Заключение Соглашения о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Заключение Соглашения о временном пребывании

ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей

Условия для временного помещения в организацию для детей-сирот ребенка, законные представители которого по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, а также перечень документов, предоставляемых органом опеки и попечительства в организацию для детей-сирот, определены в Положении.

Согласно пунктам 12 и 13 Положения законным представителям представляется право на временное помещение ребенка в организацию для детей-сирот на основе соглашения, заключенного между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства, о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот (далее - Соглашение). Соглашением в обязательном порядке предусматривается участие законного представителя ребенка в его воспитании, посещении и участии в обеспечении содержания ребенка в организации для детей-сирот, срок пребывания ребенка в организации для детей-сирот. Кроме того, Соглашением определяются обязательные мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, оказываемой в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании, права и обязанности организации для детей-сирот, а также ответственность сторон за нарушение условий Соглашения. Примерная форма такого Соглашения, согласно требованиям Положения, утверждена приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 753 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2015 г., регистрационный N 38800).

Необходимо учитывать, что Положением не предусмотрена возможность помещения детей в организацию для детей-сирот до момента заключения Соглашения.

Положением не регулируется процедура заключения Соглашения, однако определяется, что в целях его заключения законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка <13>.

--------------------------------

<13> В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Из смысла статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что у гражданина не может быть более одного места жительства. Согласно статье 4 Семейного кодекса Российской Федерации к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

Вместе с тем представляется, что заявление законных представителей о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот должно быть совместным. При этом не ограничивается право на заключение Соглашения одним из законных представителей с согласия другого законного представителя.

При отсутствии соглашения между законными представителями относительно временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот возникшие разногласия следует разрешать органу опеки и попечительства в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения законных представителей, а также мнения ребенка, достигшего 10-летнего возраста. Учет мнения законного представителя, проживающего отдельно, не обязателен только при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным. В связи с этим законным представителям при обращении в орган опеки и попечительства должны быть разъяснены их права и обязанности, а также последствия в случае уклонения от исполнения обязанностей либо злоупотребления своими правами в отношении ребенка в течение периода, на который ребенок временно помещен в организацию для детей-сирот. Так, оставление (отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций) является основанием для составления акта об оставлении ребенка в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации <14>, и для учета ребенка в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

--------------------------------

<14> Приложение N 4 к Порядку, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2015 г. N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2015 г., регистрационный N 36498).

При обращении законных представителей в органы опеки и попечительства при принятии решения о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот должен быть привлечен уполномоченный представитель организации для детей-сирот в целях согласования положений Соглашения, включения в него необходимых требований как к законным представителям, так и к организации для детей-сирот, а также уполномоченный орган государственной власти в сфере социального обслуживания (для определения возможных социальных услуг для помощи семье в заботе о ребенке в соответствии с законодательством о социальном обслуживании).

По решению органа опеки и попечительства для рассмотрения обращений законных представителей о временном помещении детей в организацию для детей-сирот может быть создана межведомственная группа, в которую наряду со специалистами органа опеки и попечительства и работниками организации для детей-сирот могут быть включены специалисты (сотрудники) аппарата комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органа управления социальной защитой населения или учреждения социального обслуживания, медицинских организаций, органов внутренних дел.

Орган опеки и попечительства представляет в организацию для детей-сирот документы, перечень которых указан в Положении. Таким образом, орган опеки и попечительства после обращения законных представителей о заключении Соглашения должен:

1) запросить у законных представителей документы и сведения, указанные в подпунктах "а" - "ж" пункта 15 Положения:

а) личное заявление о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот;

б) копию свидетельства о рождении или паспорта ребенка;

в) копии документов, удостоверяющих личность и полномочия законных представителей.

Документом, удостоверяющим личность, является паспорт, а также к таким документам относятся, в том числе, военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу); временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации); справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти <15>.

--------------------------------

<15> Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства <16>.

--------------------------------

<16> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

К документам, удостоверяющим полномочия законного представителя, относятся решение суда об усыновлении (удочерении), свидетельство об установлении отцовства, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.

Копии свидетельства о рождении или паспорта ребенка, копии документов, удостоверяющих личность и полномочия законных представителей, представляются законными представителями с предъявлением оригиналов, если копии документов не заверены.

г) сведения о близких родственниках ребенка (при наличии).

Сведения о родственниках ребенка (их наличии) также целесообразно указывать законным представителям в заявлении о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот;

д) заключение медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по месту жительства или пребывания ребенка, о состоянии здоровья ребенка с приложением результатов медицинского обследования ребенка, временно помещаемого в организацию для детей-сирот.

Порядок выдачи такого заключения федеральным законодательством не регулируется. Как правило, заключение выдается медицинской организацией по аналогии с Правилами проведения медицинского обследования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещаемых под надзор в организацию для детей-сирот <17>.

--------------------------------

<17> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 октября 2015 г. N 711н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39447).

е) заключение психолого-медико-педагогической комиссии (при его наличии) - для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии носит для законных представителей детей рекомендательный характер.

Представленное законными представителями детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания <18>.

--------------------------------

<18> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2013 г., регистрационный N 30242).

ж) индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (при ее наличии).

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем <19> реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

--------------------------------

<19> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду".

ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается и выдается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах <20>.

--------------------------------

<20> Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 г. N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2017 г., регистрационный N 47579).

2) провести обследование условий жизни несовершеннолетнего и его семьи.

Форма акта и порядок обследования могут быть определены субъектом Российской Федерации, так как федеральным законодательством они не предусмотрены. Органами опеки и попечительства также может быть использована форма акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. N 334 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2009 г., регистрационный N 15610), целью которого является выявление обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином.

3) получить направление органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок получения направления определяется субъектом Российской Федерации.

4) обеспечить участие уполномоченного представителя организации для детей-сирот в согласовании условий Соглашения; организовать его подписание законными представителями;

5) представить документы, указанные в пункте 15 Положения, вместе с Соглашением в организацию для детей-сирот.

Согласно общим правилам о заключении договора <21>, орган опеки и попечительства направляет предложение подписать Соглашение законным представителям, а также в организацию для детей-сирот. Сторонами обсуждаются вопросы, связанные с обязательствами сторон, в том числе путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны Соглашения.

--------------------------------

<21> Глава 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

С учетом имеющейся сети организаций для детей-сирот сторонами Соглашения одновременно могут выступать орган опеки или попечительства по месту жительства или пребывания ребенка и орган опеки и попечительства по месту расположения организации для детей-сирот. При этом в Соглашении должны быть конкретно определены полномочия каждого органа опеки и попечительства.

В соответствии с Положением в Соглашении обязательно должны быть предусмотрены мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, оказываемой в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании. Социальное обслуживание осуществляется на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг и договора, заключаемого с законными представителями, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Примерная форма договора о предоставлении социальных услуг утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2014 г., регистрационный N 35441).

Соответственно, органом опеки и попечительства в порядке межведомственного взаимодействия должно оказываться содействие законным представителям в подаче необходимых заявлений и заключении договора о предоставлении социальных услуг, а мероприятия по предоставлению семье помощи рекомендуется предусматривать в соответствии со сроками и условиями, предусмотренными для предоставления соответствующих услуг индивидуальной программой предоставления социальных услуг.

Также возможно на основании соглашения о сотрудничестве и с согласия учредителя осуществлять взаимодействие организации для детей-сирот с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами) в целях профилактики социального сиротства.

Сторонам Соглашения необходимо предоставить возможность запрашивать друг у друга любую информацию, необходимую для исполнения обязательств по настоящему Соглашению.

В Соглашении необходимо предусмотреть порядок прекращения Соглашения, в том числе по причине передачи ребенка законному представителю до окончания срока временного пребывания, определенного Соглашением, и при существенном нарушении Соглашения одной из сторон.

При нарушении законными представителями закрепленных в Соглашении обязательств (нарушение графика посещения ребенка, уклонение от участия в его воспитании и т.д.) организация для детей-сирот может инициировать вопрос об организации дальнейшего жизнеустройства ребенка согласно установленным законодательством требованиям.