Общие положения

225. В целях сведения к минимуму последствий акта незаконного вмешательства, который может привести к человеческим жертвам и материальному ущербу, разрабатываются соответствующие скоординированные и эффективные меры реагирования и действия по урегулированию ситуации.

226. Аэропорты, авиационные организации, органы обслуживания воздушного движения (управления полетами), юридические и физические лица, осуществляющие деятельность на территориях аэропортов, разрабатывают согласованные с антитеррористическими комиссиями субъектов Российской Федерации планы действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, инструкции для персонала, устанавливают системы связи и проводят обучение сотрудников действиям в связи с актами незаконного вмешательства и иными чрезвычайными ситуациями. В планах предусматривается принятие возрастающих по масштабу мер по мере повышения степени угрозы, предоставление адекватных ресурсов для поддержки плана и определяются меры по защите и оказанию необходимой помощи пассажирам, членам экипажа и обеспечению сохранности воздушного судна, багажа, груза и почтовых отправлений. Планы включают в себя меры и процедуры с учетом различной степени угрозы, оценок риска и соответствующих мер безопасности, которые необходимо принять. Они предназначены для предупреждения событий и уменьшения степени их последствий, а также для подготовки всех подразделений аэропорта, которые будут выполнять задачи и иметь сферы ответственности в случае фактического акта незаконного вмешательства.

В планах учитывается выделение сил и средств для проведения мероприятий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, в зависимости от складывающейся обстановки при: захвате воздушного судна на земле; захвате воздушного судна в полете; угрозах террористических актов в отношении воздушных судов или важных объектов аэропорта; анонимных угрозах; инцидентах в аэропорту; вооруженном нападении в пределах границ аэропорта; вооруженном нападении на воздушное судно, сооружения и оборудование из-за пределов границ аэропорта; обследовании подозрительных устройств, которые могут быть использованы для совершения диверсии или других потенциальных источников опасности в аэропорту и принятие мер для их обезвреживания и ликвидации; иных инцидентах.

227. Все сотрудники, задействованные в осуществлении мер реагирования согласно плану действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, проходят подготовку (тренировки) в условиях аэропорта, включая персонал, задействованный при захвате воздушного судна на земле, персонал органов управления воздушным движением, задействованный в предоставлении разрешения на посадку воздушному судну, захваченному в полете, а также в сборе и рассылке информации в связи с актом незаконного вмешательства, персонал, задействованный в предоставлении медицинской и социальной помощи, а также сотрудники, проводящие досмотр воздушного судна в условиях конкретной угрозы.

Полномасштабные учения (тренировки), согласно плану действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, в учебно-практическом порядке проводятся с регулярной периодичностью с участием всех структур, задействованных в процессе принятия решений согласно плану действий на основании присвоенной Федеральным агентством воздушного транспорта объекту либо субъекту категории. При этом полномасштабные учения (тренировки) проводятся не реже, чем раз в два года, а учения (тренировки) по отработке различных элементов плана действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций проводятся не реже, чем один раз в год.

В целях выявления несоответствий, недостатков и устранения слабых сторон в механизмах реагирования и ответных действий после проведения учений (тренировок), оперативным штабом проводится оценка проведенных мероприятий и подводится итог. Информация о результатах учений (тренировок) и предпринятых корректирующих мерах направляется соответствующим организациям.