Досмотр пассажиров и ручной клади

118. Предполетный досмотр пассажиров и ручной клади является одной из важнейших мер по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, направленных на предотвращение проноса на воздушное судно оружия, взрывчатых веществ и других опасных предметов и устройств.

Предполетный досмотр пассажиров и ручной клади осуществляется в соответствии с положениями Воздушного кодекса Российской Федерации, настоящей Федеральной системы АБ, Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 г. N 142, "Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров", утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2007 г. N 104, "Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности", утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2015 г. N 227, "Программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта", а также в соответствии с требованиями "Технологии проведения досмотров", разработанной и утвержденной администрацией аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатантом, осуществляющими досмотр применительно к условиям аэропорта.

119. Предполетный досмотр пассажиров, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, производится в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала гражданской авиации, предотвращения возможных попыток захвата (угона) воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также предотвращения незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности.

120. Предполетный досмотр проводится на всех внутренних и международных рейсах, выполняемых воздушными судами эксплуатантов, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

121. Предполетный досмотр пассажиров, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится после регистрации пассажиров, а при выполнении международных полетов - до или после осуществления пограничного контроля и таможенного контроля либо в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, и иных видов контроля.

122. Предполетный досмотр пассажиров, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, осуществляется в специальных помещениях (пунктах досмотра) аэропорта, оборудованных стационарными техническими средствами досмотра (рентгенотелевизионным интроскопом, стационарным металлоискателем, портативными (ручными) металлоискателями, средствами обнаружения взрывчатых веществ), а также системой видеонаблюдения и видеозаписи, информация которой сохраняется в течение 1 месяца, аварийным освещением и электроснабжением, тревожной сигнализацией, телефонной связью, в том числе и прямой связью с диспетчером службы организации пассажирских перевозок, пунктами регистрации билетов и приема багажа, правоохранительными органами.

123. Пункты досмотра и соответствующие охраняемые зоны ограниченного доступа (стерильные зоны) должны находиться под постоянным контролем. Стерильные зоны, допуск в которые не контролируется на постоянной основе, должны подвергаться перед их использованием тщательной проверке сотрудниками досмотра с использованием возможностей кинологического подразделения и (или) технических средств.

124. Контроль за выходом на период посадки пассажиров осуществляется сотрудниками службы организации пассажирских перевозок.

В помещениях и зонах, в которых проводится пограничный и таможенный контроль действуют дополнительные режимные правила, подразделениями пограничного контроля органов пограничной службы и таможенных органов.

125. Предполетный досмотр пассажиров, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится сотрудниками службы авиационной безопасности, прошедшими соответствующую специальную подготовку (обучение) и имеющих сертификат (свидетельство), подтверждающую наличие у сотрудников досмотра требуемой квалификации для выполнения порученных функций.

В отношении всех пассажиров до начала и в ходе предполетного досмотра сотрудниками досмотра службы авиационной безопасности, а также работниками авиакомпаний при регистрации пассажиров проводится процедура профайлинга, в ходе которой осуществляются необходимые проверочные действий в отношении каждого из пассажиров.

126. Предполетный досмотр пассажиров, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится с применением технических и специальных средств: стационарных рентгенотелевизионных интроскопов, стационарных и портативных (ручных) металлоискателей, сканеров или систем интровидения в терагерцевом диапазоне электромагнитного спектра, детекторов взрывчатых веществ и других технических и специальных средств, сертифицированных в установленном порядке, а также ручным (контактным) методом.

Предполетный досмотр пассажиров, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, включает методы досмотра, позволяющие обнаруживать взрывчатые вещества и взрывные устройства при попытке их проноса на теле человека или в ручной клади, включающие в том числе: досмотр ручным (контактным) методом, использование детекторов выявления взрывчатых веществ, служебных собак, досмотровых сканеров, досмотр ручной клади с помощью рентгеновской установки.

127. Дополнительный досмотр, в том числе ручной (контактный) досмотр всех готовящихся к вылету пассажиров и находящихся при них вещей осуществляется при поступлении сообщения о готовящемся захвате либо угоне воздушного судна, выполняющего конкретный рейс или следующего в определенном направлении, во время повышенной угрозы совершения акта незаконного вмешательства на воздушное судно определенного рейса, при отсутствии или неисправности технических и специальных средств в пункте досмотра. Кроме того, дополнительный досмотр, в том числе досмотр ручным (контактным) методом, осуществляется для проверки вещей, внутреннее содержание которых нельзя определить с помощью технических и специальных средств, а также вещей, находящихся при пассажире, который определен как потенциально опасный. Досмотр ручным (контактным) методом проводится в отношении пассажиров в просторной одежде, скрывающей очертания его тела, а также при повторном срабатывании сигнализации металлоискателя.

128. Предполетный досмотр ручной клади пассажира, связанный с необходимостью ее вскрытия, производится в присутствии пассажира, но без его участия в процессе досмотра.

129. Лица, производящие предполетный досмотр пассажиров, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, обязаны быть внимательными и вежливыми в отношении пассажиров и не допускать действий, унижающих их достоинство.

130. Выявленные в ходе предполетного досмотра пассажиров и их ручной клади опасные предметы и вещества, находящиеся в свободной продаже, но запрещенные к перевозке на воздушном судне, изымаются с оформлением акта обнаружения и изъятия и передаются на хранение в специально оборудованный склад аэропорта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отдельные предметы, в том числе и бытового назначения, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, могут перевозиться в багажном отсеке воздушного судна и возвращаться пассажиру в пункте назначения.

Оформление и изъятие веществ, материалов и изделий, свободный оборот которых на территории Российской Федерации запрещен или ограничен, осуществляется сотрудниками органов внутренних дел на транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Процедуры, используемые в этих случаях, а также перечень опасных и запрещенных к перевозке предметов и веществ определяются законодательством Российской Федерации.

131. При отказе пассажира от прохождения предполетного досмотра или от предъявления для досмотра ручной клади перевозчик в соответствии с законодательством вправе расторгнуть с ним договор воздушной перевозки.

132. Организация проведения досмотра возлагается на администрацию аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта, осуществляющих досмотр в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142.

133. Порядок проведения досмотра осуществляется в соответствии с "Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров", утвержденными приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104.

134. После прохождения предполетного досмотра пассажиры, находящиеся в стерильной зоне, не должны иметь контактов с лицами, не прошедшими такого досмотра, в том числе с персоналом гражданской авиации, не имеющим отношения к обслуживанию воздушного судна и пассажиров данного рейса.

135. Если смешивание или контакт все же имели место, то соответствующие пассажиры и их ручная кладь вновь подвергаются досмотру перед посадкой на воздушное судно.