроднадзором выявлялись нарушения в части выполнения противопожарных мероприятий. Аналогичные нарушения в заповеднике были выявлены и органами прокуратуры. Кроме того, органами прокуратуры выявлялись нарушения в Норском заповеднике, Тункинском национальном парке (Республика Бурятия), национальном парке "Земля леопарда" (Приморский край). Следует отметить, что в указанном национальном парке Росприроднадзором также были выявлены достаточно серьезные нарушения.

Также крупные пожары зарегистрированы в Красноярском крае (Тунгусский заповедник - 3177 га, Центрально-Сибирский заповедник - 1 тыс. га), Республике Бурятия (Баргузинский заповедник - 3255 га), Иркутской области (Байкало-Ленский заповедник - 2770 га), Забайкальском крае (национальный парк Алханай - 620 га, Сохондинский заповедник - 200 га).

При этом, дирекциями указанных ООПТ противопожарные мероприятия выполнены в полном объеме, при проверках готовности к пожароопасному периоду территориальными органами Росприроднадзора нарушения не выявлены.

Данная ситуация обусловлена в первую очередь, климатическими условиями и пожароопасной обстановкой в указанных регионах: особый противопожарный режим введен на всей территории Республики Бурятия, Забайкальского края, Иркутской области.

По результатам проверок, установлено, что тушение лесных пожаров сотрудниками ФГБУ, в целом эффективно осуществляется в местах, куда возможен доступ без авиасопровождения. При тушении лесных пожаров в труднодоступных местах, относящихся к зоне авиапатрулирования, выявлены следующие проблемы:

- недостаток авиационной техники для тушения лесных пожаров;

- государственное задание не предусматривает выполнение работ по тушению лесных пожаров, соответственно, не предусмотрено финансирование, наличие которого позволило бы обеспечить своевременное привлечение сил и средств к тушению пожаров;

- переход лесных пожаров с территории земель лесного фонда и иных категорий;

- отказ авиакомпаний от осуществления работы без предварительной предоплаты, в том числе доставки людей или оборудования к местам дислокации, вследствие чего обеспечить своевременную доставку людей и оборудования к местам тушения пожаров не представлялось возможным.

Таким образом, учитывая положительную динамику по снижению количества нарушений, представляется целесообразным в рамках профилактической работы уделить особое внимание проведению разъяснительной и консультационной работы с населением (совместно с МЧС России), а также проработать с Минприроды России и дирекциями по управлению ООПТ вопросы дистанционного контроля в рамках пожарного надзора в лесах на землях ООПТ и систем оповещения и реагирования на сигналы о лесных пожарах на ООПТ.