ПРИБЫТИЕ И УБЫТИЕ ЛИЦ И ИХ БАГАЖА

Федеральная система устанавливает требования по обеспечению официальных условий для прибытия на территорию Российской Федерации, транзита и убытия с территории Российской Федерации лиц и их багажа, следующих воздушным транспортом.

Экипажи воздушных судов, прибывающих в Российскую Федерацию, обеспечивают процедуру заполнения пассажирами рейса, не имеющими гражданства Российской Федерации, миграционных карт в полете.

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан" от 25.07.2002 N 115-ФЗ, въезд (выезд) осуществляется по действительному документу для выезда за границу при наличии визы. Для иностранных граждан, в чьих государствах отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, предусмотрена возможность получения виз в управлении по вопросам въезда иностранцев главного консульского управления Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Для упрощения и ускорения оформления лиц, прибывающих или убывающих воздушным транспортом, полномочные органы принимают правила пограничного контроля, соответствующие условиям воздушных перевозок, и применяют их таким образом, чтобы не допускать излишних задержек.

В ходе проведения пограничного контроля органами пограничной службы в пунктах пропуска международных аэропортов Российской Федерации для упрощения и ускорения оформления лиц, прибывающих или убывающих воздушным транспортом, применяются современные стационарные комплексы средств автоматизации проверки документов.

При оформлении прибытия и убытия пребывающих на их территории лиц соответствующие полномочные органы требуют представления только тех действительных документов для въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации, которые предусмотрены международными договорами и иными актами законодательства Российской Федерации - документы, действительные для пересечения Государственной границы.

В соответствии с принятым законодательством Российской Федерации паспорта, визы или прочие проездные документы выдаются полномочными органами в машиносчитываемой форме, указанной в документе ИКАО "DOC. 9303" "Машиносчитываемые проездные документы".

При предъявлении гражданами иностранных государств паспортов, не являющихся машиносчитываемыми, полномочные органы осуществляют контроль соответствия формата страницы техническим требованиям к "визуальной зоне", указанным в части 1 "Машиносчитываемый паспорт" документа ИКАО "DOC. 9303" "Машиносчитываемые проездные документы".

В случаях, когда полномочные органы требуют представления въездных виз от иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранцы), такие визы выдаются на основании законодательства Российской Федерации, учитывая принцип взаимности.

Срок действия визы и продолжительность пребывания на территории Российской Федерации устанавливаются законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В чрезвычайных ситуациях, когда иностранное лицо в силу форс-мажорных обстоятельств прибыло самолетом в международный аэропорт гражданской авиации Российской Федерации, полномочные органы предпринимают все необходимые меры, чтобы разрешить ему пересечение границы на основании законодательства Российской Федерации.

Медицинскому осмотру подвергаются только те пассажиры, которые в соответствии с Международными медико-санитарными правилами прибывают воздушным путем из района распространения инфекционной болезни и у которых эта болезнь может проходить инкубационный период.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет санитарно-ветеринарный контроль в целях предотвращения проникновения на территорию Российской Федерации продуктов животного происхождения, животных и птиц, которые могут быть источниками заражения для человека и животных.

Заключение о въезде в страну и выезде из страны выдается на условиях, предусмотренных санитарно-эпидемиологическим законодательством Российской Федерации, а также на основании международных конвенций в данной области, стороной которых Российская Федерация является.

Полномочные органы во взаимодействии с эксплуатантами воздушных судов и администрацией аэропорта должны стремиться обеспечивать оформление воздушного судна в срок, не превышающий 60 минут после высадки из воздушного судна, прибывшего по расписанию.

В случае целесообразности полномочные органы вводят систему предварительной информации о пассажирах, которая предусматривает сбор некоторых паспортных или визовых данных до вылета, передачу их с помощью электронных средств полномочным органам и проведение анализа таких данных в целях управления риском до прибытия, для ускорения оформления. В целях сокращения времени регистрации используются машиносчитывающие устройства, принимающую информацию, внесенную в машиносчитываемые проездные документы. При определении передаваемой информации для установления личности пассажиров полномочные органы требуют представления только той информации, которая указывается в машиносчитываемых зонах паспортов и виз, отвечающих техническим требованиям, содержащимся в документе ИКАО "DOC. 9303" "Машиносчитываемые проездные документы".

В международных аэропортах гражданской авиации Российской Федерации применяется двухканальная система "красного" и "зеленого" каналов, а также выборочный процесс таможенного досмотра и карантинного контроля с учетом требований управления риском, соответствующих условиям и объемам воздушных перевозок.

При выдаче визы на ограниченное количество въездов полномочные органы делают надлежащие пометки о каждом конкретном случае использования визы с тем, чтобы ее владелец, любой эксплуатант воздушного судна и, если потребуется, полномочные органы могли быстро установить ее действительность без использования каких-либо специальных средств.

После личного предъявления пассажирами и членами экипажа своих паспортов или других официальных проездных документов должностные лица, осуществляющие контроль в пунктах пропуска, возвращают документы сразу после проверки, за исключением особых случаев.

В международных аэропортах гражданской авиации Российской Федерации имеется транзитная зона для того, чтобы члены экипажа воздушных судов, пассажиры и их багаж, убывающие из аэропорта тем же или другим рейсом в третье государство, могли временно оставаться в аэропорту без прохождения формальностей пограничного контроля.

Полномочные органы, как правило, не требуют выполнения визовых формальностей для лиц, прибывающих и убывающих тем же воздушным судном или делающих пересадку с одного воздушного судна международного рейса на другое воздушное судно международного рейса (пересадка без покидания аэропорта).

Полномочные органы требуют представления транзитных виз в качестве меры по решению проблем, касающихся лиц без права на въезд, и обращают особое внимание на требования к транзитным визам.

Лица, находящиеся на территории Российской Федерации проездом, не имеющие транзитной визы, которые по форс-мажорным обстоятельствам не могут продолжить путешествие на воздушном судне, могут получить право на транзит через территорию Российской Федерации другими транспортными средствами на основании транзитной визы.

Полномочные органы не требуют предъявления иностранными лицами справок или других документов об уплате подоходных налогов.

Полномочные органы во взаимодействии с эксплуатантами воздушных судов и администрацией аэропорта стремятся к тому, чтобы при международных авиаперевозках общая продолжительность выполнения требуемых формальностей, связанных с вылетом (прилетом) пассажиров, не превышала в совокупности 60 минут для всех пассажиров, подлежащих оформлению, рассчитывая это время от момента прибытия пассажира в первый пункт - пункт контроля в целях обеспечения безопасности.

Полномочные органы разрешают прямую передачу засланного багажа в аэропорту с одного международного рейса на другой международный рейс без проверки, за исключением случаев, обусловленных мерами авиационной безопасности или другими необходимыми мерами контроля. В тех случаях, когда прямая передача не может быть осуществлена, принимаются меры к временному хранению такого багажа под тщательным контролем и наблюдением в соответствующем месте. В случаях прибытия засланного багажа международным рейсом и далее следующего в одно из государств, являющееся членом Таможенного союза, необходимо производить обязательное информирование должностных лиц таможенных подразделений.

Сотрудники таможенных подразделений разрешают эксплуатантам воздушных судов предъявлять неопознанный, невостребованный или засланный багаж для таможенной очистки в соответствующем пункте назначения от имени его владельца и доставлять такой багаж владельцу (при наличии у эксплуатанта воздушного судна специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области таможенного дела в качестве таможенного агента, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при условии соблюдения соответствующих мер безопасности и наличия у эксплуатанта воздушного судна специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области таможенного дела в качестве таможенного агента, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, сотрудники таможенных подразделений производят таможенное оформление неопознанного, невостребованного или засланного багажа и (или) его возврат эксплуатантам воздушных судов. Эксплуатантам воздушных судов может быть разрешено вскрыть такой багаж для установления его владельца.

Досмотр членов экипажа воздушных судов и их багажа в международных аэропортах гражданской авиации Российской Федерации при прибытии или при вылете осуществляется в наиболее короткое время.

Удостоверение члена экипажа воздушного судна используется в качестве удостоверения личности члена экипажа воздушного судна и является бланком строгой отчетности. Получение, выдача и хранение бланков удостоверений членов экипажей воздушных судов ведется в авиационных организациях ответственными лицами, назначенными руководителями этих организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Минтранса России.

В случаях, когда работающие в иностранных авиакомпаниях члены экипажа, имеющие при себе удостоверение члена экипажа, после посадки воздушного судна остаются в аэропорту и убывают тем же воздушным судном или очередным регулярным рейсом данного направления, полномочные органы признают такие удостоверения члена экипажа документами, дающими право на временный въезд (выезд) на территорию Российской Федерации, и не требуют предъявления паспортов или виз. Срок их временного пребывания не должен превышать 15 дней со дня их въезда в Российскую Федерацию.

Полномочным органам следует принимать необходимые меры для облегчения временного допуска на территорию Российской Федерации технического и летного персонала иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты на или через территорию Российской Федерации, исходя из того, насколько данный персонал требуется для решения организационно-технических задач, связанных с осуществлением этими авиакомпаниями регулярных международных воздушных сообщений.

Полномочные органы должны принимать необходимые меры для обеспечения въезда на территорию Российской Федерации для временного пребывания технического персонала иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты на или через территорию Российской Федерации с целью восстановления летной годности воздушного судна, которое по техническим причинам не может продолжать полет. В случаях, когда государственные полномочные органы требуют гарантий, например, в отношении оплаты расходов, связанных с пребыванием на территории Российской Федерации, а также возвращением технического персонала с этой территории, эти вопросы согласовываются таким образом, чтобы не задерживать допуск такого персонала.

Эксплуатант воздушного судна несет ответственность за безопасность пассажиров и членов экипажа на пути следования от воздушного судна до здания аэровокзала.

После принятия к проверке пассажиров и членов экипажа, компетентные контрольные органы несут ответственность за безопасность и охрану пассажиров и членов экипажа до того момента, когда им не будет разрешен на законном основании доступ на территорию Российской Федерации или не будет установлено, что они являются лицами без права на въезд. В этом случае они вновь передаются под ответственность эксплуатанта воздушного судна для отправки с территории Российской Федерации.

Эксплуатанты воздушных судов в пункте посадки на борт воздушного судна пассажиров должны принимать все меры к тому, чтобы убедиться, что пассажиры имеют действительные проездные документы, предписанные государствами транзита или назначения.

Полномочные органы и эксплуатанты воздушных судов должны сотрудничать в установлении подлинности и действительности документов на право пересечения Государственной границы, предъявляемых пассажирами при посадке на борт воздушного судна.

Полномочные органы заключают в одностороннем или двустороннем порядке соглашения о сотрудничестве или меморандумы о взаимопонимании с авиакомпаниями, выполняющими международные авиаперевозки в Российскую Федерацию или из Российской Федерации, которые устанавливают основные принципы взаимной поддержки и сотрудничества. В этих соглашениях необходимо указывать взаимную ответственность при установлении действительности и подлинности документов на право пересечения Государственной границы, а также необходимые меры по предотвращению утери или уничтожения пассажирами документов при следовании в пункт назначения.

В тех случаях, когда эксплуатанты воздушных судов сотрудничают с контрольными органами Российской Федерации, к примеру, в соответствии с соглашениями или меморандумами о взаимопонимании, заключенными между данными сторонами, для применения мер по недопущению перевозки лиц с не надлежаще оформленными документами, и это сотрудничество удовлетворяет соответствующие органы, штрафы или санкции, применяемые при транспортировке таких лиц на территорию Российской Федерации, должны уменьшаться или смягчаться.

Полномочные органы оказывают помощь эксплуатанту воздушных судов в оценке проездных документов, предъявляемых пассажирами, в целях предотвращения мошенничества и злоупотреблений и обеспечивают изъятие поддельных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В тех случаях, когда полномочные органы считают, что у лица отсутствуют основания для въезда в страну, они немедленно информируют эксплуатанта воздушного судна и проводят с ним консультации относительно возможности возвращения соответствующего лица и которое передается назад под ответственность эксплуатанта воздушного судна, который перевозил его непосредственно в пункт назначения.

Вместо изъятого документа полномочные органы, осуществившие изъятие, выдают сопроводительное письмо, к которому прилагаются фотокопии изъятых проездных документов (если таковые имеются) и решение о высылке. Сопроводительное письмо и прилагаемые к нему материалы передаются эксплуатанту, ответственному за высылку лица, которому отказано в праве на въезд. Эти документы используются в качестве информации для контрольных органов в пункте транзита и (или) в пункте первоначальной посадки. В случаях, когда у лица отсутствуют основания для въезда в страну, подготавливается аналогичное сопроводительное письмо.

Полномочные органы, ответственные за возврат лиц, которым отказано в праве на въезд, информируют (не позднее, чем за 24 часа до времени вылета) соответствующие органы государства транзита или государства назначения о планируемой перевозке. Это уведомление должно содержать следующую информацию:

- данные, удостоверяющие личность;

- причина перевозки;

- сведения о сопровождающем или сопровождающих;

- оценка риска компетентными полномочными органами.

В тех случаях, когда у лица отсутствуют основания для въезда в страну и данное лицо передается эксплуатанту воздушного судна для высылки с территории Российской Федерации, эксплуатант воздушного судна имеет право взыскать с данного лица все транспортные расходы, связанные с его высылкой.

Полномочные органы принимают для проверки лицо, у которого отсутствуют основания для въезда в страну и возвращенное из пункта его высадки после отказа ему в допуске на въезд, если ранее это лицо до посадки на борт воздушного судна находилось на территории Российской Федерации.

Полномочные органы обеспечивают информирование эксплуатантов воздушных судов в тех случаях, когда определенные лица обязаны совершить поездку воздушным путем, если им компетентными органами Российской Федерации приказано покинуть территорию Российской Федерации. Полномочные органы заблаговременно информируют эксплуатантов воздушных судов в целях принятия мер предосторожности для обеспечения безопасности полета.

Полномочные органы, отдавшие приказ о депортации, обеспечивают информирование компетентных органов государства транзита и, если это целесообразно, властей страны назначения о планируемой перевозке.