1.1.1. Федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

1.1.1. Федеральный государственный надзор за геологическим

изучением, рациональным использованием и охраной недр

Федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется Росприроднадзором на основании статьи 37 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293.

Федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих пользование недрами на лицензионных участках, за исключением участков недр местного значения. Государственный геологический надзор по вопросам предотвращения самовольного пользования недрами производится в отношении всех объектов без исключения, при этом для принятия соответствующих мер материалы передаются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Задачей государственного геологического надзора является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

00000010.png

Органами Росприроднадзора в 2017 году выявлены 2611 нарушений, связанных с невыполнением условий пользования недрами участками недр. К таким нарушениям относят:

невыполнение условий по началу проведения ГРР;

невыполнение условий по срокам начала добычных работ;

невыполнение условий по утверждению запасов полезных ископаемых;

отсутствие технического проекта на разработку месторождений полезных ископаемых;

невыполнение установленных уровней добычи полезных ископаемых и других проектных показателей.

За указанные нарушения приняты меры административного воздействия, в том числе по ст. 7.3 КоАП Российской Федерации, на сумму 276 млн. рублей (взыскано 105 млн. рублей).

Типовые и массовые нарушения, выявленные

при осуществлении федерального государственного надзора

за геологическим изучением, рациональным использованием

и охраной недр в 2016 и 2017 гг.

N п/п

Статья КоАП Российской Федерации

Кол-во в 2016

Кол-во в 2017

1

ч. 1 ст. 7.3 - Пользование недрами без лицензии на пользование недрами

468

616

2

ч. 2 ст. 7.3 - Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта

1131

992

3

ст. 7.4 - Застройка площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений без разрешения, необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами

47

52

4

ст. 8.9 - Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки

88

108

Все вышеперечисленные типовые нарушения являются нарушениями, влекущими непосредственный ущерб охраняемым законом ценностям, которые также учитываются при присвоении объектам государственного надзора категорий риска (высокий риск причинения вреда).

Учитывая рост количества нарушений обязательных требований в области государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, которые относятся к высокому риск причинения вреда, в 2018 году необходимо не только расширение практики проведения профилактических мероприятий, в том числе с привлечением уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но проведение дополнительного анализа подконтрольной среды для выявления причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований и для определения способов устранения или снижения рисков их возникновения, а также выработка новых механизмов мотивации недропользователей к добросовестному поведению.