Эксплуатанты воздушных судов

20. Эксплуатанты воздушных судов (авиационные предприятия) в пределах своей компетенции принимают меры обеспечения авиационной безопасности в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 N 128, Федеральными авиационными правилами "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требования федеральных авиационных правил", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.08.2015 N 246, с учетом Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 N 142, и "Типового положения о службе авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) гражданской авиации", утвержденного приказом Федеральной авиационной службы России от 15.07.1998 N 222, в рамках которых разрабатывают в письменном виде, осуществляют и обновляют программу авиационной безопасности эксплуатанта, соответствующую положениям типовой программы согласно Федеральной системе АБ, содержащую комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности применительно к особенностям условий базирования, географии полетов воздушных судов, типов эксплуатируемых воздушных судов, объема пассажирских и грузовых перевозок и другим факторам, а также необходимые инструкции и технологии для персонала эксплуатанта в части обеспечения авиационной безопасности и обеспечивают их исполнение работниками авиапредприятия. Программа авиационной безопасности эксплуатанта должна по мере необходимости, но не реже чем один раз в два года, быть пересмотрена, обновлена и согласована (одобрена) Федеральным агентством воздушного транспорта (территориальным органом).

САБ эксплуатантов обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей САБ аэропортов на договорной основе.

В вопросах защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства службы авиационной безопасности эксплуатантов обязаны выполнять распоряжения служб авиационной безопасности аэропортов, на территории которых базируются воздушные суда эксплуатантов.

При этом в отсутствие служб авиационной безопасности эксплуатанты обеспечивают проведение командиром воздушного судна предполетного досмотра воздушного судна, его бортовых запасов, членов экипажа воздушного судна, перевозимых лиц и их имущества, а также груза и почты.

Эксплуатанты воздушных судов также:

назначают должностное лицо из числа руководителей, соответствующее установленным требованиям, в обязанности которого входит обеспечение исполнения функций по авиационной (транспортной) безопасности;

планируют и реализуют процедуры, обеспечивающие своевременное ознакомление персонала эксплуатанта с необходимой информацией, включая информацию об авиационной безопасности, персонале организаций, изменениях в законах, правилах и нормативных правовых актов государств, на территории которых осуществляется деятельность эксплуатанта, а также в руководствах эксплуатанта;

устанавливают и выполняют программу подготовки с целью ознакомления своих работников с превентивными мерами и методами в отношении пассажиров, багажа, грузов, почты, оборудования, запасов и бортового питания, предназначенных для перевозки на воздушном судне, с тем, чтобы их работники способствовали предотвращению актов терроризма или других форм незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;

обеспечивают ознакомление персонала с мерами авиационной (транспортной) безопасности в пределах его функциональных обязанностей;

обеспечивают наличие на борту воздушного судна контрольного перечня осмотра воздушного судна, которым следует руководствоваться при поисках взрывного устройства в случае предполагаемой диверсии и при проверке воздушного судна на предмет выявления спрятанного оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств, когда имеется подозрение относительно того, что воздушное судно может подвергнуться акту незаконного вмешательства в деятельность в области авиации; к контрольному перечню прилагаются инструкции в отношении действий, которые следует предпринимать в случае обнаружения взрывного устройства или подозрительного предмета, а также информация о наименее опасном месте размещения взрывного устройства на конкретном воздушном судне;

устанавливают и выполняют программу подготовки членов экипажа воздушного судна по авиационной безопасности, обеспечивающую принятие членами экипажа наиболее правильных действий, направленных на сведение к минимуму последствий актов незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и включающую в себя следующие элементы:

а) оценку уровня опасности события;

б) связь и координацию между членами экипажа;

в) соответствующие меры самообороны;

г) применение предназначенных для членов экипажа защитных устройств;

д) ознакомление с методами контроля поведения террористов и реакцией пассажиров;

е) учения по отработке действий в реальной обстановке с учетом различных условий, угроз;

ж) порядок действий в кабине летного экипажа в целях защиты воздушного судна;

з) правила досмотра воздушного судна и рекомендации относительно наименее опасных мест для размещения опасных предметов;

обеспечивают, чтобы в случае совершения акта незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, командир воздушного судна информировал о нем орган обслуживания воздушного движения, а при отсутствии связи с ним по возможности - орган внутренних дел;

обеспечивают, чтобы на всех самолетах, где устанавливается дверь кабины летного экипажа воздушного судна, дверь находилась в закрытом и запертом положении с момента закрытия всех внешних дверей после посадки пассажиров до открытия любой такой двери для их высадки, за исключением случаев покидания рабочего места членами летного экипажа;

выполняют требования по обеспечению авиационной (транспортной) безопасности и осуществлению контроля за выполнением мер авиационной (транспортной) безопасности авиаперсоналом и другими работниками эксплуатанта воздушных судов;

принимают превентивные меры, необходимые для исключения нахождения на борту воздушного судна оружия, взрывчатых веществ и опасных предметов, оставленных пассажирами;

принимают меры по установлению принадлежности зарегистрированного багажа пассажирам, занимающим места на борту самолета, включая трансферных и транзитных пассажиров;

принимают меры от несанкционированного доступа в ходе выполнения полета к перевозимым в грузовом отсеке багажа, грузов, почтовых отправлений, а также бортпитания, бортзапасов и бортприпасов;

организуют обеспечение мер безопасности при перевозке конвоируемых граждан (содержащихся под стражей, арестованных, задержанных, осужденных за преступления), а также граждан с психическими расстройствами (заболеваниями) и депортируемых (высылаемых) граждан;

организуют обеспечение и соблюдение мер установленного порядка для перевозки оружия в пассажирском салоне и грузовом отсеке воздушного судна;

организуют обеспечение контроля за доступом лиц к воздушному судну, находящемуся на техническом и предполетном обслуживании, и обеспечение его охраны;

проводят учения и тренировки по действиям членов экипажа и авиаперсонала на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе захвата, угона воздушного судна, диверсий и угроз их осуществления в отношении воздушного судна и объектов авиационной организации;

обеспечивают выполнение членами экипажей воздушных судов мер авиационной безопасности при обнаружении на борту воздушного судна подозрительных предметов или получения информации о нахождении их на борту воздушного судна;

определяют порядок эвакуации с воздушного судна пассажиров и членов экипажа и проведения досмотра воздушного судна на земле;

организуют принятие специальных мер обеспечения безопасности, подлежащих применению в периоды повышенной угрозы для гражданской авиации или в отношении особо важных, специальных и подконтрольных рейсов (полетов);

организуют получение удостоверений членов экипажа воздушного судна, обеспечение их учета, хранения, выдачи и уничтожения, как документов строгой отчетности.

В аэропортах иностранных государств представитель эксплуатанта совместно с командиром воздушного судна принимают необходимые меры по предотвращению и пресечению попыток незаконного вмешательства в деятельность в области авиации в соответствии с законами и правилами государства пребывания.

На аэродромах, посадочных площадках, на которых не предусмотрено наличие службы авиационной безопасности, командир воздушного судна организует обеспечение мер авиационной безопасности с привлечением членов экипажа воздушного судна.

Эксплуатанты авиации общего назначения обеспечивают меры авиационной безопасности в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения", утвержденными приказом Минтранса России от 27.03.2003 N 29.

В соответствии с "Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию", утвержденной совместным приказом Минюста России и МВД России от 24.05.2006 N 199 дсп/N 369 дсп, осуществляется конвоирование и перевозка лиц, подвергнутых судебному или административному разбирательству. При наличии пассажиров, подвергнутых судебному или административному разбирательству, которые должны быть перевезены на борту воздушного судна, эксплуатант и командир воздушного судна заблаговременно уведомляется для осуществления надлежащего контроля в целях безопасности. Соответствующие меры и процедуры включаются в программы авиационной безопасности эксплуатантов.

Провоз оружия на борту воздушного судна сотрудниками правоохранительных органов и другими уполномоченными лицами, находящимися при исполнении служебных обязанностей, осуществляется в соответствии с положениями "Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров", утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104, постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.1997 N 1314 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях", а также "Инструкции о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета", введенной в действие совместным приказом ФСВТ России и МВД России от 30.11.1999 N 120/971.